ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 06 февраля 2019 года № 3a-74/2019
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мещеряковой Н.В.,
при секретаре Гайдуковой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сидорова А.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
установил:
Сидоров А.В. является собственником следующих объектов недвижимости:
магазина с кадастровым номером №..., назначение: нежилое здание, 1-этажное, инв. №..., лит. А, общей площадью 416,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 26 июня 2009 года 35-СК №...;
земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 810 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для строительства здания магазина, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 07 августа 2009 года 35 СК №....
Кадастровая стоимость объекта недвижимости – здания с кадастровым номером №... по состоянию на 25 ноября 2011 года определена в размере 6 139 544 рубля 82 копейки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 02 июня 2012 года определена в размере 1 809 969 рублей 30 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Административный истец Сидоров А.В., полагая, что результатами кадастровой оценки нарушены его права и законные интересы как собственника недвижимого имущества и налогоплательщика, обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В обоснование административных исковых требований административным истцом представлены отчёты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от 30 ноября 2018 года №... и №..., выполненные оценщиками закрытого акционерного общества «Вологодский центр правовой информатизации» П.А.Ю. и С.Е.С., являющимися членами саморегулируемой организации – Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».
Согласно отчетам рыночная стоимость:
здания с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года составила 2 459 000 рублей 00 копеек;
земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 02 июня 2012 года составила 283 000 рублей 00 копеек.
Административный истец Сидоров А.В. просил восстановить процессуальный срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и №... и пересмотреть кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости, установив её в размере их рыночной стоимости, определенной на основании вышеприведенных отчетов оценщиков, а также взыскать с административных ответчиков судебные расходы в общем размере 50 600 рублей.
Административный истец Сидоров А.В. в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Агафонова Ю.С. в судебном заседании административные исковые требования и ходатайство о восстановлении срока поддержала.
Представитель административных ответчиков Правительства Вологодской области и Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенностям Желтухин П.В. поддержал доводы отзывов на административное исковое заявление, просил принять решение, исходя из фактических обстоятельств дела.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-03 «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2016 года.
Учитывая вышеизложенное, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности Сидорова А.В. как налогоплательщика, что в силу абзаца 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности даёт ему право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №... сведения о кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости 10 февраля 2013 года, в отношении здания с кадастровым номером №... – 19 октября 2012 года.
Административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости подано Сидоровым А.В. в суд 21 декабря 2018 года, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и №... пропущен.
Пропуск названного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (абзац 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).
Как усматривается из материалов дела, в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, что является основанием для восстановления Сидорову А.В. процессуального срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и №....
В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 20 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В качестве доказательства рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлены отчёты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от 30 ноября 2018 года №... и №..., выполненные оценщиками закрытого акционерного общества «Вологодский центр правовой информатизации» П.А.Ю. и С.Е.С.
В соответствии с отчётами итоговая рыночная стоимость объектов недвижимости:
здания с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года составила 2 459 000 рублей 00 копеек;
земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 02 июня 2012 года составила 283 000 рублей 00 копеек.
Проверяя представленные административным истцом отчёты на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и её итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.
Суд, исследовав и проанализировав отчеты от 30 ноября 2018 года №... и №..., приходит к выводу о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщики придерживались принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчётах приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.
Оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости с точки зрения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в них информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости объектов недвижимости, отвечают предъявляемым к ним законодательным требованиям, а потому признаёт их допустимыми и достоверными доказательствами действительной рыночной стоимости указанных объектов недвижимости.
Представители административных ответчиков доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчётах оценщиков, величине рыночной стоимости объектов недвижимости, не представили, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.
При указанных обстоятельствах кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и №... может быть пересмотрена и установлена в размере их рыночной стоимости на основании отчётов от 30 ноября 2018 года №... и №..., выполненных оценщиками закрытого акционерного общества «Вологодский центр правовой информатизации» П.А.Ю. и С.Е.С.
Учитывая вышеизложенное, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Административный истец, кроме того, ставит вопрос о возмещении ему понесённых по делу судебных расходов по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости в общем размере 40 000 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в общем размере 600 рублей, расходов на оплату юридических услуг в размере 10 000 рублей.
В соответствии со статьей 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как усматривается из материалов дела, в целях проведения оценки рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и №... Сидоровым А.В. заключен договор с ИП П.А.Ю. о возмездном оказании услуг по организации оценки от 19 октября 2018 года №... (л.д. 11-13).
Стоимость работ по договору по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и №... составила 40 000 рублей (по 20 000 рублей за каждый объект недвижимости) и была оплачена Сидоровым А.В., что подтверждено квитанцией от 30 ноября 2018 года №... (л.д. 14).
Как следует из материалов дела, административный истец для оказания ему юридической помощи при рассмотрении настоящего дела 12 декабря 2018 года заключил договор об оказании юридических услуг №... с обществом с ограниченной ответственностью «ЮК» (л.д. 16).
Предметом договора являлись составление административного искового заявления, представление интересов административного истца в суде, общая стоимость которых составила 10 000 рублей.
Факт оплаты Сидоровым А.В. юридических услуг по договору от 12 декабря 2018 года подтверждается товарным чеком от 12 декабря 2018 года (л.д. 15). В ходе судебного разбирательства по административному делу интересы административного истца по доверенности представляла Агафонова Ю.С., работающая в обществе с ограниченной ответственностью «ЮК» юристом. По делу состоялось два судебных заседания в суде первой инстанции: 21 января 2019 года и 06 февраля 2019 года.
Кроме этого, при подаче административного иска в суд Сидоровым А.В. уплачена государственная пошлина в общем размере 600 рублей, что подтверждено чеками по операциям Сбербанк Онлайн от 12 декабря 2018 года (л.д. 5, 7).
Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Вологодской области была проведена в 2012 году, результаты работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости утверждены постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года №1125.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков утверждены Департаментом имущественных отношений Вологодской области.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о взыскании судебных расходов по данному административному делу с органов, утвердивших результаты определения кадастровой стоимости – Правительства Вологодской области и Департамента имущественных отношений Вологодской области.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, его сложность, характер действий, произведенных представителем административного истца, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании судебных расходов по данному административному делу в отношении объекта недвижимости – здания с кадастровым номером №... в общем размере 23 800 рублей, из них: расходы по оценке в размере 20 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 3 500 рублей, с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, – Правительства Вологодской области; в отношении земельного участка с кадастровым номером №... в общем размере 23 800 рублей, из них: расходы по оценке в размере 20 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 3 500 рублей, – с Департамента имущественных отношений Вологодской области.
Руководствуясь статьями 175, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
восстановить Сидорову А.В. процессуальный срок для обращения в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и №... в размере их рыночной стоимости.
Административное исковое заявление Сидорова А.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, поданное в суд 21 декабря 2018 года, удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости – магазина с кадастровым номером №..., назначение: нежилое здание, 1-этажное, инв. №..., лит. А, общей площадью 416,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 2 459 000 рублей 00 копеек по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 810 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для строительства здания магазина, расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 283 000 рублей 00 копеек по состоянию на дату оценки 02 июня 2012 года.
Взыскать с Правительства Вологодской области в пользу Сидорова А.В. судебные расходы по административному делу № 3а-74/2019 в общем размере 23 800 (двадцать три тысячи восемьсот) рублей.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Вологодской области в пользу Сидорова А.В. судебные расходы по административному делу № 3а-74/2019 в общем размере 23 800 (двадцать три тысячи восемьсот) рублей.
В удовлетворении остальной части требований о взыскании судебных расходов отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Вологодского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Мещерякова
Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2019 года.