Дело № 2а-2896/18
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
21 сентября 2018 года город Челябинск
Советский районный СЃСѓРґ Рі. Челябинска РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Андреева Р.РЎ., РїСЂРё секретаре Усмановой Р.РЇ.,
СЃ участием административного истца Пертия Р’.Р”. Рё его представителя Аверьяновой Р.Р’., действующей РЅР° основании доверенности в„– РѕС‚ 18.06.2018 Рі.,
административного ответчика - представителя Администрации г. Челябинска Хасановой Е.Ю., действующей на основании доверенности от 22.12.2017 г. №,
заинтересованного лица Пертия З.В.,
представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска Тарана М.А., действующего на основании доверенности от 29.12.2017 г. №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Пертия Владимира Доментьевича к Администрации г. Челябинска об оспаривании распоряжения,
установил:
Административный истец Пертия В.Д. обратился в районный суд г. Челябинска с иском к Администрации г. Челябинска о признании незаконным распоряжение № 4469 от 18.04.2018 г. об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости и просил его отменить.
В обоснование иска указал, что он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 499 кв.м. В 1994 году ему, как индивидуальному предпринимателю предоставлено разрешение на проектирование здания офиса с филиалом грузинского национального центра на территории частного домовладения по <адрес>. Для реализации данного проекта ему предоставлен в аренду земельный участок, общей площадью 0,2770 га с кадастровым номером № с множественностью лиц на стороне арендатора для проектирования и строительства жилого дома с встроенными нежилыми помещениями по <адрес>. На указанном земельном участке возведено строение, которое зарегистрировано как объект незавершенного строительства, общей площадью 1182,7 кв.м. Собственниками данного объекта являются административный истец и его сын Пертия З.В. Администрацией г. Челябинска 18.04.2018 г. издано распоряжение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости для муниципальных нужд в целях реализации решения Челябинской городской Думы № 32/3 от 30.12.2003 г. С данным распоряжением он не согласен, поскольку в данном здании проживают люди. Была нарушена процедура, предусматривающая изъятие жилых помещений. Считает, что его права нарушены, в связи с чем распоряжение подлежит отмене (л.д. 5-7).
Р’ судебном заседании административный истец Пертия Р’.Р”. Рё его представитель Аверьянова Р.Р’. заявленные требования поддержали РїРѕ основаниям, изложенным РІ РёСЃРєРµ. Указали, что данное здание РїРѕ факту является жилым РґРѕРјРѕРј, РІ нем проживают люди. Процедура изъятия жилого РґРѕРјР° нарушена, поскольку жильцы РЅРµ уведомлялись Рѕ принятом решении Администрацией Рі. Челябинска.
Представитель административного ответчика Администрации г. Челябинска Хасанова Е.Ю. просила отказать в удовлетворении требований административного истца по основаниям, указанным в отзыве (л.д. 151-154, 202-204).
Заинтересованное лицо, представитель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска Таран М.А. возражал против удовлетворения требований административного истца по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 101-103).
Заинтересованное лицо Пертия З.В. просил требования административного истца удовлетворить в полном объеме.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав и проанализировав имеющиеся и дополнительно представленные сторонами доказательства в их совокупности со всеми материалами дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводству РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводству РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· СЃС‚. 227 Кодекса административного судопроизводства Р Р¤ решение СЃСѓРґР° РїРѕ административному делу Рѕ признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается РїСЂРё одновременном наличии следующих обстоятельств: оспариваемое решение, действие (бездействие) РЅРµ соответствует нормативным правовым актам; указанное решение, действие (бездействие) нарушает права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы административного истца.
Р’ судебном заседании установлено, что Пертия Р’.Р”., Р¤РРћ1, Р¤РРћ2 являлись собственниками жилого РґРѕРјР°, общей площадью 78 РєРІ.Рј., расположенного РїРѕ адресу: <адрес> (Р».Рґ. 8-9).
На основании постановления главы г. Челябинска № 301 от 22.03.1994 г. Пертия В.Д.. возглавляющему частное индивидуальное предприятие «Березка», разрешено проектирование офиса с филиалом грузинского национального центра на территории частного домовладения по <адрес>, для чего был отведен земельный участок площадью 0,132 га во временное пользование (л.д. 17).
Постановлением главы Рі. Челябинска РѕС‚ 17.11.2004 Рі. в„– 2084-Рї Пертия Р’.Р”., Р¤РРћ1, Р¤РРћ2 для проектирования Рё строительства жилого РґРѕРјР° СЃРѕ встроенными нежилыми помещениями РЅР° праве аренды был предоставлен земельный участок общей площадью 0,2770 РіР°, расположенного РїРѕ указанному выше адресу (Р».Рґ. 11).
Между Комитетом РїРѕ управлению имуществом Рё земельным отношениям Рі. Челябинска Рё Пертия Р’.Р”., Р¤РРћ1, Р¤РРћ2 заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды земельного участка РЈР— в„– РѕС‚ 2004 Рі. (Р».Рґ. 12-16).
На указанном земельном участке административным истцом возведен объект площадью 1182,7 кв.м., который был в установленном порядке зарегистрирован как объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, который на праве общей долевой собственности принадлежит Пертия В.Д. и Пертия З.В. (л.д. 10, 18).
Полномочия по принятию решений об изъятии земельных участков, жилых и нежилых помещений предоставлены органам местного самоуправления пунктом 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым к вопросам местного значения городского округа отнесено в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд. Аналогичные полномочия, равно как и полномочия по принятию решения по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур поселений предоставлены органам местного самоуправления статьей 8 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ст. 56.2 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления принимают решения об изъятии - земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с ч.1, 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Рзъятие земельных участков для государственных или муниципальных РЅСѓР¶Рґ осуществляется РїРѕ решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как РїРѕ РёС… собственной инициативе, так Рё РЅР° основании ходатайства РѕР± изъятии земельных участков для государственных или муниципальных РЅСѓР¶Рґ, поданного организацией, указанной РІ пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
18.04.2018 г. главой города Челябинска вынесено распоряжение № 4469 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: <адрес> и расположенного на нем объекта недвижимости» (л.д. 23, 136).
Указанное распоряжение официально опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» 25.04.2018 г. (л.д. 205-206).
Согласно подпункту 1 пункта 1 решения Челябинской городской Думы от 26.06.2012 г. № 35/41 «О порядке опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска» официальным источником опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска является газета «Вечерний Челябинск».
Указанное распоряжение издано на основании постановления Администрации города от 08.12.2016 № 579-п, которым утверждена документация по планировке территории (далее по тексту - ДПТ) в границах улиц: Труда, Российская, Братьев Кашириных, Каслинская, Красная, транспортных развязок на пересечении автодороги «Меридиан» с улицами Труда и Бажова в Центральном, Калининском и Тракторозаводском районах г. Челябинска. Указанной документацией по планировке территории - проектом планировки установлены красные линии ул. Красноармейской (л.д. 123-124).
В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85» (утвержденный Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 г. № 266), транспортная развязка представляет собой пересечение и примыкание разных уровней автомобильных дорог. При этом под пересечением в разных уровнях понимается вид пересечения автомобильных дорог, на котором транспортные потоки пересекаются в разных уровнях, посредством путепроводов или других искусственных сооружений.
Утвержденной ДПТ установлены красные линии автомобильной дороги – транспортной развязки по ул. Братьев Кашириных на участке от ул. Кирова до ул. Российской с выходом на ул. Труда, в границах которой расположен объект незавершенного строительства, принадлежащий административному истцу.
Распоряжением Администрации города Челябинска от 02.03.2015 г. № 1842 утверждена муниципальная программа «Развитие улично-дорожной сети города Челябинска на 2015-2020 года», которой предусмотрено выполнение Управлением дорожного хозяйства Администрации города строительства транспортной развязки по ул. Братьев Кашириных на участке от ул. Кирова до ул. Российская с выходом на ул. Труда, за счет средств местного бюджета.
РљСЂРѕРјРµ того, как следует РёР· уведомления РѕС‚ 16.04.2018 Рі., направленного РёР· Управления РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ хозяйства Администрации Рі. Челябинска РІ Комитет РїРѕ управлению имуществом Рё земельным отношениям Рі. Челябинска, требуется изъятие земельного участка, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, РІ целях подготовки РіРѕСЂРѕРґР° Челябинска Рє проведению РІ 2020 РіРѕРґСѓ саммитов РЁРћРЎ Рё БРРРљРЎ, границы которого подпадают РІ границы реконструкции СѓР». Красноармейская СЃ обеспечением заезда Рє зданию Конгресс-Холла Рё обустройством парковочных мест РІ Р·РѕРЅРµ строительства транспортной развязки РїРѕ СѓР». Братьев Кашириных РѕС‚ СѓР». РљРёСЂРѕРІР° РґРѕ СѓР». Российская СЃ выходом РЅР° СѓР». РўСЂСѓРґР° (Р».Рґ. 134).
Вопреки доводам административного истца процедура изъятия земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, предусмотренная п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ, соблюдена, копия распоряжения Администрации г. Челябинска была направлена собственникам объекта незавершенного строительства Пертии В.Д., Пертии З.В., а также в Управление Росреестра по Челябинской области (л.д. 130-133).
Доводы административного истца о том, что нарушена процедура изъятия жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, предусмотренная ст. 32 Жилищного кодекса РФ, не состоятельны по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 15, 16 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав является жилое помещение, которым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться межведомственной комиссией, или же судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение.
В судебном заседании не установлено, что объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке признавался жилым помещением, административным истцом каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, не представлено.
Факт проживания в данном объекте и наличие домовой книги со сведениями о зарегистрированных в нем лицах правового значения не имеет, поскольку материалами дела достоверно подтверждается, что объект недвижимости, расположенный на земельном участке по указанному выше адресу, является объектом незавершенного строительства.
Таким образом, вопреки ошибочности мнения административного истца, порядок, установленный для изъятия жилых помещений, к данным правоотношениям не применяется.
Суд приходит к выводу, что каких-либо оснований для признания незаконным распоряжения Администрации г. Челябинска об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости № 4469 от 18.04.2018 г., установлено не было. Указанным распоряжением права административного истца не нарушены, в связи с чем, требования Пертия В.Д. подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178, 179, 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении требования Пертия Владимира Доментьевича о признании незаконным и отмене распоряжения Администрации г. Челябинска от 18.04.2018 г. № 4469 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: <адрес> и расположенного на нем объекта недвижимости», отказать.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию судей Челябинского областного суда через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Р.РЎ. Андреев