РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2024 года город Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Касимовой А.Н., при секретаре судебного заседания Петровой А.В., с участием прокурора Поповой А.Г., представителя ответчика ООО «Сервис плюс» - Ситак О.А., представителя ответчика ООО ЭК «Радиан» - Волошиной Н.Л., представителей ответчика ООО «БЭК» - Вафиной Г.А., Сиротиной А.К., представителя третьего лица ОАО «Иркутская электросетевая энергетическая компания» - Забелиной К.Л., представителя третьего лица ООО «Иркутскэнрегосбыт» Бурдуковской Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0024-01-2023-003861-83 ( 2-2243/2024) по исковому заявлению прокурора г.Усолье-Сибирское, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ООО «Сервис плюс», филиал ТЭЦ-11 ООО «Байкальская энергетическая компания», ООО ЭК «Радиан» о запрете эксплуатации объектов электросетевого хозяйства используемых потребителем электрической энергии, ограничении режима потребления электроэнергии объектов электросетевого хозяйства.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Сервис плюс», филиал ТЭЦ-11 ООО «Байкальская энергетическая компания», ООО ЭК «Радиан» о запрете эксплуатации объектов электросетевого хозяйства используемых потребителем электрической энергии, ограничении режима потребления электроэнергии объектов электросетевого хозяйства. В обоснование требований с учётом уточнённого иска указал, что прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов ОНД и ПР по <адрес> и <адрес> МЧС России по <адрес>, государственного инспектора отдела по надзору за электрическими сетями и электроустановки Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, законодательства об электроэнергетики ООО «Сервис плюс» (<данные изъяты>
Установлено, что в ходе проведенной проверки в деятельности ООО «Сервис плюс» установлены нарушения в сфере электроэнергетике, а именно:
не обеспечено соблюдение процедуры технологического присоединения, установленной Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения), а именно Акт об осуществлении технологического присоединения составлен, до получения разрешения органа федерального государственного энергетического надзора (п. 7 Правил технологического присоединения);
включение электроустановок по проектной схеме произведена без временного разрешения, выданного органом федерального государственного энергетического надзора (п. 26 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утв. приказом Министерства энергетики РФ от 12.08.2022 № 811 (далее - ПТЭЭПЭЭ));
ввод в эксплуатацию энергопотребляющих объектов осуществлен без получения разрешения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора (пп. а) п. 3 Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и тепло потребляющих установок, утв. постановлением Правительства РФ от 30.01.2021 № 85);
не актуализирован приказ о назначении лиц, ответственных за электрохозяйство от 13.02.2023 № 1э (имеется ссылка на недействующие Правила по эксплуатации электроустановок потребителей, утв. утв. приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6) (п.2 приказа Министерства энергетики РФ от 12.08.2022 № 811 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии»);
в распределительном щитке ШР-2 левого крыла главного корпуса отсутствует схема электрических соединений (п. ДД.ММ.ГГГГ Правила устройства электроустановок 7 издание (далее - ПУЭ 7 изд.), п. ДД.ММ.ГГГГ.4 СП 76.13330 «СНИП ДД.ММ.ГГГГ.-85 электротехнические устройства» (далее - СП-76), п. 27 ПТЭЭПЭЭ);
на щитке разового учета левого крыла главного корпуса отсутствует диспетчерское наименование (п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ 7 изд., п. ДД.ММ.ГГГГ.4 СП- 76, п. 24 ПТЭЭПЭЭ, п. 497 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утв. приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) (далее - ПТЭЭСиС));
на щитке разового учета левого крыла главного корпуса отсутствует знак безопасности (п. 2.18.4, прил. 9 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утв. приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) (далее - ИПиИСЗ)); электрические розетки левого крыла главного корпуса не имеют надписи с указанием напряжения и рода тока (п. 24 ПТЭЭПЭЭ, п. 633 ПТЭЭСиС);
в распределительном щитке ШР-1 правого крыла главного корпуса отсутствует схема электрических соединений (п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ 7 изд., п. ДД.ММ.ГГГГ.4 СП-76, п. 27 ПТЭЭПЭЭ);
не обеспечено соблюдение требования к эксплуатации распределительных устройств, а именно: отверстия в местах прохождения кабеля в трансформаторных подстанциях ТП-ЗБ, ТП-4Б не уплотнены, отверстия и проемы в наружных стенах ТП и фундаментах ТП не заделаны или не закрыты сетками для предотвращения попадания животных и птиц (п. 24 ПТЭЭПЭЭ, п. 489 ПТЭЭСиС).
Также согласно полученных сведений установлено, что ООО «Сервис плюс» получило от ООО ЭК «Радиан» акт об осуществлении технологического присоединения (данные изъяты)-ОТП/2023 от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный акт выдан ООО ЭК «Радиан» в адрес ООО «Сервис плюс» в нарушении действующего законодательства, а именно акт об осуществлении технологического присоединения составлен, до получения разрешения органа федерального государственного энергетического надзора, что также подтверждается справкой о выявленных нарушениях государственного инспектора отдела по надзору за электрическими сетями и электроустановками Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Вместе с тем, разрешение на ввод в эксплуатацию электросетевого хозяйства расположенного на территории ООО «Сервис плюс» выдавался Ростехнадзором только на электрооборудование ООО «Усольехимпром» в рамках договора между ООО «Усольехимпром» и ООО «Иркутскэнергосбыт» (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ. Данный договор расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, технические условия являлись неотъемлемой частью договора (п.9.4 договора), следовательно, действие технических условий прекратили свое действие, как и действие договора.
Кроме того, согласно акту об осуществлении технологического присоединения (данные изъяты)-ОТП/2023 от ДД.ММ.ГГГГ источником питания являются: <данные изъяты>
Технические условия технологического присоединения в обязательном порядке подлежат согласованию с системным оператором (Филиал АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы <адрес>» (Иркутское РДУ)) присоединяемых объектов электросетевого хозяйства, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, и энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше.
Акт на технологическое присоединение ООО «Сервис плюс» с максимальной разрешенной мощностью 15 МВт оформлены без технических условий, согласованных с системным оператором.
ООО «Сервис плюс» получило акт технологического присоединения в нарушение требований законодательство в сфере электроэнергетики.
В соответствии с приведенным действующим законодательством ООО ЭК «Радиан» не имело право в силу закона осуществлять деятельность по технологическому присоединению, в том числе выдавать документы технологического присоединения в отношении ООО «Сервис плюс».
Таким образом, в ходе проведенной проверки в действиях ООО «Сервис плюс», ООО ЭК «Радиан» установлены нарушения действующего законодательства в сфере электроэнергетики.
Между тем, в ходе проведенной проверки установлено, что ООО ЭК «Радиан» присоединен к сетям электроснабжения Филиала ТЭЦ-11 ООО «Байкальская энергетическая компания» в нарушении действующего законодательства, а именно акт об осуществлении технологического присоединения составлен, до получения разрешения.
Кроме того, между ООО «Иркутскэнергосбыт» и ООО «Сервис плюс» заключен договор энергоснабжения (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.2 указанного договора отпуск электрической энергии осуществляется для нужд электроустановок, указанных в приложении (данные изъяты), являющимся неотъемлемой частью договора. В соответствии с приложением (данные изъяты) адреса места нахождения электроустановок установлен: <адрес>, северо-западная часть города.
В настоящий момент ООО «Сервис плюс» использует электросетевое хозяйство без получения разрешения на ввод в эксплуатацию и согласования выделенных максимальных мощностей. Таким образом, органом федерального государственного энергетического надзора не проведена проверка электросетевого хозяйства ООО «Сервис плюс» на предмет оснащения устройствами релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику, а также требований о возможности их воздействия на объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, что создает угрозу возникновения ошибок при производстве оперативных переключений в системе энергоснабжения, при ликвидации аварийных ситуаций в системе энергоснабжения. При указанных обстоятельствах в случае возникновения аварийной ситуации существует угроза выхода из строя всей системы энергоснабжения <адрес> и прилегающих муниципальных районов, в том числе социально ориентированных субабонентов (ООО «Руссоль», ФГУП «Прибайкалье (Росрезерв), ООО «АкваСервис» (обеспечение холодным водоснабжением население <адрес>), ОГУЭП «Облкомунэнерго» (обеспечение <адрес> электроэнергией), что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц проживающих на территории <адрес> и прилегающей территории.
С учётом уточнённого иска (ДД.ММ.ГГГГ) просит: запретить эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства используемых потребителем электрической энергии ООО «Сервис плюс» (ОГРН 1193850000574 ИНН 3811459746), на территории расположенной по адресу: <адрес>, северо-западная часть <адрес>, территория производства химической продукции, до устранения нарушений п. 21 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты), выразившееся в не осуществлении процедуры согласования проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов электросетевого хозяйства ООО «Сервис плюс» с системным оператором (Филиал АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы <адрес>» (Иркутское РДУ);
обязать ООО Энергетическую компанию «Радиан» (ОГРН 1083810001395 ИНН 3810051697) ограничить режим потребления электроэнергии объектов электросетевого хозяйства используемых потребителем электрической энергии ООО «Сервис плюс» (ОГРН 1193850000574 ИНН 3811459746), на территории расположенной по адресу: <адрес>, северо-западная часть <адрес>, территория производства химической продукции, до устранения нарушений п. 26 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты), выразившееся в не осуществлении процедуры согласования проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов электросетевого хозяйства ООО «Сервис плюс» с системным оператором 16 (Филиал АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы <адрес>» (Иркутское РДУ).
В судебном заседании прокурор Ф.И.О5 на уточнённых исковых требованиях настаивает.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Сервис плюс» Ф.И.О3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
В судебном заседании представитель ответчика ООО Энергетическая компания «Радиан» - Ф.И.О6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Байкальская энергетическая компания» в лице филиала ТЭЦ-11 - Ф.И.О7, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Байкальская энергетическая компания» в лице филиала ТЭЦ-11 - Ф.И.О8, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
В судебном заседании представитель третьего лица <данные изъяты>» - Ф.И.О9, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель третьего лица <данные изъяты>» Ф.И.О4, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.
В судебное заседание представитель третьего лица Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица <адрес> <адрес>» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
В судебное заседание представитель третьего лица <адрес> «<адрес>» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьёй 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В силу статьи 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории международного медицинского кластера, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьёй 4 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, а также требования к обеспечению качества электрической энергии.
Надежность электроэнергетической системы обеспечивается посредством выполнения каждым субъектом электроэнергетики и каждым потребителем электрической энергии в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти.
Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, объекты электроэнергетики и (или) энергопринимающие установки которых функционируют или будут функционировать в составе электроэнергетической системы, обязаны обеспечить соответствие технических характеристик и параметров работы принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, их оборудования и устройств установленным нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти требованиям, обеспечивающим нахождение параметров электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы в пределах допустимых значений, надежность и устойчивость электроэнергетической системы и качество электрической энергии, и поддерживать соответствие указанных технических характеристик и параметров данным требованиям в процессе эксплуатации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике» предусмотрен порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:
правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;
процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов микрогенерации (в том числе типовую форму договора об осуществлении технологического присоединения объекта микрогенерации к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;
правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;
состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;
ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения;
порядок осуществления системным оператором и сетевой организацией оценки соответствия технических решений, принятых в проектной документации, требованиям технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям и проверки выполнения технических условий для технологического присоединения.
В отношении объектов по производству электрической энергии и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, планирующие их строительство (реконструкцию) и технологическое присоединение лица обязаны разработать и согласовать с сетевой организацией и системным оператором соответственно схему выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Правила разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, в том числе требования к их составу и содержанию, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Технологическое присоединение объектов микрогенерации должно предусматривать обеспечение технического ограничения выдачи электрической энергии в сеть с максимальной мощностью, не превышающей величину максимальной мощности принимающих устройств потребителя электрической энергии, которому принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты микрогенерации, и составляющей не более 15 киловатт.
Лица, обратившиеся к сетевой организации для заключения договоров об осуществлении технологического присоединения или заключившие такие договоры, вправе обратиться в органы государственного регулирования цен (тарифов) для урегулирования споров, связанных с установлением и применением сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе в части оснащения устройствами релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику, и требований о возможности их воздействия на объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения).
Согласно пункту 1 Правил технологического присоединения – настоящие Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
В соответствии с пунктом 7 Правил технологического присоединения - настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 85 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13, 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, которые используются физическими лицами для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 85 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В соответствии с подпунктами а, в пункта 3 Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 30.01.2021 № 85, разрешение на допуск требуется для допускаемых объектов следующих категорий и в следующих случаях:
а) для объектов по производству электрической энергии (в том числе по производству в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии (далее - энергопринимающие установки) - в случаях, предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила технологического присоединения к электрическим сетям);
в) для вновь вводимых в эксплуатацию или реконструированных объектов по производству электрической энергии (в том числе по производству в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих установок, объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок, технологическое присоединение которых не осуществляется, - в случае если их параметры (характеристики) идентичны параметрам объектов и установок, для которых получение разрешений на допуск предусмотрено Правилами технологического присоединения к электрическим сетям и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", соответственно.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденные приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811, устанавливают требования к организации и осуществлению технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (далее - электроустановки) и распространяются на потребителей электрической энергии - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании электроустановками, за исключением потребителей - физических лиц, указанных в пункте 3 Правил
Согласно пункту 3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811, техническая эксплуатация (далее - эксплуатация) электроустановок должна включать:
ввод в работу новых, реконструированных (модернизированных, технически перевооружаемых) электроустановок, нового (модернизированного) оборудования и новых (модернизированных) устройств, входящих в состав электроустановок;
использование электроустановок по функциональному назначению;
формирование и использование по назначению документации, указанной в Правилах;
оперативно-технологическое управление электроустановками;
ремонт и техническое обслуживание электроустановок;
консервацию, реконструкцию (техническое перевооружение, модернизацию) электроустановок в части, не относящейся к предмету законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 26 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811, при вводе в работу (первичном включении в сеть) нового основного оборудования и ЛЭП (на вводимых в эксплуатацию вновь построенных, реконструированных (модернизированных, технически перевооружаемых электроустановках), а также нового оборудования на действующих электроустановках, в том числе после его замены, потребителем должны быть выполнены следующие мероприятия:
приемо-сдаточные испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем электроустановок;
комплексное опробование ЛЭП и основного оборудования;
иные мероприятия по вводу ЛЭП и оборудования в работу в составе энергосистемы, предусмотренные пунктами 192 - 195 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и правилами ввода объектов электроэнергетики, их оборудования и устройств в работу в составе энергосистемы, утверждаемыми Минэнерго России в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Приемо-сдаточные испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем должны проводиться по проектным схемам после окончания на этом оборудовании монтажных и строительных работ.
Для проведения пусконаладочных работ и опробования электрооборудования допускается включение электроустановок по проектной схеме на основании временного разрешения, выданного органом федерального государственного энергетического надзора.
При комплексном опробовании оборудования должна быть:
проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность их эксплуатации;
проведена проверка и настройка всех систем контроля и управления, устройств защиты и блокировок, устройств сигнализации и контрольно-измерительных приборов.
Комплексное опробование считается успешно проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного и вспомогательного оборудования в течение 72 часов, а ЛЭП - в течение 24 часов.
Дефекты, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе приемо-сдаточных и пусконаладочных испытаний, комплексного опробования электроустановок, должны быть устранены.
Перед опробованием и приемкой должны быть подготовлены условия для надежной и безопасной эксплуатации принадлежащего потребителю объекта:
укомплектован, обучен (с проверкой знаний) электротехнический и электротехнологический персонал;
разработана и утверждена эксплуатационная документация;
подготовлены и испытаны защитные средства, инструмент, запасные части и материалы;
введены в действие средства связи, сигнализации и пожаротушения, аварийного освещения и вентиляции.
Эксплуатация электроустановок должна осуществляться с соблюдением требований Правил, нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок и обеспечению качества электрической энергии, утвержденных Минэнерго России в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и (или) постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 244 "О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", и на основании технической (в том числе инструктивной и оперативной) документации, разработанной и утвержденной потребителем в соответствии с главой III Правил, а также с учетом требований проектной документации и документации организаций - изготовителей оборудования, входящего в состав электроустановок.
В соответствии со статьёй 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с пунктом 2 правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, акт об осуществлении технологического присоединения – документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке.
Согласно пункту 75 правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, условия технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в новых технических условиях и акте об осуществлении технологического присоединения должны быть идентичны условиям, указанным в ранее выданных документах о технологическом присоединении.
В соответствии с абзацем 4 подпункта «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 07.09.2024) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:
нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (в том числе превышение максимальной мощности энергопринимающего устройства потребителя), вызванное подключением потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики электропотребляющего оборудования либо изменением потребителем режима работы подключенного электропотребляющего оборудования.
Из пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Сервис плюс» включено в Единый государственный реестр юридических лиц и зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (данные изъяты) по <адрес>. Основным видом деятельности является «Деятельность по обработке данных, предоставлению услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность» (ОКВЭД (данные изъяты) (том 1 л.д. 16-23).
На основании решения прокурора <адрес> о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) (том 1 л.д. 11), прокурором <адрес> с привлечением специалистов ОНД и ПР по <адрес> и <адрес> МЧС России по <адрес>, государственного инспектора отдела по надзору за электрическими сетями и электроустановки Енисейского управления Федеральной службы по экоглогическому, технологическому и атомному надзору, была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сервис плюс» (<данные изъяты>).
В ходе проведенной проверки в деятельности ООО «Сервис плюс» установлены нарушения в сфере электроэнергетике, а именно:
не обеспечено соблюдение процедуры технологического присоединения, установленной Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) (далее - Правила технологического присоединения), а именно Акт об осуществлении технологического присоединения составлен, до получения разрешения органа федерального государственного энергетического надзора (п. 7 Правил технологического присоединения);
включение электроустановок по проектной схеме произведена без временного разрешения, выданного органом федерального государственного энергетического надзора (п. 26 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утв. приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) (далее - ПТЭЭПЭЭ));
ввод в эксплуатацию энергопотребляющих объектов осуществлен без получения разрешения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора (пп. а) п. 3 Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты);
не актуализирован приказ о назначении лиц, ответственных за электрохозяйство от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)э (имеется ссылка на недействующие Правила по эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)) (п.2 приказа Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии»);
в распределительном щитке ШР-2 левого крыла главного корпуса отсутствует схема электрических соединений (п. ДД.ММ.ГГГГ Правила устройства электроустановок 7 издание (далее - ПУЭ 7 изд.), п. ДД.ММ.ГГГГ.4 СП 76.13330 «СНИП ДД.ММ.ГГГГ.-85 электротехнические устройства» (далее - СП-76), п. 27 ПТЭЭПЭЭ);
на щитке разового учета левого крыла главного корпуса отсутствует диспетчерское наименование (п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ 7 изд., п. ДД.ММ.ГГГГ.4 СП- 76, п. 24 ПТЭЭПЭЭ, п. 497 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утв. приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) (далее - ПТЭЭСиС));
на щитке разового учета левого крыла главного корпуса отсутствует знак безопасности (п. 2.18.4, прил. 9 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утв. приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) (далее - ИПиИСЗ));
электрические розетки левого крыла главного корпуса не имеют надписи с указанием напряжения и рода тока (п. 24 ПТЭЭПЭЭ, п. 633 ПТЭЭСиС);
в распределительном щитке ШР-1 правого крыла главного корпуса отсутствует схема электрических соединений (п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ 7 изд., п. ДД.ММ.ГГГГ.4 СП-76, п. 27 ПТЭЭПЭЭ);
не обеспечено соблюдение требования к эксплуатации распределительных устройств, а именно: отверстия в местах прохождения кабеля в трансформаторных подстанциях ТП-ЗБ, ТП-4Б не уплотнены, отверстия и проемы в наружных стенах ТП и фундаментах ТП не заделаны или не закрыты сетками для предотвращения попадания животных и птиц (п. 24 ПТЭЭПЭЭ, п. 489 ПТЭЭСиС).
В ходе рассмотрения гражданского дела ряд нарушений, ответчиком ООО «Сервис плюс» были устранены, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, письменными пояснениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Енисейского управления Ф.И.О10, дополнением к отзыву ООО «Сервис плюс».
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Русские энергетические технологии» и ООО «Сервис плюс» (потребитель) заключен договор энергоснабжения (данные изъяты).
ООО «Сервис плюс» получило от ООО ЭК «Радиан» акт об осуществлении технологического присоединения (данные изъяты)-ОТП/2023 от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено пояснениями ответчика ООО «Сервис плюс» и сторонами не оспаривалось (л.д. 161 т.1).
Акт об осуществлении технологического присоединения составлен до получения разрешения органа федерального государственного энергетического надзора, что также подтверждается справкой о выявленных нарушениях государственного инспектора отдела по надзору за электрическими сетями и электроустановками Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Вместе с тем, разрешение на ввод в эксплуатацию электросетевого хозяйства расположенного на территории ООО «Сервис плюс» выдавался Ростехнадзором только на электрооборудование ООО «Усольехимпром» в рамках договора между ООО «Усольехимпром» и ООО «Иркутскэнергосбыт» (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт об осуществлении технологического присоединения между ООО «СибЭнергоАктив-Иркутск» и ООО «Сервис плюс», максимальная мощность указана 10100 кВт. (т. 1 л.д. 24).
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения (данные изъяты)-ОТП/2023 от ДД.ММ.ГГГГ источником питания являются: <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЭК Радиан» и ООО «Сервис плюс» был составлены технические условия для присоединения к электрическим сетям (данные изъяты)-ТУ/2023 (т. 1 л.д. 196), где указано 6 точек присоединения.
Акт от ДД.ММ.ГГГГ был составлен взамен акта (данные изъяты)-У/2022, что не оспаривалось сторонами и подтверждено пояснениями АО «Иркутская электросетевая компания», ООО «Иркутская энергосбытовая компания», АО «Системный оператор Единой энергетической системы» (т. 1 л.д. 185, 188, 192).
Пунктом 5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 определено, что при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативнодиспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
Технические условия технологического присоединения в обязательном порядке подлежат согласованию с системным оператором (Филиал АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Иркутской области» (Иркутское РДУ)) присоединяемых объектов электросетевого хозяйства, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, и энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше.
Акт на технологическое присоединение ООО «Сервис плюс» с максимальной разрешенной мощностью оформлены без технических условий, согласованных с системным оператором.
Требования согласования технических условий регламентированы в пункте 21 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, а именно «в целях подготовки технических условий сетевая организация в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки направляет ее копию на рассмотрение системному оператору (за исключением заявок, поданных заявителями, указанными в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил). Системный оператор в течение 15 дней со дня получения проекта технических условий от сетевой организации рассматривает заявку и осуществляет согласование проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов по производству электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, а также присоединяемых объектов электросетевого хозяйства, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, и энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше.
В соответствии с приведенным действующим законодательством ООО «Сервис плюс» получило акт технологического присоединения в нарушение требований законодательство в сфере электроэнергетики, в соответствии с приведенным действующим законодательством ООО ЭК «Радиан» не имело право в силу закона осуществлять деятельность по технологическому присоединению, выдавать документы технологического присоединения в отношении ООО «Сервис плюс».
Таким образом, в ходе проведенной проверки в действиях ООО «Сервис плюс», ООО ЭК «Радиан» установлены нарушения действующего законодательства в сфере электроэнергетики.
Между тем, в ходе проведенной проверки установлено, что ООО ЭК «Радиан» присоединен к сетям электроснабжения Филиала ТЭЦ-11 ООО «Байкальская энергетическая компания» в нарушении действующего законодательства, а именно акт об осуществлении технологического присоединения составлен, до получения разрешения органа федерального государственного энергетического надзора.
Кроме того, между ООО «Иркутскэнергосбыт» и ООО «СЕРВИС ПЛЮС» заключен договор энергоснабжения (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1.2 указанного договора отпуск электрической энергии осуществляется для нужд электроустановок, указанных в приложении (данные изъяты), являющимся неотъемлемой частью договора. В соответствии с приложением (данные изъяты) адреса места нахождения электроустановок установлен: <адрес>, северо-западная часть города.
Действия сотрудников Иркутского РДУ осуществляются в соответствии с нормативными документами и инструкциям, разработанных для исходной (не измененной) схемы электроснабжения региона. Изменение схемы электроснабжения создает угрозы возникновения ошибок при производстве оперативных переключений в системе энергоснабжения, при ликвидации аварийных ситуаций в системе энергоснабжения. При указанных обстоятельствах в случае возникновения аварийной ситуации складывается угроза выхода из строя все системы энергоснабжения <адрес> и Прилегающих муниципальных районов.
Нарушение установленных правил эксплуатации, невыполнение порядка подключения объектов создает предпосылки и ведет к созданию опасных ситуаций техногенного характера и нарушение прав на благоприятные условия жизнедеятельности для не определенного круга лиц.
В настоящий время ООО «Сервис плюс» использует электросетевое хозяйство без получения разрешения на ввод в эксплуатацию и согласования выделенных максимальных мощностей. Таким образом, органом федерального государственного энергетического надзора не проведена проверка электросетевого хозяйства ООО «Сервис плюс» на предмет оснащения устройствами релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику, а также требований о возможности их воздействия на объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, что создает угрозу возникновения ошибок при производстве оперативных переключений в системе энергоснабжения, при ликвидации аварийных ситуаций в системе энергоснабжения. При указанных обстоятельствах в случае возникновения аварийной ситуации существует угроза выхода из строя всей системы энергоснабжения <адрес> и прилегающих муниципальных районов, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц проживающих на территории <адрес> и прилегающей территории.
Кроме того, по результатам прокурорской проверки установлено, что схема энергоснабжения и электроподключения с использованием объектов электросетевого хозяйства, ранее согласованных для ООО «<адрес>», нарушена, что влечет за собой последствия в виде наступления чрезвычайной ситуации техногенного характера (аварии, пожары и т.д.), а именно несут угрозу для жителей <адрес> и <адрес>, экономики <адрес> и природной среды <адрес>, доказательств обратного суду со стороны ответчиков не представлено.
Со стороны ответчика ООО «Сервис плюс» каких – либо доказательств исполнения требований действующего законодательства суду не представлено.
Прокурором в качестве ответчика заявлен филиал ТЭЦ-11 ООО «Байкальская энергетическая компания». Вместе с тем, с учётом уточнения исковых требований ДД.ММ.ГГГГ требования заявлены только к ответчику ООО ЭК «Радиан» и ООО «Сервис плюс». Таким образом, суд отказывает в удовлетворении исковых требований к ответчику филиал ТЭЦ-11 ООО «Байкальская энергетическая компания».
Согласно п. 21 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861, в целях подготовки технических условий сетевая организация в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки направляет ее копию на рассмотрение системному оператору (за исключением заявок, поданных заявителями, указанными в пунктах 12(1) - 14 настоящих Правил). Системный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта технических условий от сетевой организации рассматривает заявку и осуществляет согласование проекта технических условий либо в тот же срок направляет сетевой организации обоснованные замечания к проекту технических условий в отношении: присоединяемых объектов по производству электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии), максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше; ранее присоединенных объектов по производству электрической энергии (энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии), максимальная мощность которых превышает 5 МВт, в случае изменения точек присоединения, категории надежности электроснабжения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему выдачи мощности (схему внешнего электроснабжения) таких объектов (устройств); присоединяемых объектов электросетевого хозяйства и (или) энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, максимальная мощность которых составляет свыше 150 кВт до 5 МВт включительно, в случае включения сетевой организацией в технические условия мероприятий по строительству объекта электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше (за исключением строительства объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств), и (или) мероприятий по реконструкции объекта электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше, связанной с увеличением пропускной способности или трансформаторной мощности такого объекта, и (или) мероприятий по реконструкции объекта электросетевого хозяйства классом напряжения 35 кВ и ниже с переводом его на класс напряжения 110 кВ и выше. Системный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта технических условий рассматривает заявку, поданную в смежную сетевую организацию в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил, и осуществляет согласование проекта выдаваемых такой организацией технических условий в отношении объектов, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, и в случаях, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, - в отношении объектов, указанных в этих абзацах, а также в случае, если проект технических условий, которые выданы (будут выданы) сетевой организацией заявителю, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого послужило основанием для обращения сетевой организации в смежную сетевую организацию, подлежал (подлежит) согласованию с системным оператором в соответствии с требованиями настоящих Правил, либо в тот же срок направляет сетевой организации обоснованные замечания к проекту технических условий, которые подлежат учету сетевой организацией. Рассмотрение и согласование проекта технических условий, переоформленных технических условий, изменений, вносимых в ранее выданные технические условия, осуществляются системным оператором в части технических решений и требований, включаемых в технические условия в соответствии с подпунктами "а", "б" - "д", "ж" и "з" пункта 25 настоящих Правил.
В пункте 26 Правил указаны требования, указанные в подпунктах "в" - "д" пункта 25 настоящих Правил, которые обязательны для выполнения как заявителем, так и сетевой организацией.
Таким образом, суд считает, что требование прокурора в части ограничения режима потребления электроэнергии, до устранения п. 26 Правил, является технической ошибкой, и в этой части отказывает.
Вместе с тем, поскольку суд, установил нарушение ответчиками пункта 21 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты), выразившееся в не осуществлении процедуры согласования проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов электросетевого хозяйства ООО «Сервис Плюс» с системным оператором – Филиал АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы <адрес> (Иркутское РДУ), то суд считает необходимым запретить ООО «Сервис Плюс» (ИНН (данные изъяты)) эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства используемых потребителем электрической энергии на территории, расположенной по адресу – <адрес> – <адрес> <адрес> – Сибирское, территория производства химической продукции, до устранения нарушений пункта 21 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. При этом, суд не выходит за рамки заявленных требований, поскольку суд установил нарушения со стороны ответчиков пункта 21 указанных Правил.
Таким образом, суд полагает исковые требования прокурора <адрес>, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ООО «Сервис плюс», филиал ТЭЦ-11 ООО «Байкальская энергетическая компания», ООО ЭК «Радиан» о запрете эксплуатации объектов электросетевого хозяйства используемых потребителем электрической энергии, ограничении режима потребления электроэнергии объектов электросетевого хозяйства, подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г.Усолье-Сибирское, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ООО «Сервис плюс», филиал ТЭЦ-11 ООО «Байкальская энергетическая компания», ООО ЭК «Радиан» о запрете эксплуатации объектов электросетевого хозяйства используемых потребителем электрической энергии, ограничении режима потребления электроэнергии объектов электросетевого хозяйства – удовлетворить частично.
Запретить ООО «Сервис Плюс» (ИНН (данные изъяты) эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства используемых потребителем электрической энергии на территории, расположенной по адресу – <адрес> – <адрес>, территория производства химической продукции, до устранения нарушений пункта 21 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861, выразившееся в не осуществлении процедуры согласования проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов электросетевого хозяйства ООО «Сервис Плюс» с системным оператором – Филиал АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы <адрес> (Иркутское РДУ),
Обязать ООО ЭК «Радиан» (ИНН (данные изъяты)) ограничить режим потребления электроэнергии объектов электросетевого хозяйства используемых потребителем электрической энергии ООО «Сервис Плюс» на территории, расположенной по адресу – <адрес> – <адрес>, до устранения нарушений пункта 21 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861, выразившееся в не осуществлении процедуры согласования проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов электросетевого хозяйства ООО «Сервис Плюс» с системным оператором 16 (Филиал АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Иркутской области» (Иркутское РДУ).
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Усолье-Сибирское, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к филиалу ТЭЦ-11 ООО «Байкальская энергетическая компания» о запрете эксплуатации объектов электросетевого хозяйства используемых потребителем электрической энергии, ограничении режима потребления электроэнергии объектов электросетевого хозяйства и в части устранения нарушения пункта 26 Правил технологического присоединения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Касимова
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ