33-4800/2023
УИД 69RS0039-01-2023-000531-64
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2023 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Климовой К.В., Солдатовой Ю.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зиявудиновой А.А.,
по докладу судьи Солдатовой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Щегловатых В.Г. на решение Пролетарского районного суда г. Твери от 16 июня 2023 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований по иску Щегловатых В.Г. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тверской области», Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации о признании отказа в оплате проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно незаконным, взыскании стоимости проездных билетов, компенсации морального вреда, расходов по уплате госпошлины отказать»
Судебная коллегия
установила:
Щегловатых В.Г. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тверской области», Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации о признании отказа в оплате проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно незаконным, взыскании стоимости проездных билетов в размере 15101 рубль 70 копеек, компенсации морального вреда в размере 20000 рублей, расходов по уплате госпошлины.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является вдовой инвалида Великой Отечественной войны подполковника ФИО, пенсионером по случаю потери кормильца, имеет удостоверения члена семьи инвалида войны, выданного военным комиссариатом Тверской области от 06 мая 2020 года и пенсионера по случаю потери кормильца, выданного военным комиссариатом Тверской области от 04 августа 2014 года. ФИО умер ДД.ММ.ГГГГ.
В апреле 2022 года Министерство обороны Российской Федерации предоставил ей льготную путевку в Военный санаторий «Крым» Министерства обороны Российской Федерации. 18 апреля 2022 года ФГБУ «Военный санаторий «Крым» Министерства обороны РФ» заключил с истцом договор № об оказании льготных санаторно-курортных услуг. Проезд к месту санаторно-курортного лечения был осуществлен железнодорожным транспортом.
После приезда из санатория 12 мая 2022 года она обратилась в военный комиссариат г. Кимры и Кимрского района с заявлением об оплате железнодорожных билетов к месту санаторно-курортного лечения и обратно с приложенными к заявлению электронными билетами. В военном комиссариате ей было отказано в выплате стоимости билетов в устной форме, заявление и документы, подтверждающие ее требования, не приняты. С соответствующим заявлением она обратилась в Военный комиссариат Тверской области, на что получила письменный ответ от 18 июля 2022 года с отказом в удовлетворении требований.
Полагает отказ ответчика в оплате ей проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно незаконным. Щегловатых В.Г., являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, пенсионером, страдающим рядом заболеваний, находящаяся в преклонном возрасте, получив отказ, пережила нравственные и физические страдания.
Определениями суда к участию в деле в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве ответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Главное военно-медицинское Управление Министерства обороны Российской Федерации.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителя не направили.
От ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тверской области» поступили возражения относительно заявленных исковых требований.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Щегловатых В.Г. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что решение суда подлежит изменению ввиду неправильного применения закона и неприменения закона, подлежащего применению, и несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Истец указывает, что суд сослался на одно из оснований предоставления данной льготы - стаж военной службы военнослужащего, а другое основание, к которому относится истец, как член семьи, потерявшая кормильца, обошел вниманием. Полагает, что имеет право на меры социальной поддержки, установленные федеральным законом «О ветеранах». В качестве подтверждения права на бесплатный проезд представлена справка ГУ - ОПФР по Тверской области от 09 декабря 2022 года. Также полагает, что продолжительность военной службы при категории (вдова военнослужащего, потерявшая кормильца и не вступившая в повторный брак) не учитывается, а она относится к категории члена семьи (вдова военнослужащего), потерявшего кормильца. Кроме того, истец является пострадавшей от политических репрессий, имеет удостоверение.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Военный комиссар Тверской области просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы к военному комиссариату Тверской области отказать полностью.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации указано, что согласно данным личного (пенсионного) дела подполковника ФИО, вдовой которого является Щегловатых В.Г., общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составила менее 20 лет. Таким образом, для предоставления Щегловатых В.Г. социальных гарантий, установленных Федеральным законом № 76-ФЗ, оснований не имеется.
Истец Щегловатых В.Г. в заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представители ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», Министерства обороны Российской Федерации, Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, представитель третьего лица Главного военно-медицинского Управления Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, уважительных причин неявки не представили.
На основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав судью-докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Щегловатых В.Г., ДД.ММ.ГГГГ, является вдовой подполковника ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора № от 18 апреля 2022 года об оказании льготных санаторно-курортных услуг Щегловатых В.Г. была предоставлена путевка на санаторно-курортные услуги в период с 18 апреля 2022 года по 08 мая 2022 года. Как следует из пояснений истца, данная путевка является льготной, оплате подлежит 50 % стоимости лечения.
12 мая 2022 года истец обратилась с заявлением к военному комиссариату г. Кимры и Кимрского района об оплате железнодорожных билетов к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
Сообщением от 23 января 2023 года ВрИО военного комиссара г. Кимры и Кимрского района Тверской области истцу разъяснено об отсутствии у нее права на возмещение проезда, поскольку продолжительность военной службы супруга менее 20 лет.
Согласно выписки из приказа от 15 января 1954 года подполковник ФИО уволен в запас за сокращением штатов.
Из расчета выслуги лет от 20 марта 1954 года следует, что общая выслуга ФИО составила 23 года 8 лет 24 дня, выслуга лет в календарном исчислении 19 лет.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для их удовлетворения не имеется, поскольку общая продолжительность военной службы ФИО составляет менее 20 лет.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) (пункт 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Учитывая, что судом первой инстанции не в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, судом апелляционной инстанции с целью установления юридически значимых обстоятельств по делу приобщены и исследованы дополнительные доказательства, в том числе в заседании суда апелляционной инстанции обозревалось пенсионное дело № на имя Щегловатых В.Г.
С 1 января 2012 года истец является получателем пенсии по случаю потери кормильца, что подтверждается удостоверением серии ГФ № от 4 августа 2014 года (пенсионное дело №).
Кроме того, истец Щегловатых В.Г. имеет удостоверение члена семьи умершего инвалида войны, участника Великой отечественной войны, которое дает право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах».
Согласно справке ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области от 09 декабря 2022 года Щегловатых В.Г. получает ежемесячную денежную выплату с 01 апреля 2013 года как член семьи погибшего инвалида ВОВ, участника ВОВ и ветерана боевых действий на основании пункта 1 статьи 21 Федерального закона № 5. В период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года имеет право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Дополнительно истцом представлена справка о реабилитации №, подтверждающая её статус реабилитированного лица на основании Закона «О реабилитации жертв политических репрессий».
Свидетельством № от 22 сентября 2003 года подтверждено право Щегловатых В.Г. на льготы, установленные статьей 16 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий».
Согласно справке военного комиссариата города Кимры и Кимрского района Тверской области от 23 января 2023 года № Щегловатых В.Г. получает доплату как необоснованно репрессированная по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Из представленной в материалы дела справки от 10 июля 2023 года следует, что истец пользуется льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемыми ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения».
Полагая, что имеет право на оплату проезда к месту лечения и обратно по всем перечисленным основаниям, истец обратилась к военному комиссару города Кимры и Кимрского района Тверской области с соответствующим заявлением о компенсации расходов на проезд. При этом, в заявлении истцом не указано основание предоставления льготы.
Истцом в материалы дела представлены электронные билеты, подтверждающие стоимость проезда к месту лечения и обратно (Москва-Симферополь, стоимостью 7186 рублей 90 копеек; Симферополь-Москва, стоимостью 7136 рублей 80 копеек). Кроме того, истцом оплачен сервисный сбор в размере 778 рублей, что подтверждается справками по заказу.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции истец пояснила, что основанием для возмещения военным комиссариатом стоимости проезда к месту лечения и обратно являются льготы, положенные ей в соответствии с каждым присвоенным статусом, подтвержденным соответствующими удостоверениями.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определеныФедеральным законом от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Для военнослужащих названным Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы (пункт 1 статьи 3Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ).
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (пункт 3 статьи 3Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ).
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (пункт 4 статьи 3Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ).
К мерам социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей согласно нормативным положениям Федерального законаот 27 мая 1998 года N 76-ФЗ относятся, в том числе, социальные гарантии, связанные с реализацией их права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.
Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При лечении в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, на базах отдыха, в пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки (части 2 - 4 статьи 16).
Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные офицеры, прапорщики и мичманы имеют право на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, на базах отдыха, в пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены семей указанных офицеров - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи (часть 5 статьи 16).
В силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Аналогичные положения содержались вПорядкесанаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном приказомМинистерства обороны Российской Федерации от 23 октября 2007 года N 430.
Правила оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) членам семей отдельных категорий военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, членам семей отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, таможенных органах Российской Федерации, органах федеральной фельдъегерской связи, а также лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911.
Из приведенных нормативных положений следует вывод о том, что офицеры, уволенные с военной службы, в частности, по состоянию здоровья, при общей продолжительности военной службы в льготном исчислении 20 лет и более, а также члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение в санаториях, домах отдыха, пансионатах Министерства обороны Российской Федерации, на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год, на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях. При этом определяющим для признания за членами семьи офицера, уволенного с военной службы по состоянию здоровья, права на санаторно-курортное лечение в санаториях, домах отдыха, пансионатах Министерства обороны Российской Федерации, на проезд в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год и на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях является продолжительность военной службы офицера, исчисляемая в льготном порядке, которая при таком исчислении должна быть не менее 20 лет.
Условия сохранения за членами семьи военнослужащих после смерти последних права на санаторно-курортное лечение в санаториях, домах отдыха, пансионатах Министерства обороны Российской Федерации, на проезд в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год и на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях содержатся в статье 24 Федерального закона N 76-ФЗ.
В силу части 4 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, в редакции, действующей в период возникновения спорных отношений, право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи и санаторно-курортному лечению (с оплатой 50 процентов стоимости путевки в санаторно-курортные организации федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), а также право на проезд на безвозмездной основе один раз в год железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту санаторно-курортного лечения и обратно предоставляется следующим категориям граждан: членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца; родителям, достигшим пенсионного возраста, и родителям-инвалидам старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы; родителям, достигшим пенсионного возраста, родителям-инвалидам и членам семей старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
ПриказомМинистра обороны Российской Федерации от 15 ноября 2018 года N 654 вПорядоксанаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденныйприказомМинистра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 года N 333 внесены изменения. После изменений подпункт "д" пункта 1 изложен в редакции: в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний во время отпуска, но не более одного раза в год на льготных основаниях направляются члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, родители, достигшие пенсионного возраста, и родители-инвалиды старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
Таким образом, условия предоставления названных социальных гарантий членам семьи офицера при его жизни и после его смерти не являются идентичными. После смерти офицера социальные гарантии предоставляются членам его семьи при наличии общей продолжительности военной службы 20 лет, которая исчисляется в календарном, а не в льготном порядке, как при жизни военнослужащего.
На день обращения истца в Военный комиссариат города Кимры Кимрского района Тверской области по вопросу предоставления социальных гарантий, имевшего место после внесения изменений в статью 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, а также с учетом положений Порядка санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 года N 333, в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 ноября 2018 года N 654, основным условием сохранения за ней социальных гарантий являлась продолжительность военной службы ее умершего супруга не менее 20 лет, определяемая в календарном исчислении.
Поскольку общая продолжительность военной службы подполковника ФИО в календарном исчислении составляла 19 лет, и она после увольнения с военной службы не пересматривалась и не изменялась, истцу правомерно отказано в сохранении права на социальные гарантии после смерти супруга. Такой отказ соответствует нормативным актам, действующим в период ответа на обращение истца.
Доводы истца о том, что она имеет право на получение указанной льготы как член семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, независимо от продолжительности военной службы супруга, основаны на неверном толковании части 4 статьи 24 Федерального закона № 76-ФЗ, поскольку юридическим фактом, с которым закон связывает право члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, в данном случае является его гибель (смерть) при исполнении обязанностей военной службы.
Доводы истца о том, что военный комиссариат обязан предоставить ей спорную льготу, как члену семей погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий либо как репрессированному лицу, не могут быть приняты во внимание.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе определен круг лиц, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные названным Федеральным законом.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22). Одновременно с этим в пункте 3 статьи 13 этого же федерального закона установлено требование, согласно которому при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), закрепляющее право выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 22 марта 2011 года N 443-О-О, от 21 декабря 2011 года N 1693-О-О, от 29 сентября 2015 года N 1931-О и др.).
Статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (пункт 7 статьи 6.1).
В силу пункта 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается среди прочих социальная услуга по бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
С 01 сентября 2021 года вступил в силу Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 года (далее - Порядок N 929н, 1345н).
В соответствии с разделом 4 Порядка организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.
Одновременно с получением в территориальных органах Фонда или уполномоченном органе санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта.
Обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании заявления, а также направления и талона N 2, формы которых утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617 "О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2005 г, регистрационный N 7115), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 августа 2015 г. N 598н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 сентября 2015 г., регистрационный N 38847) (далее - приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617), оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - направление, талон N 2).
Направление и талон N 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда либо в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, который утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617.
После получения направления и талона N 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
Заявление о предоставлении специальных талонов и (или) именных направлений подается в территориальный орган Фонда либо уполномоченный орган лично, по почте, через многофункциональный центр (при наличии государственной услуги в соглашениях о взаимодействии) в письменной форме или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
Заявление о предоставлении специальных талонов и (или) именных направлений может быть подано законным или уполномоченным представителем гражданина (пункты 35, 37, 38 Порядка).
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. К такой категории лиц, относятся члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда (подпункт "ж" пункта 2 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864).
В соответствии с пунктом 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в том числе, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение (далее - предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение) и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Пунктами 11, 22 Правил установлено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на: а) оплату стоимости путевок санаторно-курортным организациям, отобранным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; б) оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению исполнительных органов субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта: железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности).
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 года N 428 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В пунктах 53, 65 Регламента закреплено положение о том, что основанием для начала административной процедуры является получение Фондом зарегистрированных заявления и документов, необходимых для предоставления услуги, результатом предоставления услуги является выдача гражданину заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, специальных талонов и (или) именных направлений.
Таким образом, действующим законодательством закреплен механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно.
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно производится соответствующими отделениями Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, не предусмотрена.
Вопреки доводам истца военный комиссариат не относится к числу уполномоченных органов, на который возложена обязанность по обеспечению специальными талонами на право получения бесплатных проездных документов, в связи с реализацией мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Таким образом, на него не может быть возложена обязанность по выплате денежных средств, затраченных истцом на проезд к месту лечения и обратно.
Ссылки истца на право получения льготы в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно, как реабилитированному лицу, не могут быть приняты во внимание.
Как следует из статей 12 - 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" правовые последствия реабилитации включают, в том числе, обеспечение реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, мерами социальной поддержки.
Статья 16 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, содержала перечень льгот, которые предоставлялись реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Так, согласно части второй данной статьи реабилитированные лица, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имели право на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха, внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 процентов, на предоставление инвалидам бесплатно в пользование транспортного средства при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к его вождению, на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания; бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов; бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда, на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов и в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, на первоочередную бесплатную установку телефона и другие льготы.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ перечень льгот из статьи 16 был исключен и одновременно установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки на основании законов субъектов Российской Федерации, а расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки этих лиц являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В целях повышения материального благосостояния и устранения последствий репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам был принят Закон Тверской области от 29 декабря 2004 года N 80-ЗО "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", устанавливающий меры социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий.
Пунктом 4 статьи 1 Закона Тверской области от 29 декабря 2004 года N 80-ЗО предусмотрена мера социальной поддержки в виде льготного проезда на автомобильном транспорте (за исключением легкового такси) в городском и пригородном сообщении, на городском наземном электрическом транспорте в городском сообщении, на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении. Порядок, размер и условия предоставления льготного проезда, включая критерии нуждаемости с учетом имущественного положения лиц, указанных в абзаце первом настоящей статьи, устанавливаются Правительством Тверской области в пределах полномочий, определенных в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
В целях обеспечения социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе в соответствии статьей 1 Закона Тверской области от 29 декабря 2004 года N 80-ЗО "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", Правительством Тверской области 28 августа 2017 года принято Постановление N 275-пп "О льготном проезде отдельных категорий граждан на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении и предоставлении субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки отдельных категорий граждан" (вместе с "Порядком приобретения льготного проездного билета на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении", "Порядком предоставления субсидий из областного бюджета Тверской области организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки в пригородном сообщении, на возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан").
Пунктом 1 Постановления установлены льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении отдельным категориям граждан, место жительства которых находится на территории Тверской области, в размере 50% стоимости проезда.
Подпунктом «в» пункта 2 Порядка приобретения льготного проездного билета на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении к лицам, пользующимся правом льготного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении, отнесены реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе рассмотрения дела не установлено право истца на получение соответствующей льготы при заявленных в иске обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований является верным.
Доводы жалобы истца сводятся к несогласию с решением суда, не влияют на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены либо изменения решения суда.
Нарушений, влекущих отмену решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пролетарского районного суда г. Твери от 16 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щегловатых В.Г. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 декабря 2023 года
Председательствующий С.Н. Пойменова
Судьи К.В. Климова
Ю.Ю. Солдатова