Судья Чернова М.А. Дело № 33-3808/2024 (2-333/2024)
УИД 25RS0010-01-2023-004989-94
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р ЕД Е Л Е Н И Е
16 апреля 2024 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шульга С.В.
судей Веригиной И.Н., Вишневской С.С.
при секретаре Деменчук Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева Евгения Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю на решение Находкинского городского суда Приморского края от 24.01.2024, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Веригиной И.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Зайцев Е.А. обратился в суд с названными иском, в обоснование заявленных требований указал, что решением ОСФР по Приморскому краю № ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В его специальный стаж не были включены следующие периоды работы:
с 07.08.1997 по 01.03.1998; с 19.04.1998 по 31.05.1998 в должности ..., поскольку учреждение не предусмотрено Списком;
с 01.06.1998 по 01.08.1998 в должности ...; с 20.08.1998 по 31.08.2000, с 01.09.2000 по 02.07.2003 в должности ..., поскольку должности не предусмотрены Списком;
28.10.2004, с 24.11.2004 по 25.11.2004, 10.12.2004, 27.01.2005 - командировки;
с 10.02.2014 по 28.02.2014, с 23.06.2014 по 19.07.2014 - учебные отпуска;
с 01.09.2007 по 31.08.2009 работа в должности ..., поскольку не выполнялась норма рабочего времени, работа менее чем на 1 ставку.
Истец с исключением указанных периодов не согласен, поскольку он работал в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 и Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. В период командировок, учебных отпусков за истцом сохранялось место работы, ему выплачивалась средняя заработная плата и работодателем за него перечислялись страховые взносы.
Уточнив исковые требования, истец просил признать решение об отказе в установлении пенсии № незаконным, обязать ОСФР по Приморскому краю включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости указанные периоды, обязать ОСФР по Приморскому краю назначить Зайцеву Е.А. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 07.02.2024.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, представитель ответчика с иском не согласился.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены частично. Решение ОСФР по Приморскому краю от 07.07.2021 № признано незаконным в части невключения в специальный стаж Зайцева Евгения Анатольевича периодов работы с 07.08.1997 по 01.03.1998 и с 19.04.1998 по 31.05.1998 в должности ...; с 01.06.1998 по 01.08.1998 в должности ... и с 20.08.1998 по 31.08.2000 в должности ...», 28.10.2004, с 24.11.2004 по 25.11.2004, 10.12.2004, 27.01.2005 - командировки в ...; с 10.02.2014 по 28.02.2014, с 23.06.2014 по 19.07.2014 - учебные отпуска в ...»; с 01.09.2007 по 31.08.2009 - в должности ...; с 01.09.2000 по 02.07.2003 - в должности ...». На ОСФР по Приморскому краю возложена обязанность включить в специальный стаж Зайцева Е.А. названные периоды работы, всего 7 лет 10 месяцев 12 дней. В остальной части исковые требования Зайцева Е.А. оставлены без удовлетворения.
С решением не согласился ответчик, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения в части включения в специальный стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ..., поскольку должность социальный педагог не поименована Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №. В пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» наименование «Муниципальная специализированная школа-интернат» не содержится. Также не подлежат включению в специальный стаж работа истца с 01.06.1998 по 01.08.1998 в должности ... и с 20.08.1998 по 31.08.2000 в должности ...», поскольку наименование занимаемых истцом должностей не соответствуют Спискам. В записи 5 и 8 в трудовую книжку внесены исправления. Работодателем указанные периоды заявлены как работа на общих условиях. Судом включен в специальный стаж истца период работы с 01.09.2000 по 02.07.2003 в должности ...», однако согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца Специализированной школой-интернатом внесены сведения о трудовом стаже до 31.12.2001.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседание судебной коллегии суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Законодатель, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Согласно части 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (действовало в спорные периоды работы истцаЛ утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 603) педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.
Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 № 191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, предусматривалась и в последующем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», приказом Министерства образования и науки Российской от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.
В соответствии со статьями 166, 167 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 16.03.2023 Зайцев Е.А. обратился в ОСФР по Приморскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Приморскому краю № Зайцеву Е.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности 25 лет в учреждениях для детей, имеется 18 лет 07 месяцев 14 дней.
...
Разрешая спор, суд исходил из того, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в периоды работы с 07.08.1997 по 01.03.1998 ... и с 19.04.1998 по 31.05.1998 - ..., а также с 01.06.1998 по 01.08.1998 - работа в должности ...; с 20.08.1998 по 31.08.2000 работа в должности ... истец выполнял работу в должностях и в учреждениях предусмотренных вышеназванными Списками. Принимая во внимание, что 28.10.2004, с 24.11.2004 по 25.11.2004, 10.12.2004, 27.01.2005 истец находился в командировках, с 10.02.2014 по 28.02.2014, с 23.06.2014 по 19.07.2014 - в учебных отпусках, которые являются периодами работы с сохранением ему средней заработной платы, с которой работодатель должен был производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд посчитал необходимым включить периоды учебных отпусков и командировок в льготный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости. Исходя из того, что в период с 01.09.2007 по 31.08.2008 истец осуществлял педагогическую деятельность по специальностям учитель 0,89 ставки, педагог организатор 1 либо 2 ставки, инструктор по труду 0,5 ставки, что в совокупности составляет более 1 ставки педагогического работника, суд указал, что оснований для отказа во включении в специальный стаж истца указанного периода у ответчика не имелось. Суд также пришел к выводу, что несоблюдение работодателем обязанности по предоставлению сведений о льготном характере работы истца не может быть поставлено в вину истцу и лишать его гарантированного Конституцией РФ права на досрочное пенсионное обеспечение.
Вместе с тем, с учетом включения спорных периодов, специальный стаж истца является недостаточным для назначения ему страховой пенсии досрочно, право на страховую пенсию у истца на момент рассмотрения дела не наступило, судом сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для назначения страховой пенсии досрочно.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, считает их обоснованными. Указанные выводы суда подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о незаконности включения в специальный стаж истца периодов работы с 07.08.1997 по 01.03.1998 и с 19.04.1998 по 31.05.1998 в должности ... с 01.06.1998 по 18.08.1998 - работа в должности ..., с 20.08.1998 по 02.07.2003 в должности ...» судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание.
При рассмотрении данных требований судом установлено, что из представленной в материалы дела копии трудовой книжки Зайцева Е.А. следует, что с 01.03.1996 он принят в Коррекционный детский дом-интернат ..., 06.08.1997 уволен в порядке перевода в специальную школу-интернат. С 06.08.1997 принят в порядке перевода на должность ..., 03.04.1998 переведен на должность ... 01.09.2000 переведен ... 02.07.2003 уволен в порядке перевода в ..., 03.07.2003 принят ..., с отклонениями в развитии. После неоднократного переименования данного учебного заведения, ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут. С 02.04.2012 по 07.04.2012 Зайцев Е.А. занимал должность директора МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» ... 28.04.2012 принят ...», после переименования данного учреждения работает по настоящее время.
Представленными ответами на запросы суда в КГОБУ «Коррекционная школа-интернат для детей - сирот г. Находки» (название учреждении в настоящее время), КГБУСО «Находкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «АЛЬБАТРОС», а также администрацию Находинского городского округа о периодах работы Зайцева Е.А. подтверждены оспариваемые истцом периоды его работы при осуществлении и совмещении трудовой деятельности как в КГОБУ «Коррекционная школа-интернат для детей-сирот г. Находки» (наименование указано в настоящее время), так и в КГБУСО «Находкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Альбатрос».
Суд, проанализировав представленные доказательства, пришел к выводу, что решение пенсионного органа в части отказа во включении спорных периодов работы является незаконным.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, по существу направлены на переоценку доказательств по делу и не содержат ссылок на какие-либо юридически значимые обстоятельства, которые могли бы поставить под сомнение правильность решения суда.
Ссылка апелляционной жалобы на неверное указание в резолютивной части решения даты и номера решения ОСФР по Приморскому краю не может служить основанием для отмены либо изменения решения, поскольку является опиской, которая подлежит исправлению судом первой инстанции по правилам статьи 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального и процессуального права, оценил представленные сторонами доказательства, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 24.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.04.2024.
Председательствующий
Судьи