Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 июля 2024 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Фроловой О.С.,
при секретаре с/з Дворецкой Н.Г.,
с участием:
представителя истца Жегуловича В.А.,
ответчика Колесниковой Л.А.,
представителя ответчика адвоката Иванникова С.В.,
представителя третьего лица ООО «Меридиан» Каторча А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-747/2024 по исковому заявлению Православной религиозной организации Елецкий Знаменский епархиальный женский монастырь Елецкой епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) к Колесниковой Ларисе Александровне об исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости сведений о площади и местоположении границы земельного участка и признании права собственности на земельный участок отсутствующим в Едином государственном реестра недвижимости,-
у с т а н о в и л:
Православная религиозная организация Елецкий Знаменский епархиальный женский монастырь Елецкой епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) обратилась в суд с исковым заявлением к Колесниковой Л.А. об исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) сведений о местоположении границы земельного участка и признании права собственности на земельный участок отсутствующим в ЕГРН. Требования мотивирует тем, что организация является собственником земельного участка из земель населенных пунктов площадью 56 651 кв.м с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: N.... Данный земельный участок полностью занят объектом культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Елецкий Знаменский монастырь", расположенного в г.Ельце (Липецкая область, г. Елец, ул. Слободская, д. 2А), границы которого утверждены постановлением администрации Липецкой области от 01.10.2013 №438. Объекты недвижимого имущества, входящие в состав данного объекта культурного наследия, также принадлежат на праве собственности истцу. В границах земельного участка с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: Липецкая область, городской округ горд Елец, г. Елец, находится 3 охраняемых законом объекта: выявленный объект археологического наследия "Культурный слой исторической части г.Ельца"; территория исторического поселения федерального значения город Елец Липецкой области; объект культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Елецкий Знаменский монастырь", расположенного в г. Ельце (Липецкая область, г. Елец, ул. Слободская, д. 2А) (вид объекта: ансамбль). При рассмотрении Арбитражным судом Липецкой области дела №А36-5763/2023 по заявлению АО "Газпром газораспределение Липецк" к администрации городского округа город Елец о признании незаконным отказа в установлении публичного сервитута и возложении обязанности, истцу стало известно, что 17.12.2021 за ответчиком зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №***, расположенный по адресу: N.... Внесение в ЕГРН сведений о данном земельном участке и оформление его в собственность ответчика незаконны и нарушают права истца, поскольку земельный участок и находящийся на нем жилой дом с кадастровым номером №***, полностью находятся в границах объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Елецкий Знаменский монастырь", который используется истцом в религиозной деятельности в целях исповедания и распространения православной веры. Часть земельного участка ответчика незаконно оформлена в ее собственность, в то время, как подлежала передаче истцу, как собственнику объекта религиозного назначения – монастырского комплекса. При уточнении местоположения границы спорного земельного участка, его площадь была незаконно увеличена до 529 кв.м. (+/-8 кв.м.). Согласование местоположения границы земельного участка ответчика с истцом не производилось ни в индивидуальном порядке, ни путем проведения собрания. При этом между земельными участками истца и ответчика отсутствовала установленная более 15 лет назад граница. Незаконно увеличив площадь земельного участка под своим жилым домом и оформив на него право собственности, ответчик незаконно приобрела право собственности на землю, подлежащую передаче истцу как православной религиозной организации, которой на праве собственности принадлежит объект культурного наследия федерального значения "Елецкий Знаменский монастырь", нарушив тем самым право истца. Просит исключить из ЕГРН сведения о площади и местоположении границы земельного участка с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: N... и признать отсутствующим в ЕГРН права собственности Колесниковой Л.А. на указанный земельный участок.
Определением суда от 22.04.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО "Газпром газораспределение Липецк", администрация городского округа город Елец и ООО "Меридиан".
Определением суда от 18.06.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях и Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области.
Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Липецк» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица администрации городского округа город Елец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, указывают, что вопрос об удовлетворении заявленных требований или об отказе в их удовлетворении оставляют на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в материалах дела имеются письменные пояснения, в которых Территориальное управление считает исковые требования Православной религиозной организации Елецкий Знаменский епархиальный женский монастырь Елецкой епархии Русской православной церкви к Колесниковой Л.А. подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. Земельный участок истца и ответчика являются смежными, на момент межевания участка ответчика, земельный участок с КН №*** является собственностью Российской Федерации, и в адрес Территориального управления за согласованием границ не обращался. Земельный участок с №*** стоял на учете в МСК-48 в координатном режиме, и при межевании участка ответчика, кадастровый инженер не мог этого не знать. Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами в установленном Федеральным законом №218-ФЗ порядке. Таким образом, имеет место быть наложение границ земельного участка ответчика на фактические границы земельного участка истца. В материалах дела имеется доказательства того, что Колесникова Л.А. при межевании своего земельного участка увеличила площадь до 529 кв.м., хотя правовых оснований для этого не было. Согласно решению исполнительного комитета Елецкого городского Совета депутатов трудящихся от 31.05.1961г. №469/18 площадь земельного участка под домом Колесниковой Л.А. с учетом дополнительной прирезки была доведена лишь до 318,85 кв.м. Таким образом, 210 кв.м незаконно, без оснований включены в площадь земельного участка Колесниковой Л.А., хотя данный земельный участок должен использоваться для размещения объекта культурного наследия федерального значения «Елецкий Знаменский монастырь».
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения участников процесса, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Представитель истца по доверенности Жегулович В.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, по изложенным в исковом заявлении основаниям, и просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Колесникова Л.А. и ее представитель адвокат Иванников С.В. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований. Колесникова Л.А. объяснила, что жилой дом №*** по N... принадлежит ее семье на протяжении многих лет, сменилось уже несколько поколений. Спорный земельный участок был сформирован с учетом сложившегося порядка пользования им. Увеличение площади земельного участка произошло за счет объединения двух его частей, из которых он состоит, и с учетом присоединения «промежутка» между этими частями, поскольку он используется ими для прохождения от одной части к другой. Ответчик предпринимала попытки для заключения договора аренды с Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, однако из их ответов ей стало известно, что право собственности Российской Федерации на земельный участок не зарегистрировано. Она обратилась в Росреестр и за ней зарегистрировали право собственности на земельный участок.
Представитель третьего лица ООО «Меридиан» Каторча А.Г. в судебном заседании объяснил, что при формировании земельного участка учитывались его фактические границы, а также учитывалось требование к форме границы. Не было оснований делать участок двухконтурным, поскольку граница будет разорвана. В Росреестре он единый. Земля была не разграничена, следовательно, обязательного согласование ни с истцом, ни с МТУ Росимущества не требовалось.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, сооружение с кадастровым номером №*** (Знаменский Епархиальный женский монастырь), расположенное по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Слободская, д.2А, принадлежит на праве собственности Православной религиозной организации Елецкий Знаменский епархиальный женский монастырь Елецкой епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат), право зарегистрировано 02.05.2017, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.11.2022.
Сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером №*** площадью 56651 кв.м по адресу: Липецкая область, городской округ город Елец, г. Елец на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования – для храмовых и обрядовых сооружений, для домовладения, для жилого дома, под жилую застройку, для размещения жилого дома, который также принадлежит на праве собственности истцу, дата присвоения кадастрового номера и дата государственной регистрации права – 17.11.2020, что также следует из выписки из ЕГРН от 29.03.2024, в которой имеются сведения о характерных точках границы части (частей) земельного участка.
Согласно сообщению Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области от 14.10.2020, Елецкий Знаменский монастырь в составе зданий и сооружений: просвирня, часовня, башни, стены, лестница, расположенные по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Слободская, д.2а, является объектом культурного наследия федерального значения «Елецкий Знаменский монастырь» 1829-1844 гг. (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации», регистрационный номер 511420035380006.
Постановлением Администрации Липецкой области №438 от 01 октября 2013 года утверждена граница территории объекта культурного наследия федерального значения «Елецкий Знаменский монастырь», расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Слободская, д. 2А.
Распоряжением территориального управления Росимущество в Липецкой области №84 от 20.04.2017 передано в собственность Православной религиозной организации Елецкий Знаменский епархиальный женский монастырь Елецкой епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом, находящееся в федеральной собственности имущество: Знаменский Епархиальный женский монастырь, Знаменский храм, колокольня, просфорня, церковно-приходская школа, башни (3 наименования), стены, лестница; земельный участок с кадастровым номером №*** площадью 54316 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для храмовых и обрядовых сооружений.
Согласно выписке из ЕГРН от 26.06.2024 на земельный участок с кадастровым номером №***, дата присвоения кадастрового номера: 22.07.2016, местоположение – Липецкая область, г.о.г. Елец, ул. Слободская, д. 2а, площадь 54316 кв.м, кадастровые номера образованных объектов недвижимости – №***, земли населенных пунктов, для храмовых и обрядовых сооружений, статус записи об объекте недвижимости – объект недвижимости снят с кадастрового учета 17.11.2020.
В обоснование своих требований истец ссылается, что при рассмотрении другого дела ему стало известно, что за ответчиком зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №***, расположенный по адресу: N..., а данный земельный участок и находящийся на нем жилой дом с кадастровым номером №***, полностью находятся в границах объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Елецкий Знаменский монастырь", который используется истцом в религиозной деятельности в целях исповедания и распространения православной веры.
Здание (жилой дом) с кадастровым номером №*** и земельный участок с кадастровым номером №*** с видом разрешенного использования – под жилую застройку площадью 529 кв.м, расположенные по адресу: N..., принадлежат на праве собственности ответчику Колесниковой (Милениной – фамилия изменена в связи с заключением брака ДД.ММ.ГГГГ – свидетельство о регистрации брака от ДД.ММ.ГГГГ серия 1-РД №***) Ларисе Александровне, что следует из выписок из ЕГРН от 29.03.2024.
Право собственности ответчика на жилой дом было зарегистрировано 16.11.2015, документы-основания для регистрации права: свидетельство о праве на наследство по закону от 28.12.2012, решение Елецкого городского суда от 23 декабря 2013 года, которым жилой дом был сохранен в реконструированном и перепланированном состоянии, договор дарения доли жилого дома от 11 ноября 2015 года.
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 (отцу ответчика) было выдано свидетельство на наследственное имущество, которое состояло из: жилого дома, находящегося в N..., расположенного на земельном участке 100 кв. метров по землеотводным документам.
Из свидетельств о праве на наследство по закону от 28.12.2012 усматривается, что наследниками ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, являются дочь – Миленина Лариса Александровна (ответчик)- и сын – ФИО3 в равных долях (1/2 доля). Наследство - жилой дом, находящийся по адресу: N..., расположенный на земельном участке площадью 100 кв.м. Указанный жилой дом значится за ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, наследником которого являлась его супруга ФИО4, как принявшая наследство и не оформившая своих наследственных прав и принадлежит наследодателю на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, подарил Милениной Ларисе Александровне в собственность 1/2 долю жилого дома по адресу: N..., что подтверждается договор дарения доли жилого дома от 11 ноября 2015 года.
Постановлением Администрации городского округа город Елец №1931 от 09.12.2015 было предварительно согласовано предоставление за плату в собственность Милениной Ларисе Александровне земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №*** ориентировочной площадью 367 кв.м., расположенного по адресу: N..., для размещения жилого дома; условием предоставления земельного участка являлось уточнение его границ; Милениной Л.А. необходимо было обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка; Миленина Л.А. имела право без доверенности обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка.
Пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой частьземной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу статьи 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015г. N218-ФЗ
"О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1).
Из частей 2, 4 статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" следует, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.
Таким образом, сведения о надлежаще определенных границах земельного участка - это сведения об участке, которые позволяют определить его как объект права и подтверждают его существование именно с такими характеристиками.
На основании статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Согласно статье 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются: 1. сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2. сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3. новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Часть 1.1 статьи 43 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривает, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. При уточнении границ земельных участков допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (часть 3 указанной статьи).
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом (часть 7).
В соответствии с частью 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, в том числе, опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.
Согласно статье 40Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1).
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (часть 3).
Из материалов дела следует, что 23.12.2015 Миленина Л.А. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с заявлением и просила осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с КН:14 в соответствии с прилагаемыми документами (постановление Администрации городского округа город Елец №1931 от 09.12.2015, свидетельство о государственной регистрации права от 17.11.2015 на жилой дом и межевой план), в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельного участка.
В межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ООО «Меридиан» Каторча А.Г. имеется заключение кадастрового инженера о том, что «Предельные минимальный и максимальный размеры земельного участка, соответствующие виду разрешенного использования, установлены Правилами землепользования и застройки города Ельца Липецкой области, принятыми решением Совета депутатов г.Ельца от 27.04.2010 №455, опубликованными 20.05.2010 в СМИ Красное знамя №98-101. Границы установлены по фактическому использованию за последние 15 лет, что подтверждается архивным картматериалом – планшет №28Г, выдан Госстрой РСФСР ЛО Воронеж ТИСИЗ 1970 масштаб 1:500, дата создания 1970г. Границы закреплены заборами».
В состав межевого плана включен акт согласования границ, согласно которому уточняемый земельный участок с КН:14 согласован в индивидуальном порядке с Милениной Л.А.. Согласование местоположения границ земельного участка с КН:14 по выбору кадастрового инженера проводилось путем собрания заинтересованных лиц, извещениео проведении собрания было опубликовано в Елецкой городской общественно-политической газете «Красное знамя» №284 (22568) от 14.11.2015.
Согласование границ при межевании, как это следует из приведенных положений статей 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", имеет своей целью исключить нарушения прав землепользователя, в частности исключить захват участка (или его части) смежного землепользователя.
Истец ссылается на то, что ответчик незаконно захватила часть земельного участка истца, поскольку при уточнении местоположения земельного участка с КН:14, его площадь была незаконно увеличена до 529 кв.м. (+/-8 кв.м.). Согласование местоположения границы земельного участка ответчика с истцом не производилось ни в индивидуальном порядке, ни путем проведения собрания.
Из материалов дела судом установлено, что решением Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся №469/18 от 31 мая 1961 года за счет пустоши к домовладению №*** в N... ФИО12 прирезан земельный участок площадью 249,60 кв.м, доведя площадь до 318,85 кв.м. Согласно схеме прирезки, земельный участок стал представлять собой два отдельных объекта разделенных «дорогой».
Из сообщения ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» №1389 от 13.12.2021 установлено, что согласно материалам архивного дела, домовладение, расположенное по адресу: N... по состоянию на дату первичной инвентаризации 11.09.1937 года значилось по адресу: N.... Изменение адреса жилого дома с N... городок, N... городок, N... произошло в период с 1961-1969 гг.
Ответчик объясняла, что земельный участок был сформирован с учетом сложившегося порядка пользования им. Увеличение площади земельного участка произошло за счет объединения двух его частей, из которых он состоит, и с учетом присоединения «промежутка» между этими частями, поскольку он используется ими для прохождения от одной части к другой.
Кадастровый инженер ООО «Меридиан» Каторча А.Г. в судебном заседании также объяснил, что при формировании земельного участка учитывались его фактические границы, а также учитывалось требование к форме границы, и не было оснований делать участок двухконтурным, поскольку граница будет разорвана.
Учитывая изложенное, судом установлено, что увеличение площади земельного участка с КН:14 произошло за счет «промежутка», обозначенного в схеме прирезки земельного участка как «дорога», который является своего рода проходом от одной части земельного участка ответчика до другой. Исходя из расположения жилого дома ответчика, очевидно, что спорным участком никто кроме собственника жилого дома №*** не пользовался, что усматривается из технического паспорта на Монастырь по состоянию на 10.08.2011. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о целесообразности включения спорного участка, обозначенного как «дорога» в схеме прирезки, в состав земельного участка с КН:14, с учетом того, что ничьи права и законные интересы не были нарушены.
Довод межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях о том, что ответчик в адрес Территориального управления за согласованием границ не обращался, хотя это требовалось, поскольку на момент межевания участка ответчика земельный участок с КН №*** стоял на учете в МСК-48 в координатном режиме, опровергается материалами дела.
Так, из кадастрового дела объекта недвижимости №*** следует, что 19.07.2016 Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет в соответствии приложенным межевым планом, земельного участка расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Слободская, д.2А и согласно схеме расположения земельных участков в межевом плане, в пределах формируемого земельного участка с КН:6326 был обозначен уже сформированный земельный участок с КН:14.
20.04.2017 распоряжением территориального управления Росимущество в Липецкой области №84 земельный участок с кадастровым номером №*** был передан в собственность Православной религиозной организации Елецкий Знаменский епархиальный женский монастырь Елецкой епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат).
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Коль скоро согласование местоположения границы земельного участка ответчика с КН:14 в 2015 году было проведено в установленном законом порядке и права истца при этом нарушены не были, поскольку земельный участок с КН:6326 был передан истцу в собственность только в 2017 году и был поставлен на государственный кадастровый учет Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области 22.07.2016, то есть после формирования земельного участка ответчика, то оснований для исключения сведений из Единого государственного реестра недвижимости сведений о площади и местоположении границы земельного участка, суд не находит.
Также истец ссылается на то, что незаконно увеличив площадь земельного участка под своим жилым домом и оформив на него право собственности, ответчик незаконно приобрела право собственности на землю, подлежащую передаче истцу как православной религиозной организации, которой на праве собственности принадлежит объект культурного наследия федерального значения "Елецкий Знаменский монастырь", нарушив тем самым право истца и просит признать право собственности Колесниковой Л.А. на земельный участок отсутствующим в Едином государственном реестра недвижимости.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
Из объяснений ответчика было установлено, что она неоднократно обращалась в ТУ Росимущества в Липецкой области по вопросу предоставления ей земельного участка с кадастровым номером 48:19:6220230:14 на праве аренды.
Из ответа ТУ Росимущества в Липецкой области №1703-03 от 12.05.2016 на обращение ответчика о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:19:6220230:14 на праве аренды следует. На земельный участок с кадастровым номером №***, площадью 529 кв.м., расположенный по адресу: N... право собственности Российской Федерации не зарегистрировано. Постановлением Администрации Липецкой области от 01.10.2013г. № 438 утверждены границы территории объектов культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Елецкий Знаменский монастырь», расположенного в городе Ельце. Учитывая, что жилой дом, принадлежащий Вам на праве собственности, находится в границах территории памятника истории и культуры, возникает основание для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №***. В настоящее время Территориальным управлением проводятся мероприятия по государственной регистрации права собственности Российской Федерации, о результатах которой будете уведомлены дополнительно. Таким образом, вопрос о предоставлении вышеуказанного земельного участка будет рассмотрен после государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях на заявление ответчика от 11.12.2017 о предоставлении ей на праве аренды земельного участка площадью 529 кв.м с кадастровым номером 48:19:6220230:14, расположенного по адресу: N..., в своем ответе №7729-022 от 26.12.2017 также сообщало, что согласно сведениям, содержащимся в кадастровой выписке о земельном участке от 25.12.2017г. №48/ИСХ/17-405412, на испрашиваемый земельный участок право собственности Российской Федерации не зарегистрировано. МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях планируется в 2018 году проведение мероприятий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации. Таким образом, заключение договора аренды вышеназванного земельного участка в настоящее время не представляется возможным.
14 декабря 2021 года ответчик Колесникова Л.А. обратилась в муниципальный отдел по г.Ельцу и Елецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с заявлением, в котором просила осуществить государственную регистрацию прав в отношении земельного участка с КН:14 площадью 529 кв.м. по адресу: N...; в части государственной регистрации прав осуществить регистрацию права собственности, приложив справку №1389 ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» от 13.12.2021, решение исполнительного комитета Елецкого городского Совета депутатов трудящихся от 31.05.1961 г.
Согласно выписке из ЕГРН, право собственности на земельный участок КН:14 площадью 529 кв.м было зарегистрировано за ответчиком 17.12.2021.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В силу статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: 1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования; 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок (часть 1).
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы: 1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; 2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок (часть 2).
Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (часть 3).
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно статье 5 указанного Федерального закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков.
Подпункт 4 пункта 5 указанной статьи к таким случаям относит занятость находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
Судом установлено, что формирование земельного участка с КН:14 было проведено в установленном законом порядке до передачи истцу смежного земельного участка в собственность.
Распоряжением территориального управления Росимущество в Липецкой области №84 от 20.04.2017 в собственность истцу был передан земельный участок с кадастровым номером №*** без учета уже сформированного на тот момент земельного участка с КН:14, что свидетельствует о том, что права истца при регистрации ответчиком прав на земельный участок с КН:14 нарушены не были.
При этом из ответов ТУ Росимущество в Липецкой области (от 12.05.2016 и от 26.12.2027) на обращения ответчика следует, что до даты передачи имущества истцу (20.04.2027) и после, на земельный участок с КН:14 право собственности Российской Федерации не было зарегистрировано.
Право собственности ответчика было зарегистрировано в установленном законом порядке в соответствии пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Поскольку факт наличия нарушений прав истца не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, суд считает, что правовые основания для удовлетворения исковых требований Православной религиозной организации Елецкий Знаменский епархиальный женский монастырь Елецкой епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Православной религиозной организации Елецкий Знаменский епархиальный женский монастырь Елецкой епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) к Колесниковой Ларисе Александровне об исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости сведений о площади и местоположении границы земельного участка и признании права собственности на земельный участок отсутствующим в Едином государственном реестра недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: О.С. Фролова
Решение суда в окончательной форме принято 18 июля 2024 года.