Дело № 30-1-122/2024
УИД 76RS0014-02-2024-000504-97
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 17 июня 2024 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Мурзиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Алексеева Андрея Викторовича и его защитника на основании ордера адвоката Голубенкова Сергея Александровича на постановление судьи Кировского районного суда города Ярославля от 7 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алексеева Андрея Викторовича,
установила:
7 мая 2024 года судьей Кировского районного суда города Ярославля в отношении Алексеева А.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Алексеев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Из постановления следует: Алексеев А.В. распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2021 года № 1554-р включен в реестр иностранных агентов.
25 декабря 2023 года Алексеев А.В. в социальной сети «ВКонтакте» на странице сообщества «Проект Нефть Ярославль» в информационного – телекоммуникационной сети Интернет разместил информацию о проведении закрытого киннопоказа № 7 25 декабря 2023 года в 19.00 в помещении кинотеатра «Киномакс Аура» с последующим обсуждением просмотренного кинофильма, с указанием ссылки на покупку билетов.
Алексеевым А.В. осуществлена продажа билетов на данное мероприятие.
25 декабря 2023 года Алексеевым А.В. проведен кинопоказ с последующим обсуждением просмотренного фильма.
При этом, ни в информационном материале, размещенном в сети Интернет, ни при просмотре и обсуждении кинофильма до неограниченного круга лиц не были доведены сведения о размещении и распространении информации и материалов иностранным агентом.
Указанные действия Алексеева А.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ.
На постановление судьи принесена жалоба Алексеевым А.В. и его защитником на основании ордера адвокатом Голубенковым С.А. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления судьи Кировского районного суда города Ярославля от 7 мая 2024 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В жалобе приведены доводы о том, что размещение информации в сети Интернет о проводимом кинопросмотре, продажа билетов и организация непосредственно кинопоказа не проводились и не организовывались Алексеевым А.В.
Заявители жалобы указывают на то, что деятельность по демонстрации кинофильмов с последующим их обсуждением относится к деятельности в сфере искусства и не относится Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" к тем видам деятельности, при которых требуется уведомление неопределенного круга лиц о распространении соответствующей информации иностранным агентом.
В жалобе указывается также на допущенные прокуратурой процессуальные нарушения при сборе доказательств по делу.
В судебном заседании Ярославского областного суда по рассмотрению жалобы Алексеев А.В., его защитники Голубенков С.А. и Туманова А.А. жалобу поддержали.
Прокурор Кваша Н.Е. в удовлетворении жалобы возражала.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его защитников, прокурора, исследовав дело об административном правонарушении, оснований к отмене или изменению постановления судьи Кировского районного суда города Ярославля от 7 мая 2024 года не нахожу.
Частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
Объектом данного административного правонарушения является установленный порядок управления в сфере деятельности лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2021 года № 1554-р включен в реестр иностранных агентов Алексеев А.В.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее Федеральный закон № 255-ФЗ) для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1, пунктом 2 части 6 статьи 4 указанного Федерального закона под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
К видам деятельности, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, относится распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов.
Из материалов настоящего дела об административном правонарушении следует, что Алексеев А.В. путем участия в ООО «Киноклуб Нефть», а также осуществляя руководство данным юридическим лицом, ведет, помимо прочего, деятельность, связанную с проведением мероприятий по организации просмотра кинофильмов в закрытом формате и последующим обсуждением их с участием неограниченного круга лиц – участников такого мероприятия, приобретших билеты на него.
Информация о данной деятельности, в частности информация о проведении кинопросмотра 25 декабря 2023 года, размещена Алексеевым А.В. в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «ВКонтакте» на странице сообщества «Проект Нефть Ярославль».
В целях указанной выше деятельности ООО «Киноклуб Нефть» осуществляется приобретение права пользования соответствующим помещением – в данном деле помещение кинотеатра «Киномакс Аура» в городе Ярославль по улице Победы, дом 41, приобретение кинофильмов.
Алексеевым А.В., являющимся индивидуальным предпринимателем, осуществлена продажа билетов на мероприятие.
25 декабря 2023 года проведено мероприятие, связанное с просмотром кинофильма с последующим его обсуждением, в котором принимал участие Алексеев А.В. в качестве его ведущего.
Указанные установленные по делу обстоятельства подтверждаются материалами (скриншотами соответствующих Интернет – сайтов), договорами аренды помещения, договорами на оказание услуг по продаже билетов, уставными документами ООО «Киноклуб Нефть», материалами прокурорской проверки и фактически не оспариваются заявителями жалобы Алексеевым А.В. и его защитниками.
При этом, ни при размещении на Интернет – сайте информации о проведении мероприятия, ни в ходе данного мероприятия до сведения неопределенного круга лиц не было доведено, что указанная информация касается деятельности иностранного агента.
Изложенные факты со всей определенностью указывают на то, что размещение информации о проведении мероприятия и самом его проведении в отсутствии информирования неопределенного круга лиц о статусе иностранного агента у лица, его распространившего и организовавшего проведение соответствующего мероприятия, являются противоправными и соответствуют диспозиции части 4 статьи 19.34 КоАП РФ, то есть образуют состав данного административного правонарушения в действиях Алексеева А.В.
Доводы Алексеева А.В. и его защитников о том, что описанная выше деятельность, как деятельность в сфере искусства, не относится к тем видам деятельности, которые поименованы в статье 4 Федерального закона № 255-ФЗ, и не обязывает лицо, признанное иностранным агентом, в случае распространения информации о ней к идентификации себя для неопределенного круга лиц, как иностранного агента, являются необоснованными и приведенной норме противоречат.
Статья 4 Федерального закона № 255-ФЗ к видам деятельности иностранного агента относит не только политическую деятельность, но что указывает Алексеев А.В. и его защитники, но и распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов, тематика которых законом не ограничена.
При этом, суд отмечает, что основанием к признанию Алексеева А.В. иностранным агентом также явилось осуществление им деятельности по распространению и созданию материалов, касающихся сферы киноискусства, при получении финансовой поддержки от иностранных источников.
Таким образом, квалификация описанных выше действий, совершенных Алексеевым А.В., как деятельности, предусмотренной статьей 4 Федерального закона № 255-ФЗ, является верной.
Суд не находит оснований согласится с доводами Алексеева А.В. и его защитников о том, что информация о проведении мероприятия по кинопоказу с последующим обсуждением фильма, а также непосредственно проведение самого мероприятия осуществлено не Алексеевым А.В.
В данной части заявители жалобы указывают на то, что страница в социальной сети «ВКонтакте» не является страницей Алексеева А.В., а страницей сообщества «Проект Нефть Ярославль», где размещение информации осуществляется не только Алексеевым А.В.; организация кинопоказа осуществлена ООО «Киноклуб Нефть»; участником обсуждения просмотренного фильма являлся не только Алексеев А.В.
Приведенные факты, изложенные заявителями жалобы, действительно имеют место.
Вместе с тем, оснований для их оценки, как доказательства неразмещения информации Алексеевым А.В. и неорганизации им проведенного мероприятия, суд не находит.
Приходя к такому выводу, суд принимает во внимание, что, как указывалось выше, Алексеев А.В. на 25 декабря 2023 года являлся участником и руководителем ООО «Киноклуб Нефть», а также одним из лиц, размещающих посты на странице «Проект Нефть Ярославль».
Исследованные материалы настоящего дела об административном правонарушении, со всей определенностью указывают на то, что организация мероприятия по кинопросмотру осуществлена Алексеевым А.В., проведение указанного мероприятия связано с его личностью, информация о его проведении размещена им.
Из приведенных обстоятельств следует вывод, что все перечисленные действия совершены Алексеевым А.В., включенным в реестр иностранных агентов, который о данном своем статусе неопределенному кругу лиц не сообщил.
Суд не находит оснований для формальной оценки приведенных выше обстоятельств, как совершенных юридическим лицом ООО «Киноклуб Нефть», а также Алексеевым А.В., как индивидуальным предпринимателем, что исключало бы участие непосредственно гражданина Алексеева А.В. в совершении вышеуказанных действий.
Такая оценка обстоятельств положениям Федерального закона № 255-ФЗ противоречит, поскольку нормы данного закона направлены на защиту интересов государства, осуществляющего контроль за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, а установление для указанных лиц определенных законом ограничений имеет целью, помимо прочего, осведомить неопределенный круг лиц о том, что они вступают в правоотношения с данным лицом.
При таких обстоятельствах, оценка действий Алексеева А.В., как совершенная им от имени ООО «Киноклуб Нефть», что исключает его обязанность по информированию неопределенного круга лиц о наличии у него статуса иностранного агента, приведенным выше целям законодательства о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, не отвечает.
Доводы заявителей жалобы о невозможности размещения указания о том, что Алексеев А.В. является иностранным агентом, в том порядке, как это предусмотрено Правилами размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требования к их размещению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 года № 2108, и исходя из формата мероприятия, несостоятельны, поскольку данную информацию Алексеев А.В. имел возможность разместить на соответствующих страницах Интернет – сайтов, где осуществлялось информирование о проведении мероприятия.
Таким образом, объективная сторона данного административного правонарушения в действиях Алексеева А.В. по делу установлена и надлежащими доказательствами подтверждена.
Алексеев А.В. является субъектом данного административного правонарушения, как лицо, на которое возложена обязанность по соответствующему информированию неопределенного круга лиц.
Правонарушение совершено им виновно, поскольку Алексеев А.В. сознавал противоправный характер своего бездействия по указанию информации о том, что изложенная выше информация распространена иноагентом, предвидел его вредные последствия в виде нарушения законодательства о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, и сознательно их допускал либо относился к ним безразлично.
По изложенным основаниям, полагаю, что судьей районного суда сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Алексеева А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ.
Оснований для признания деяния малозначительным не имеется.
Назначенное в отношении Алексеева А.В. административное наказание соответствует санкции части 4 статьи 19.34 КоАП РФ, правилам назначения административного наказания, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 – 4.3 КоАП РФ, и совершенному деянию соразмерно.
Вопрос о привлечении Алексеева А.В. к административной ответственности разрешен судьей в пределах срока давности.
Дело об административном правонарушении рассмотрено судьей районного суда в соответствии с установленными КоАП РФ правилами подведомственности дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нет.
Из материалов дела следует, что одними из доказательств в данном деле судьей исследованы и оценены материалы, полученные в результате посещения прокурором Квашой Н.Е. кинопоказа 25 декабря 2023 года: билет на мероприятие и видеозапись его.
Суд соглашается с доводами Алексеева А.В. и его защитников о том, что указанные материалы получены прокурором вне рамок прокурорской проверки, которая начата 2 февраля 2024 года на основании решения заместителя прокурора Кировского района города Ярославля.
Кроме того, совершенные прокурором Квашой Н.Е действия не соответствуют тем полномочиям, которые реализуют прокуроры в рамках проверки в соответствии со статьями 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Вместе с тем, суд не находит оснований полагать правонарушение в действиях Алексеева А.В. недоказанным, исходя из данных обстоятельств, поскольку материалы дел об административном правонарушении содержат иные относимые и допустимые доказательства информирования Алексеевым А.В. о проведении мероприятия по кинопросмотру в отсутствии информации о наличии у него статуса иностранного агента, в том числе скриншоты из Интернет – сайтов, договоры аренды помещений, уставные документы ООО «Киноклуб Нефть», объяснения Алексеева А.В.
Дело об административном правонарушении возбуждено прокурором в рамках его компетенции, установленной статьей 28.4 КоАП РФ, и при наличии к тому достаточных оснований.
Порядок рассмотрения дела соблюден.
Вынесенное по делу постановление судьи требованиям статьи 29.10 КоАП РФ соответствует.
Таким образом, процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену или изменение вынесенного по делу постановления, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований для отмены или изменения постановления судьи Кировского районного суда города Ярославля от 7 мая 2024 года не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление судьи Кировского районного суда города Ярославля от 7 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алексеева Андрея Викторовича оставить без изменений, жалобу Алексеева Андрея Викторовича и его защитника на основании ордера адвоката Голубенкова Сергея Александровича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано непосредственно во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Е.Ю. Щеголькова