Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 декабря 2023 года                      пгт.Березово

Березовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Давыдова А.А., при секретаре судебного заседания Чевееве В.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ) по иску прокурора Березовского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрации сельского поселения Саранпауль о возложении обязанности,

Установил:

ДД.ММ.ГГГГ в Березовский районный суд поступил иск прокурора Березовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского района о возложении обязанности по обеспечению прав граждан с ограниченными возможностями.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов администрации с.п.Саранпауль было установлено, что на здании администрации Березовского района отсутствуют тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а та к же отсутствует уборная с установленной специально предусмотренной для инвалидов универсальных и доступных кабин в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Просит обязать ответчика в срок до 01.09.2024 года установить в здании администрации с.п.Саранпауль по адресу ХМАО-Югра березовский район с.Саранпауль ул.Советская д.1 тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, уборную с установленной специально предусмотренной для инвалидов универсальных и доступных кабин в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Тютчева Е.В. настояла на удовлетворении иска по изложенным доводам.

Представитель ответчика администрации с.п.Саранпауль глава поселения ФИО3, действующий на основании устава, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен, причину неявки не сообщил, его неявка судом признана неуважительной. В отзыве указал, что с требованиями прокурора о выявленных нарушений прав инвалидов согласен, однако с учетом имеющегося финансирования и необходимости проведения реконструкции здания для приведения уборных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с СП требуется реконструкция здания тем самым требуется значительное время в срок до сентября 2025 года.

Судом принято решение о продолжении судебного заседания в отсутствие представителя ответчика, неявка которого признана неуважительной.

Заслушав доводы представителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения прокурора Березовского района проведена проверка деятельности администрации с.п.Саранпауль в сфере соблюдения законодательства по социальной защите инвалидов, в том числе доступности сооружений учреждения для инвалидов и людей с ограниченными возможностями. (л.д.11)

В ответ на запрос прокурора представлена информация по исполнению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и людей с ограниченными возможностями, в которой указано, что таблички с рельефно-точечным шрифтом Брайля не установлены, уборные общего пользования в здании администрации отсутствуют. Представлены фотографии пандуса и входной группы здания. (л.д.13-15)

Согласно устава с.п.Сарнапуль к вопросам местного значения поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. (п.18 ч.1 ст.3 Устава) (л.д.16-33)

Согласно выписки из ЕГРЮЛ МКУ администрации с.п.Саранпауль ОГРН 1058603654988, юр.адрес с.Саранпауль ул.Советская д.1 (л.д.34-40)

Согласно выписки из ЕГРН на объект недвижимости по адресу с.Саранпауль ул.Советская д.1 его собственником является МО с.п.Саранпауль (л.д.48)

Согласно технического паспорта здания по адресу с.Саранпауль ул.Советская д.1 он 1980 года постройки общая площадь 222,2 кв.м, согласно плана здания в нем имеется один туалет площадью 1,2 кв.м., находящийся в правой части здания (л.д.49-56)

Согласно плана мероприятий (дорожная карта) по обеспечнию доступности для инвалидов и маломобильных групп населения в здании администрации с.п.Саранпауль указано об изготовлении тактильных табличек для идентификации помещений с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля срок работ - сентябрь 2024 года; строительство и обустройство уборной на 2025 год. (л.д.58-59)

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п.в.2 ст.114 Конституции РФ правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Статьей 2 Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов определена как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с п.1, 3, 5, 6 ч.1 ст.15 Федеральный закон № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

(ч. 1 ст. 15 в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяется с 01.07.2016 только к новым или реконструированным, модернизированным объектам (ФЗ от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Положениями п. «а» ч.1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В соответствии с п.19 ст.14 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

На учреждения социальной и административной инфраструктуры распространяется действие Свода правил СП 59.13330.2020. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее — Свод правил).

В силу п. 4.1 Свода правил требования указанных правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.

В соответствии с п.6.3.1 Свода правил о всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В соответствии с п.6.3.2 Свода правил уборные для МГН размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для МГН здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной. Универсальная кабина уборной может также проектироваться как семейная (для родителей с детьми). В дополнение к универсальным кабинам уборных предусматривают доступные кабины в блоках туалетов из расчета 5% общего числа кабин. При числе кабин в блоке женских или мужских туалетов менее 4 допускается доступную кабину не предусматривать при наличии в здании универсальной кабины

В соответствии с п.6.5.9 Свода правил информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:

- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;

- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);

- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

Как установлено в судебном заседании административное здание администрации с.п.Саранпауль располагается по адресу ХМАО-Югра Березовский район с.Саранпауль ул.Советская д.1. Здание 1980 года постройки, в котором так же имеется санитарная комната не оборудованная для использования маломобильной группой населения или инвалидами, так же в здании отсутствуют информационные таблички с рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Данные обстоятельства установлены в ходе проверки проведенной прокурором в сентября 2023 года и не оспариваются ответчиком.

Судом так же установлено, что Дорожная карта по обеспечению доступности объекта для инвалидов и маломобильной групп населения разработана и утверждена только в декабре 2023 года, паспорт объекта доступности для инвалидов и маломобильной групп населения не имеется.

При таких обстоятельствах судом установлено, что ответчиком до проведения прокуратурой района проверки нарушения прав инвалидов и маломобильных групп населения не проводились мероприятия по устранению нарушений прав инвалидов, в том числе не разрабатывалась дорожная карта и не был утвержден паспорт объекта доступности для инвалидов и маломобильных групп населения.

Соответствующий порядок доступности объекта административного здания администрации в муниципальном образовании отсутствует.

Тем самым судом установлено бездействие ответчика в данной сфере и считает необходимым подлежащими удовлетворению требования прокурора в защиту неопределенного круга лиц к которым относятся инвалиды и маломобильные группы граждан, которые могут посещать здание администрации с.п.Саранпауль.

Рассматривая вопрос о сроках исполнения требований прокурора который просит их устранить к 01.09.2023 году, суд считает, что приобретение и установка тактичных табличек с рельефно-точечным шрифтом Брайля до указанного срока будет достаточным и исполнимым, в том числе с учетом мнения ответчика.

Оборудование в здании администрации с.п.Саранпауль по адресу ХМАО-Югра Березовский район с.Саранпауль ул.Советская д.1 уборной с установленной специально предусмотренной для инвалидов универсальных и доступных кабин в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 10.09.2024 года по мнению суда не представится возможным, так как данное оборудование требует реконструкции здания и требует значительных временных и материальных затрат, следовательно суд принимая во внимание отзыв ответчика о сроке исполнения данного требования до 10.09.2025 года считает его обоснованным.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Ответчик от уплаты госпошлины освобожден, тем самым судебные издержки в соответствии со ст.103 ГПК РФ возмещаются за счет бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд,

Решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░ 1058603654988) ░ ░░░░ ░░ 01.09.2024 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░.░░░░░░░░░ ░.1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░ 1058603654988) ░ ░░░░ ░░ 01.09.2025 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░.░░░░░░░░░ ░.1 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 59.13330.2020 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                     ░.░.░░░░░░░        

2-603/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Березовского района
Ответчики
Администрация с.п.Саранпауль
Суд
Березовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Давыдов А.А.
Дело на сайте суда
berezovo.hmao.sudrf.ru
13.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2023Передача материалов судье
13.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2023Подготовка дела (собеседование)
09.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2023Судебное заседание
08.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее