№ 2а-3253/2018
64RS0047-01-2018-004018-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Ершова А.А.,
при секретаре Апокине Д.В.,
с участием представителя административного истца Салун Е.Н.,
представителя заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова Рогачёвой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к частному образовательному учреждению дополнительного образования «Центр развития детей и юношества Натальи Люблинской», Федоровой С.Г., Люблинской Н.В. о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области
обратилось в суд с административным исковым заявлением к частному образовательному учреждению дополнительного образования «Центр развития детей и юношества Натальи Люблинской» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц. При рассмотрении спора судом в качестве административных соответчиков привлечены Федорова С.Г. и Люблинская Н.В.
В качестве оснований своих требований административный истец указал, что частное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития детей и юношества Натальи Люблинской» зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области <дата> за основным государственным регистрационным номером №, по решению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области от <дата>, учетный №.
Согласно материалам учетного дела, юридический адрес Организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа): <адрес>, руководитель Люблинская Н.В. Организационно-правовая форма Организации - частное учреждение.
Отделом по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области была проведена ревизия учетного дела Организации на предмет соблюдения Организацией требований законодательства. В ходе данной ревизии было установлено, что Организация нарушила нормы Закона, предусмотренные ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон), так как не представляла в уполномоченный орган соответствующие документы, в том числе документы, содержащие сведения о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников за 2016-2017 годы, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, а также не представляла иной информации, предусмотренной указанной статьей Закона.
Также, в нарушение ст. 32 Закона Организация не разместила на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru), отчетности, предусмотренной ст. 32 Закона за 2016-2017 годы.
На основании факта нарушения Организацией ст. 32 Закона, Управлением в адрес Организации были вынесены письменные предупреждения от <дата> №; от <дата> №; от <дата> №; от <дата> № о недопустимости нарушения Организацией ст. 32 Закона и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства. В установленный срок нарушения Организацией устранены не были.
Указанные предупреждения были направлены Управлением заказным почтовым отправлением по адресу Организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (<адрес>). Однако предупреждения вернулись в Управление с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», что свидетельствует об отсутствии Организации по юридическому адресу.
По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении Организацией нарушений требований ст. 32 Закона в учетном деле Организации отсутствует и в Управление не поступала, что является грубым нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Организацией нарушены нормы п. 7 ст. 32 Закона и пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как Организация не внесла соответствующие изменения в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с изменением адреса места нахождения Организации, не проинформировала Управление об изменении адреса (места нахождения) Организации, по которому осуществляется связь с Организацией, в трехдневный срок с момента изменения адреса, и не представила соответствующие документы, необходимые для внесения изменений в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Таким образом, Организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные Законом.
По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении Организацией нарушений требований ст. 32 Закона в учетном деле организации отсутствует, и в Управление не поступала.
На основании изложенного, административный истец просит принять решение о ликвидации Частного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития детей и юношества Натальи Люблинской» и об исключении Частного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития детей и юношества Натальи Люблинской» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, а также дополнительно пояснила, что по состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении Организацией нарушений требований ст. 32 Закона в учетном деле организации отсутствует, и в Управление не поступала.
Согласно пояснениям руководителя Организации от <дата>, представленного в Управление, образовательную деятельность Организация не осуществляет ввиду отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности (http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity/public_services/licensing/search_lic/), имущества для осуществления деятельности в качестве юридического лица организация не имеет, возобновлять деятельность Организация не планирует.
В связи с вышеизложенным Организации обладает всеми признаками учреждения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Ликвидация Организации и исключение ее из ЕГРЮЛ не лишает налоговые органы возможности удовлетворения требований по обязательным платежам в отношении ликвидированной организации, в связи с возможной субсидиарной ответственностью учредителя по обязательствам Организации.
Административные ответчики, а также заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 19 по Саратовской области в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте его проведения надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова в судебном заседании возражала против заявленных требований и пояснила, что до настоящего времени за Частным образовательным учреждением дополнительного образования «Центр развития детей и юношества Натальи Люблинской» числится задолженность по налогам и сборам в сумме 218.881 руб. 37 коп. Исключение же данного юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц будет препятствовать по разрешению вопросов о выплате в бюджет указанного размера задолженности.
Суд в соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав объяснения представителей административного истца и заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон) некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 ст. 32 Закона, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3.1. ст. 32 Закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (OHOOO1 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов» и ОН0002 «Отчет о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства» утвержденные приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» сроки установлены пп. «б» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»).
В соответствии с п. 3.2 ст. 32 Закона некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 ст. 32 Закона, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 ст. 32 Закона, а именно: некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 года
№ 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций»
При рассмотрении дела судом установлено, что частное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития детей и юношества Натальи Люблинской» зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области <дата> за основным государственным регистрационным номером №, по решению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области от <дата>, учетный №. Юридический адрес Организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа): <адрес>, руководитель Люблинская Н.В. Организационно-правовая форма Организации - частное учреждение.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 7), Уставом юридического лица
(л.д. 15-20), решением учредителя учреждения о смене наименования юридического лица (л.д. 22), свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации (л.д. 23).
В ходе проведенной административным истцом ревизии было установлено, что организация нарушила нормы Закона, предусмотренные ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», так как не представляла в уполномоченный орган соответствующие документы, в том числе документы, содержащие сведения о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников за 2016-2017 годы, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, а также не представляла иной информации, предусмотренной указанной статьей Закона.
Также, в нарушение ст. 32 Закона Организация не разместила на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru), отчетности, предусмотренной ст. 32 Закона за 2016-2017 годы.
На основании факта нарушения Организацией ст. 32 Закона, Управлением в адрес Организации были вынесены письменные предупреждения от <дата> №; от <дата> №; от <дата> №; от <дата> № о недопустимости нарушения Организацией ст. 32 Закона и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства (л.д. 24-29). В установленный срок нарушения Организацией устранены не были.
Как пояснил, представитель административного истца в судебном заседании, по состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении Организацией нарушений требований ст. 32 Закона в учетном деле Организации отсутствует и в Управление не поступала, что является грубым нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно представленных письменных пояснений Люблинской Н.В., являющейся директором организации, а также одним из её учредителем, образовательная деятельность организации не осуществляется в виду отсутствия лицензии на ведение образовательной деятельности. Имущество в организации отсутствует, расчётный счёт закрыт в <дата>. Свою деятельность организации в дальнейшем не планирует осуществлять.
Данные письменные пояснения даны Люблинской Н.В. в адрес Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области в период рассмотрения настоящего административного дела (пояснения от <дата>).
Согласно п. 7 ст. 32 Закона некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.
В соответствии с пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что со стороны административного ответчика частного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития детей и юношества Натальи Люблинской» нарушены нормы п. 7 ст. 32 Закона, так как не представляла в уполномоченный орган соответствующие документы, в том числе документы, содержащие сведения о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников за 2016-2017 годы, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, а также не представляла иной информации, предусмотренной указанной статьей Закона. Также, в нарушение ст. 32 Закона Организация не разместила на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru), отчетности, предусмотренной ст. 32 Закона за 2016-2017 годы.
В соответствии с Положением «Об управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации», утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года № 26 «Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных, и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).
В соответствии с п. 10 ст. 32 Закона неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 3. ст. 32 Закона, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административных исковых требований.
Ссылка заинтересованного лица на то, что исключение организации из Единого государственного реестра юридических лиц будет являться препятствием для взыскания имеющейся у него задолженности по налогам и сборам, во внимание судом не принимается.
Так, исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
В соответствии со ст. ст. 31, 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обладают правами и несут определенные данным кодексом обязанности.
Из анализа указанных норм следует, что налоговый орган обязан контролировать деятельность налогоплательщиков в отведенных законом рамках.
В силу ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в банках, которое производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Однако из материалов дела усматривается, что налоговый орган с указанными исковыми требованиями к организации по настоящее время не обращался.
Наличие же задолженности недействующего юридического лица по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней, не является препятствием для его исключения из ЕГРЮЛ. Названный порядок ликвидации юридического лица не нарушает и не может нарушить, в данном случае, прав и законных интересов налогового органа, поскольку осуществление ликвидации организации в судебном порядке не повлечет погашения задолженности перед бюджетом.
По смыслу закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 20 декабря 2006 года № 67 "О некоторых вопросах практики применений положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", разъяснил, что заявление о признании банкротом отсутствующего должника может быть подано налоговым органом лишь при наличии у него доказательств обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам в бюджет.
Таким образом, статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, а потому п. 4 ст. 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░»
(░░░░ 1106400002301) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.