Дело № 2а-921/2021

УИД 29RS0005-01-2021-000956-07

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 декабря 2021 г.               г.Архангельск

Исакогорский районный суд г.Архангельска в составе

председательствующего судьи Бузиной Т.Ю.,

при секретаре Короткой С.М.,

с участием административного истца Комова Р.С.,

представителя административных ответчиков ФСИН России и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области С. С.В.,

представителя административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Низовцева И.Д.,

представителя заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России

М. Н.В.,

представителя заинтересованного лица прокуратуры Архангельской области Рипачева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Исакогорского районного суда г.Архангельска с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Комова Р. С. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий по созданию ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении незаконными и взыскании денежной компенсации,

у с т а н о в и л:

Комов Р.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, Учреждение), Министерству финансов Российской Федерации о признании действий по ненадлежащему содержанию в исправительном учреждении незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В обоснование требований административный истец указал, что он отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области. Администрацией исправительного учреждения на основании постановления главного государственного санитарного врача ФСИН России от 16 марта 2020 г. № 14-15 «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции» было приостановлено проведение длительных свиданий в период с 16 марта 2020 г. по 29 марта 2021 г., краткосрочных свиданий - с 16 марта 2020 г. по 8 февраля 2021 г. При этом режим или условия чрезвычайного положения в соответствии со ст.56 Конституции РФ на территории Российской Федерации и по месту нахождения исправительного учреждения не устанавливались, в самом Учреждении режим особых условий в соответствии со ст.85 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) не вводился. Ограничением с 16 марта 2020 г. длительных и краткосрочных свиданий не неопределенное время администрация исправительного учреждения нарушила условия отбывания наказания, ухудшила положение Комова Р.С. как осуждённого к лишению свободы, сделала наказание более суровым по сравнению с назначенным судом наказанием для его отбывания в исправительной колонии строгого режима (исходя из наличия определенного количества краткосрочных и длительных свиданий, установленного УИК РФ). Введение данных ограничений противоречило закону, не способствовало сохранению семьи, поддержанию социальных связей, отношений с родственниками. Кроме того, в период введения ограничительных мер, при условии беспрепятственного посещения сотрудниками исправительного учреждения территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области и их последующего общения с осужденными, содержащимися в исправительном учреждении, делало эти меры неэффективными, не способствующими противодействию новой коронавирусной инфекции, ставило осужденных и работников исправительного учреждения в неравное положение по социальному признаку, способствовало угрозе заражения новой коронавирусной инфекцией на территории Учреждения.

В связи с тем, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области нарушило условия его (Комова) содержания в исправительном учреждении, попросил признать данные действия незаконными и взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в его пользу денежную компенсацию в размере 100 000 рублей.

Впоследствии Комов Р.С. заявленные требования уточнил, попросив также признать незаконными действия администрации исправительного режима по введению масочного режима (обязательного ношения гигиенических масок) на территории исправительного учреждения на неопределённый срок, установленного приказом от 15 июля 2020 г. № 308. Данные действия являются неэффективными, не способствуют противодействию новой коронавирусной инфекции, а, кроме того, позволяют администрации исправительного учреждения применять дополнительные меры дисциплинарного воздействия к осужденным.

Судом к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России), в качестве заинтересованных лиц - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области), федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России), прокуратура Архангельской области, главный государственный санитарный врач ФСИН России Галкин А. А.,

Административный истец Комов Р.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России Сивкова С.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, и сослалась на законность действий администрации исправительного учреждения как при введении ограничительных мер по предоставлению краткосрочных и длительных свиданий, так и при введении масочного режима на территории Учреждения. Указала на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с административным иском и отсутствие уважительных причин для его восстановления.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Низовцев И.Д. в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился, указав на законность оспариваемых Комовым Р.С. действий администрации исправительного учреждения, а также на то, что Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим административным ответчиком по заявленному спору. Также указал на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с административным иском.

Представитель заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России Мальцева Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что введением ограничительных мер и масочного режима на территории исправительного учреждения, где Комов Р.С. отбывает наказание, права последнего нарушены не были. Добавила, что благодаря данным мерам, напротив, удалось избежать вспышки заболевания новой коронавирусной инфекцией осужденными, отбывающими наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области. Данные ограничительные меры были введены во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры Архангельской области - старший помощник Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рипачев А.Н. в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился, просил отказать в его удовлетворении, ссылаясь на отсутствие нарушений в условиях содержания Комова Р.С. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, на которые ссылается административный истец.

Заинтересованное лицо УФСИН России по Архангельской области о времени и месте рассмотрения административного дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, письменных объяснений по заявленным требованиям не представило. В предыдущем судебном заседании представитель УФСИН России по Архангельской области Дмитриев В.А. с административным исковым заявлением не согласился.

Заинтересованное лицо главный государственный санитарный врач ФСИН России Галкин А.А. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, попросив рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий (бездействий) и решений должностного лица возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

В соответствии со ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22 КАС РФ, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч.1 ст.227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учётом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с п.13 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Вместе с тем административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).

Согласно п.14 вышепоименованного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В силу ч.2 ст.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В соответствии со ст.8 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Основы правового положения осужденных закреплены в ст.10 УИК РФ, в соответствии с которой установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Вместе с тем, в силу ч.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

На основании частей 1 и 2 ст.89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.

Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами.

В соответствии с ч.1 ст.82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В силу частей 1 и 2 ст.85 УИК РФ в случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.

В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных статьями 88 - 97 настоящего Кодекса, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток по основаниям, определенным частью первой настоящей статьи (ч.3 ст.85 УИК РФ).

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, предусмотренные частью второй настоящей статьи, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер (ч.4 ст.85 УИК РФ).

Согласно ч.2 ст.31 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

В силу п.«б» ч.1 ст.51 Федерального закона № 52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

В соответствии со ст.1 Федерального закона № 52-ФЗ под ограничительными мероприятиями (карантином) понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Реализуя предоставленные ему полномочия, и в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, главный государственный санитарный врач РФ в п.1.5 постановления от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» постановил высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности.

В соответствии с подп. «м, у» п.1 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта.

Указом Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 г. № 28-у «О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» на территории Архангельской области с 00 час. 00 мин. 18 марта 2020 г. введён режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций до особого распоряжения (далее - режим повышенной готовности).

По настоящему делу установлено, что приговором Санкт-Петербургского городского суда от 29 декабря 2017 г. (с учетом апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 28 августа 2018 г.) Комов Р.С. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч.2 ст.209, п. «а» ч.4 ст.162, п.п. «а, б» ч.4 ст.162 (2 преступления), ч.3 ст.222, п. «а» ч.4 ст.158 (3 преступления) УК РФ, с применением ч.3 ст.69 УК РФ, на 10 лет 6 месяцев лишения с ограничением свободы 1 год, с отбыванием основного наказания в исправительной колонии строгого режима.

С 15 апреля 2019 г. по настоящее время Комов Р.С. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области.

В целях организации оперативного рассмотрения вопросов, связанных с предупреждением возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях УФСИН, проведения комплекса мероприятий, обеспечивающих локализацию и ликвидацию возможных очагов новой коронавирусной инфекции, создан и функционирует оперативный штаб по координации мероприятий и принятию экстренных мер по предупреждению заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях УФСИН (приказ УФСИН России по Архангельской области от 21 марта 2020 г. № 202).

В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача ФСИН России от 16 марта 2020 г. № 15 «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции», вынесенным на основании постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», протокола заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 10 марта 2020 г. № 10 «О мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации и о ходе выполнения решений, принятых ранее по данному вопросу», в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции среди осужденных, а также работников исправительного учреждения проведение длительных и краткосрочных свиданий в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области было приостановлено с 16 марта 2020 г. и до особого указания.

Кроме того, предоставление длительных и краткосрочных свиданий в учреждениях УФСИН России по Архангельской области отменено постановлением главного государственного санитарного врача - начальника филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России от 17 марта 2020 г. № 3 «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Решением оперативного штаба УФСИН России по Архангельской области возобновлено предоставление краткосрочных свиданий с 17 августа 2020 г. по 20 октября 2020 г.

В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Архангельской области решением оперативного штаба УФСИН России по Архангельской области повторно приостановлено предоставление краткосрочных свиданий в период с 21 октября 2020 г. по 7 февраля 2021 г.

Согласно приказу врио начальника УФСИН России по Архангельской области от 8 декабря 2020 г. № 700 в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области был введен режим особых условий с 9 декабря 2020 г. на 30 суток, согласно которому, помимо прочего, приостановлено действие прав осужденных, предусмотренных частями 1, 2 и 2.1 ст.89 УИК РФ.

Решением оперативного штаба УФСИН России по Архангельской области от 1 февраля 2021 г. № 3 возобновлено предоставление краткосрочных свиданий с 8 февраля 2021 г. при условии соблюдения ряда профилактических мер.

На основании протокола совещания оперативного штаба по координации мероприятий и принятию экстренных мер по предупреждению заноса и распространения новой коронавирусной инфекции ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области от 26 марта 2021 г. № 14, по результатам рассмотрения протокола заседания оперативного штаба УФСИН России по Архангельской области по координации мероприятий и принятию экстренных мер по предупреждению заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях УФСИН России по Архангельской области от 22 марта 2021 г. № 35, решено с 29 марта 2021 г. возобновить предоставление длительных свиданий при соблюдении определенных мероприятий и с 26 марта 2021 г. разрешена работа помещений для краткосрочных свиданий с заполняемостью помещения не более 50%.

В период с 15 апреля 2019 г. по 29 марта 2021 г. у Комова Р.С. прошло одно краткосрочное свидание с адвокатом для оказания юридической помощи (15 ноября 2019 г.). С ходатайствами о предоставлении свиданий с иными людьми (в том числе, родственниками) в указанный период Комов Р.С. к администрации исправительного учреждения не обращался.

Приказом врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области от 15 июня 2020 г. № 308, во исполнение п.5 протокола № 16 заседания оперативного штаба по координации и принятию экстренных мер по предупреждению заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях УФСИН России по Архангельской области от 30 июня 2020 г., в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области введен масочный режим (обязательное постоянное ношение гигиенических масок осужденными, за исключением времени, отведенного на сон, прием пищи и помывки в бане, вне зависимости от места нахождения). Осужденным предписано обеспечивать сохранность выданных средств индивидуальной защиты и их своевременную обработку (стирку, сушку). Данный приказ действует до особого распоряжения.

Вспышек массового заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, в период с 16 марта 2020 г. по настоящее время не имелось.

На территории Архангельской области с 18 марта 2020 г. введен режим повышенной готовности.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются объяснениями участников процесса, сведениями, содержащимися в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, письменных возражениях на административное исковое заявление, сведениями из материалов административного дела.

На основании представленных доказательств суд пришел к выводу, что введением ограничений на предоставление длительных и краткосрочных свиданий (с 16 марта 2020 г. по 29 марта 2021 г.), а равно установлением на территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области обязательного масочного режима, необходимого к соблюдению как спецконтингентом, так и сотрудниками исправительного учреждения, права Комова Р.С., отбывающего наказание в указанном Учреждении, не нарушались, условия содержания в исправительном учреждении в указанной части являлись надлежащими.

Так, поименованные меры на территории исправительного учреждения введены в соответствии с действующим законодательством, были направлены на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, на защиту здоровья осужденных и сотрудников исправительного учреждения. Более того, данные меры действовали во всех учреждениях ФСИН России.

Кроме того, вследствие чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения, связанной с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), в качестве исключительной меры является также возможной выработка альтернативных способов поддержания общественно полезных связей осужденных с их родственниками в учреждениях пенитенциарной системы. Такими способами являются: увеличение продолжительности звонков в исправительных учреждениях, проведение свиданий посредством видеоконференц-связи, организация оперативного обмена информацией о состоянии здоровья родственников и осужденных при помощи горячей линии и т.д.

В вышеуказанных обстоятельствах исключительные меры обеспечения жизни и здоровья населения приобретают особое значение. В пенитенциарных учреждениях в условиях изоляции от общества основной проблемой распространения инфекционных заболеваний становится обеспечение социального дистанцирования. Ограничение социальных связей необходимо для поддержания стабильной санитарно-эпидемиологической обстановки в уголовно-исполнительной системе.

В этой связи действия администрации исправительного учреждения по введению ограничительных мер и масочного режима, учитывая специфику сложившейся обстановки, имеют диаметрально противоположное процессуальное содержание в сравнении с ранее возникавшими чрезвычайными ситуациями в уголовно-исполнительной системе (групповые неповиновения, массовые беспорядки и т.д.), с которыми ст.85 УИК РФ связывает введение на территории исправительного учреждения режима особых условий на определенный срок (до 30 суток), и на которые, в свою очередь, ссылается Комов Р.С.

В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения административного дела не нашли своего подтверждения доводы Комова Р.С. относительно ненадлежащих условий его содержания в исправительном учреждении, связанных с приостановлением предоставления длительных и краткосрочных свиданий, введением масочного режима.

Совокупность обязательных условий (несоответствие оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод административного истца) в данном случае отсутствует.

В связи с изложенным административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Административными ответчиками заявлены ходатайства о пропуске Комовым Р.С. срока обращения в суд с данным административным исковым заявлением.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При этом согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Комовым Р.С. оспариваются условия содержания в исправительном учреждении, при которых действовало приостановление предоставления краткосрочных и длительных свиданий в период с 16 марта 2020 г. по 29 марта 2021 г., а также установление масочного режима в исправительном учреждении, действующего по настоящее время.

Комов Р.С. первоначально обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 29 июня 2021 г., попросив признать действия администрации исправительного учреждения относительно приостановления предоставления длительных и краткосрочных свиданий незаконными.

Данные обстоятельства свидетельствуют о намерении административного истца восстановить свои права и законные интересы, которые он полагал нарушенными, в установленный законом трехмесячный срок.

Предъявляя требования об оспаривании условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области относительно введения масочного режима на территории исправительного учреждения в рамках настоящего административного дела, Комов Р.С. воспользовался правом, предусмотренным ч.1 ст.46 КАС РФ, в соответствии с которым административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.

Таким образом, срок на обращение в суд с настоящим административным иском Комовым Р.С. не пропущен.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

р е ш и л :

░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░)               ░.░. ░░░░░░

2а-921/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Комов Роман Сергеевич
Ответчики
ФСИН России
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области
Министерство финансов РФ
Другие
Прокуратура Архангельской области
Главный государственный санитарный врач ФСИН России Галкин Артем Андреевич
УФСИН России по Архангельской области
ФКУЗ МСЧ №29 ФСИН России по Архангельской области
Суд
Исакогорский районный суд г. Архангельск
Судья
Бузина Татьяна Юрьевна
Дело на сайте суда
sudis.arh.sudrf.ru
07.07.2021Регистрация административного искового заявления
07.07.2021Передача материалов судье
12.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.10.2021Рассмотрение дела начато с начала
08.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Судебное заседание
24.12.2021Судебное заседание
17.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее