УИД: 61RS0019-01-2019-006021-19
Дело № 2а-4409/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2019 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Бердыш С.А.,
с участием помощника прокурора г. Новочеркасска Дворниченко С.П.,
представителя административного истца Задорожнего Е.Г.,
при секретаре Тулупниковой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области об установлении административного надзора после освобождения из мест лишения свободы в отношении Горбачева Виталия Викторовича,
установил:
ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по <адрес> обратилось в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Горбачев В.В., <дата> г.р., осужден приговором <данные изъяты> от <дата> по <данные изъяты> к <дата> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, начало срока <дата>, окончание срока <дата>, содержится в ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по РО. За время отбывания наказания осужденный Горбачев В.В. с положительной стороны себя не зарекомендовал, имеет 2 взыскания, поощрений не имеет, совершил преступление в период нахождения под административным надзором. На основании Федерального закона N 64-ФЗ от <дата> "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный истец просит рассмотреть вопрос об установлении в отношении Горбачева В.В. административного надзора на срок 3 года, с установлением ограничений: запрещение выезда за установленные судом пределы территории, явка от одного до 4-х раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по РО Задорожний Е.Г., действующий на основании доверенности, требования административного искового заявления поддержал по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить административный иск.
Административный ответчик Горбачев В.В. в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется расписка осужденного Горбачева В.В. о том, что он извещен о дате и времени судебного заседания, проводимого с использованием видеоконференцсвязи, и просит провести судебное заседание без своего участия.
На основании ст.ст. 150, 272 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие Горбачева В.В., поскольку неявка в судебный процесс административного ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени проведения судебного разбирательства, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Помощник прокурора г. Новочеркасска Дворниченко С.П. полагала административные исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, поскольку осужденный Горбачев В.В. совершил преступление в период нахождения под административным надзором.
Суд, заслушав мнение участников процесса, исследовав представленные материалы, находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от <дата> N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из смысла вышеприведенной нормы следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Из материалов дела следует и установлено судом, что Горбачев В.В. осужден приговором <данные изъяты> от <дата> по <данные изъяты> к <дата> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Указанное преступление Горбачев В.В. совершил, имея непогашенную судимость по приговору <данные изъяты> от <дата>, которым он осужден за совершение преступлений предусмотренных <данные изъяты>, с применением <данные изъяты> к лишению свободы сроком <дата>, и находясь под административным надзором, установленным решением <данные изъяты> от <дата> сроком на <дата>, продленного решением суда от <дата> на <дата>, то есть до <дата>.
Горбачев В.В. с <дата> отбывает наказание в ФКУ ИК-14 г.Новочеркасска, освобождается из мест лишения свободы <дата> по отбытию срока наказания.
За время отбывания наказания в учреждении с положительной стороны себя не зарекомендовал, имеет 2 взыскания, поощрений не имеет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований об установлении административного надзора в отношении Горбачева В.В.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, предусмотрен ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и является исчерпывающим. К таким административным ограничениям относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно ч. 2 ст. 4 названного Федерального закона установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Абзацем 4 п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При выборе конкретных административных ограничений, установленных статьей 4 указанного выше Федерального закона, суд с учетом положений п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от <дата> № принимает во внимание конкретные обстоятельства дела, личность осужденного, его поведение при отбывании наказания. Горбачев В.В. ранее судим, за время отбывания наказания с положительной стороны себя не зарекомендовал.
С учетом данных о поведении осужденного за весь период отбывания наказания, отношения к установленному порядку отбывания наказания, к исполнению обязанностей и к труду, данных о его личности, в целях предупреждения возможного противоправного поведения осужденного после отбытия наказания, суд полагает необходимым установить в отношении Горбачева В.В. административные ограничения, предусмотренные п.п. 4,5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Как следует из разъяснения в п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от <дата> №, в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Принимая во внимание, что осужденный выразил желание в письменном заявлении проживать по адресу: <адрес> оформить по этому адресу проездные документы, имеющемся в его личном деле, с целью обеспечения возможности осуществления надлежащего контроля за поднадзорным лицом суд полагает установить в отношении Горбачева В.В. административное ограничение в виде запрета выезда за пределы <адрес>.
При этом суд отмечает, что указанное ограничение не запрещает переменить место жительства, а предусматривает запрет Горбачеву В.В. выезда за пределы того субъекта Российской Федерации, на территории которого будет проживать поднадзорный в случае перемены места жительства.
Определяя срок установления административного надзора в отношении Горбачева В.В., суд исходит из следующего.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При исчислении срока погашения судимости подлежит применению закон, действующий на момент совершения преступления, исходя из положений ст. 10 УК РФ, в соответствии с которой уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В соответствии с пп. «в» п. 3 ст. 86 УК РФ в редакции, действующей на момент совершения Горбачевым В.В. преступления, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Горбачевым В.В. совершено преступление, относящееся к категории небольшой тяжести.
Учитывая вышеизложенное, административной надзор в отношении Горбачева В.В. надлежит установить сроком на <дата>
Разъяснить Горбачеву, что за несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных обязанностей он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а за уклонение от административного надзора - к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 150, 180, 270-273 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области об установлении административного надзора после освобождения из мест лишения свободы в отношении Горбачева Виталия Викторовича удовлетворить.
Установить в отношении Горбачева Виталия Викторовича, <дата> года рождения, административный надзор сроком на <дата>, исчисляя срок со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения с установлением следующих административных ограничений:
- запрещения выезда за пределы <адрес>.
- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд.
Судья: С.А. Бердыш
Мотивированный текст решения изготовлен 18 декабря 2019 года.