Решение по делу № 33-931/2019 от 23.01.2019

Стр.051 г г/п 3000 руб.

Судья Акишина Е.В.             13 февраля 2019 г.
Докладчик Гулева Г.В. № 33-931/2019                    г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Хмара Е.И., судей Гулевой Г.В., Поповой Т.В., при секретаре Исаковой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО «Региональный консалтинговый центр» Крука А.И. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 10 октября 2018 г., которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Региональный консалтинговый центр» к Радюшиной Т.Н. о взыскании материального ущерба – отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Региональный консалтинговый центр» госпошлину в доход местного бюджета в размере                    6 519 руб.».

Заслушав доклад судьи Гулевой Г.В., судебная коллегия

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Региональный консалтинговый центр» (далее – ООО «Региональный консалтинговый центр») обратилось в суд с иском к Радюшиной Т.Н. о взыскании материального ущерба в сумме                    441 907 рублей 26 копеек.

В обоснование требований указано, что ответчик работала в обществе главным бухгалтером, за период ее работы выявлена недостача наличных денежных средств.

В судебном заседании представитель истца Большаков Д.В. на удовлетворении уточненных требований настаивал.

Ответчик Радюшина Т.Н. и ее представитель адвокат Константинова Т.Н. с требованиями истца не согласились, указывая, что договор о полной материальной ответственности между сторонами не заключался, виновных действий ответчика не установлено.

Третье лицо Трескина Е.И. в судебное заседание не явилась.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился представитель ООО «Региональный консалтинговый центр» Крук А.И., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.

В жалобе указывает, что суд необоснованно положил в основу вывода о том, что бухгалтерский учет и отчетность в обществе в период работы истца с 15 по 29 июля 2017 г. осуществляли несколько лиц, в том числе и не состоящие в трудовых отношениях с истцом, объяснения самого ответчика, которая заинтересована в исходе дела. Кроме того, показания свидетелей, опрошенных в рамках уголовного дела, не содержат сведений о замещении или дублировании полномочий главного бухгалтера иными лицами. Напротив, как следует из объяснений генерального директора ООО «Региональный консалтинговый центр» и подтверждается пояснениями ответчика, занесенными в протокол судебных заседаний по настоящему гражданскому делу, никаких распоряжений о передаче или перераспределении полномочий главного бухгалтера руководителем общества не давалось. Следовательно, ввиду занимаемой должности в соответствии с трудовым договором и должностными инструкциями, с которыми ответчик был ознакомлен при приеме на работу, бухгалтерским учетом и отчетностью занималась исключительно главный бухгалтер Радюшина Т.Н. Исходя из показаний          Крука А.И. и свидетелей, опрошенных в рамках уголовного дела, недостача денежных средств стала возможной ввиду отсутствия контроля со стороны ответчика, выразившегося в отсутствии должным образом организованной инкассации денежных средств и нарушения лимита остатков денежных средств в кассе, что являлось прямой обязанностью Радюшиной Т.Н. в период ее работы в должности главного бухгалтера.

Также не согласен с выводом суда о том, что директор общества не проявил должную добросовестность и осмотрительность при организации финансово-хозяйственной деятельности общества и контроля за ее осуществлением и не принимал мер по проведению инвентаризации наличных денежных средств. Директор общества принял на работу и заключил трудовой договор с ответчиком, имеющим профессиональное образование и соответствующий опыт в сфере бухгалтерского учета и экономики предприятия.

Ссылается также на неправомерность вывода суда об отсутствии достоверных доказательств, свидетельствующих о противоправности поведения ответчика, ее вины в причинении ущерба, причинно-следственной связи между поведением работника и наступившим ущербом. В должностные обязанности главного бухгалтера входит, в том числе организация и контроль финансовых потоков в обществе. Поскольку эти функции ни за кем другим закреплены не были, то и осуществление инкассации в период выявленной недостачи должна была осуществлять или контролировать ход её проведения именно Радюшина Т.Н.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, по правилам, установленным частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), заслушав представителя истца Лобанкова П.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчика Константинову Т.Н., возражавшую против ее удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 15 июня по 29 июля 2017 г. Радюшина Т.Н. работала в ООО «Региональный консалтинговый центр» в должности главного бухгалтера.

Истец в обоснование заявленных требований ссылался, что за период ее работы в обществе была выявлена недостача наличных денежных средств в общей сумме 441 907 рублей 26 копеек.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, пришел к выводу, что правовые основания для возложения на ответчика материальной ответственности за прямой действительный ущерб отсутствуют.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается. Выводы суда достаточно аргументированы, доказательства, представленные сторонами, подробно проанализированы, давать иную оценку изложенным обстоятельствам судебная коллегия оснований не находит.

В силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

В соответствии со статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В силу статьи 247 ТК РФ на работодателе лежит обязанность по установлению размера причиненного ему ущерба и причины его возникновения. До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным.

Между тем, в нарушение требований части 1 статьи 56 ГПК РФ истцом не представлены суду доказательства того, что работодатель проводил проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения, хотя данная обязанность прямо предусмотрена законом и служит гарантией соблюдения прав и законных интересов работника.

Кроме того, как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» при рассмотрении дела о возмещении причиненного работодателю прямого действительного ущерба в полном размере работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации либо иными федеральными законами работник может быть привлечен к ответственности в полном размере причиненного ущерба и на время его причинения достиг восемнадцатилетнего возраста.

Согласно статье 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника, в том числе, в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

К обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности. Недоказанность одного из указанных обстоятельств исключает материальную ответственность работника (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).

При рассмотрении настоящего спора истец не доказал противоправность поведения ответчика, ее вину в причинении ущерба, наличие причинно-следственной связи между поведением работника и наступившим ущербом.

Так, в силу статьи 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Согласно частям 1 и 2 статьи 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В силу части 2 статьи 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» в силу части второй статьи 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере может быть возложена на заместителя руководителя организации или на главного бухгалтера при условии, что это установлено трудовым договором. Если трудовым договором не предусмотрено, что указанные лица в случае причинения ущерба несут материальную ответственность в полном размере, то при отсутствии иных оснований, дающих право на привлечение этих лиц к такой ответственности, они могут нести ответственность, лишь в пределах своего среднего месячного заработка.

Из трудового договора, заключенного между истцом и ответчиком, следует, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязаностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 4.1).

Таким образом, в заключенном с ответчиком трудовом договоре отсутствует указание на полную материальную ответственность работника, а имеется лишь отсылка к закону, который не предусматривает случаев материальной ответственности работника в полном размере ущерба только лишь на основании работы в должности главного бухгалтера организации.

Наличие иных законных оснований для привлечения ответчика к материальной ответственности, представленные истцом письменные доказательства не содержат. Договор о полной материальной ответственности сторонами не подписывался.

Судебная коллегия также учитывает установленный судом факт осуществления в спорный период бухгалтерского учета и отчетности в обществе несколькими лицами. Утверждение истца в апелляционной жалобе об обратном допустимыми доказательствами не подкреплено, в связи с чем не может быть принято судебной коллегией во внимание.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законодательством оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению причиненного истцу ущерба.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, были рассмотрены судом и получили надлежащую правовую оценку, по сути направлены на переоценку обстоятельств и доказательств по делу, в связи с чем признаются апелляционной инстанцией несостоятельными, поскольку не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом норм материального и процессуального права.

Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, которые в силу части 4 статьи                        330 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 10 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «Региональный консалтинговый центр» Крука А.И. – без удовлетворения.

Председательствующий Е.И. Хмара
Судьи Г.В. Гулева
Т.В. Попова

33-931/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО Региональный консалтинговый центр
Ответчики
Радюшина Татьяна Николаевна
Другие
Константинова Татьяна Николаевна
Большаков Деенис Викторович
Трескина Евгения Ивановна
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Гулева Галина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Передано в экспедицию
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
13.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее