Решение по делу № 2-473/2018 от 12.01.2018

Дело № 2-473/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград                                 07 февраля 2018 года

Советский районный суд города Волгограда в составе:

председательствующего судьи                         Лазаренко В.Ф.

при секретаре                                     Сатваловой Ю.В.

с участием:

представителя истца УФССП России по Волгоградской области

по доверенности от 28.12.2017г. №Д34907/17/304ВЗ            Барченковой В.В.    

представителя ответчика Азовцева К.М.

по доверенности от 9.03.2017г. №34АА1891298            Азовцева М.А.            

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федеральной службы судебных приставов России в лице Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области к Азовцеву Кириллу Марковичу о взыскании денежных средств в порядке регресса

У С Т А Н О В И Л:

Федеральная служба судебных приставов России в лице Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (далее УФССП России по Волгоградской области) обратилось в суд с иском к Азовцеву К.М., в котором просило взыскать с ответчика в пользу ФССП России денежную сумму в порядке регресса.

В обоснование исковых требований указано, что решением Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 11 февраля 2016 года был установлен факт неправомерности действий судебного пристава-исполнителя Азовцева К.М. при совершении исполнительных действий в рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении ФИО4, в результате чего действиями должностного лица должнику был причинен имущественный вред в размере 2 793 рубля, который был взыскан вышеуказанным судебным актом с Российской Федерации с лице ФССП России. Кроме этого, за счет федерального бюджета ФИО4 возмещены судебные расходы в размере 1 900 рублей. Общая сумма выплат по вступившему в законную силу судебному решению составила 4 693 рубля.

В судебном заседании представитель истца УФССП России по Волгоградской области Барченкова В.В. уменьшила исковые требования и просила суд взыскать с Азовцева К.М. сумму в размере 1 900 рублей, которые являются судебными расходами взысканных в пользу ФИО4

В судебном заседании представитель истца УФССП России по Волгоградской области Барченкова В.В. настаивала на удовлетворении исковых требований в размере 1 900 рублей по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Азовцев К.М. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений об отложении судебного разбирательства, либо о рассмотрении дела в его отсутствие не представил, доверил представление своих интересов представителю Азовцеву М.А.

Представитель ответчика Азовцева К.М. по доверенности Азовцев М.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что он не состоит в трудовых отношениях с истцом с мая 2013 года, денежные средства, взысканные в пользу ФИО4, находились на депозите Центрального отдела УФССП по Волгоградской области и впоследствии были возвращены ФССП. Просил суд также применить к исковым требованиям срок исковой давности, предусмотренный статьей 392 ТК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования законными и обоснованными в связи с чем, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) предусматривает возмещение вреда государством, если вред причинен гражданину или юридическому лицу государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (статья 1069).

Источником возмещения вреда служат, соответственно, казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации или казна муниципального образования.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 данного Кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1).

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3).

В силу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316, ФССП России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций.

В пункте 81 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что иск о возмещении вреда, причиненного незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств - ФССП России (пункт 3 статьи 125, статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При удовлетворении иска о возмещении вреда в резолютивной части решения суд указывает о взыскании суммы вреда с Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации.

Пунктом 87 названного постановления также разъяснено, что, по смыслу статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация в порядке регресса вправе взыскать сумму возмещенного вреда с лица, виновного в его причинении; например, при утрате имущества - с лица, которому имущество передано на хранение (хранителя или должника), при использовании недостоверной оценки имущества должника, если эту оценку производил оценщик, - с оценщика. Поскольку в качестве представителя ответчика по основному обязательству о возмещении вреда с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации выступает ФССП России, то ФССП России вправе предъявить иск от имени Российской Федерации в порядке регресса к лицу, виновному в причинении вреда.

Пунктом 1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо установлено, что лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 настоящего Кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение (часть 3.1).

Материалами дела достоверно подтверждается, что решением Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 11 февраля 2016 года частично удовлетворены исковые требования ФИО4 к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России в Волгоградской области о возмещении вреда. С Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО4 взысканы в счет возмещения материального вреда 2 793 рубля 25 копеек, судебные расходы 1900 рублей, а всего 4 693 рубля 25 копеек.

Мотивом для удовлетворения судом требований ФИО4 и взыскание с казны РФ денежных средств послужил вывод суда о том, что имущественный вред причинен истцу незаконными действиями судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела УФССП по Волгоградской области Азовцева К.М., который в рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении ФИО4, вынес незаконное постановление о списании с пенсии должника денежных средств в счет погашения долга по исполнительному производству и направил для его исполнения в УПФР в Центральном районе г.Волгограда.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 6 декабря 2017 года решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 11 февраля 2016 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба и дополнения к ней Азовцева К.М. в лице представителя Азовцева М.А. оставлены без удовлетворения.

При этом судом апелляционной инстанции установлено, что списание с пенсии должника денежных средств в размере 2 793 рубля 25 копеек признано Центральным районным отделом УФССП по Волгоградской области незаконным и излишне взысканная сумма добровольно возвращена ФИО4

Таким образом, имущественный вред, причиненный ФИО4 незаконными действиями судебного пристава-исполнителя Азовцева К.М., составляет 1 900 рублей, выплаченные в счет возмещения судебных расходов, понесенных ФИО4 при рассмотрении гражданского дела о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными.

Выплата ФИО4 денежных средств в размере 1 900 рублей за счет казны Российской Федерации подтверждается копией платежного поручения №293153 от 25 октября 2016 года.

Причинно-следственная связь между незаконными действиями судебного пристава-исполнителя Азовцева К.М. и причиненным казне РФ ущербом достоверно подтверждается материалами дела, в связи с чем исковые требования о взыскании с ответчика в пользу ФССП России в порядке регресса денежных средств в порядке регресса подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, установленного статьей 392 ТК РФ, суд находит несостоятельными.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не регулируют отношения нанимателя (работодателя) и государственного служащего по возмещению причиненного при исполнении служебных обязанностей ущерба, не закрепляют статуса судебного пристава как должностного лица, несущего полную материальную ответственность за причиненный работодателю ущерб, в связи с чем, правоотношения сторон, не урегулированные нормами указанных выше федеральных законов в части, касающейся материальной ответственности судебного пристава, регулируются нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемом случае вред причинен судебным приставом-исполнителем, нарушившим по отношении к иному участнику исполнительного производства нормы законодательства об исполнительном производстве, в ходе осуществления первым своих должностных (служебных) обязанностей.

В этой ситуации судебный пристав-исполнитель являлся не только лицом, непосредственно принудительно исполняющим требования, содержащиеся в исполнительном документе (п. 2 ст. 48 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"), но и должностным лицом, состоящим на государственной службе (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах").

Правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, осуществляется Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который закрепляет правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. Кроме того, статья 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет, что к отношениям, связанным с гражданской службой, в неурегулированной им части применяются нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права. В частности, Трудовой кодекс Российской Федерации, регламентирующий порядок разрешения индивидуальных трудовых споров и устанавливающий основания возмещения работником прямого действительного ущерба, причиненного работодателю.

Вместе с тем определение общих правил организации и функционирования государственной гражданской службы, как это следует из п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не исключает возможности введения специальных норм, обусловленных спецификой прохождения государственной гражданской службы в различных государственных органах и на различных должностях. Так, судебный пристав, в отличие от иных гражданских служащих в службе судебных приставов, являясь процессуально самостоятельным субъектом публичных правоотношений, обладает административно-властными полномочиями по отношению к иным участникам исполнительного производства (гражданам и организациям), поэтому в противовес предоставленным ему государством гарантиям его публичного статуса на него должна возлагаться соответствующая ответственность.

Статьей 19 "Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью" главы III "Обязанности и права судебных приставов" Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" регламентирована ответственность судебных приставов, а именно: судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 19), ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 19).

Частью 3 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" выделена ответственность судебного пристава-исполнителя как лица, наделенного публичными властными полномочиями, которые он осуществляет от имени государства применительно к гражданам и организациям в ходе исполнительного производства. Установленное законодателем различие в регламентации возмещения вреда, причиненного гражданам и организациям неправомерными действиями (бездействием) судебного пристава как лица с административно-властными полномочиями, и возмещения вреда, причиненного территориальному органу Федеральной службы судебных приставов дисциплинарным проступком или иными нарушениями служебных инструкций судебного пристава как служащего, обусловлено кардинальными различиями правового статуса судебного пристава в публичной и служебной сферах его деятельности, а также разнородностью субъектного состава производного регрессного обязательства и разным характером юридической связи между субъектами этого обязательства.

Положение ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" об ответственности судебного пристава применимо к гражданским правоотношениям, основанным на положениях ст. ст. 1069 и 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, к которым не применимы нормы трудового (служебного) законодательства, в том числе ст. ст. 232, 238, 392 Трудового кодекса Российской Федерации. В данном случае индивидуального трудового спора между Российской Федерацией в лице Минфина России и бывшим судебным приставом-исполнителем, с учетом предмета и основания регрессного требования, не имеется.

Таким образом, к регрессному обязательству, производному от обязательства из причинения вреда гражданам и организациям вследствие неправомерного административно-властного поведения судебного пристава-исполнителя, применению подлежат нормы гражданского, но не трудового законодательства.

Срок исковой давности по гражданско-правовому обязательству из причинения вреда составляет три года (п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации) и по регрессному обязательству начинается со дня исполнения основного обязательства (п. 3 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из того, что выплата ФИО4 незаконно списанных денежных средств и возмещение судебных расходов по гражданскому делу произведено за счет казны РФ 25 октября 2016 года, то требования о взыскании данной суммы с ответчика в порядке регресса могли быть заявлены в течение трех лет с указанной даты, то есть до 25 октября 2019 года.

В рассматриваемом случае иск поступил в суд 23 декабря 2016 года, то есть в пределах срока исковой давности.

Более того, суд считает необходимым отметить, что даже в случае применения к заявленному спору положений трудового законодательства РФ, основания для отказа в иске по мотивам пропуска истцом срока исковой давности также бы отсутствовали.

В соответствии с частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

По спорам о возмещении ущерба, причиненного работником, установленный в статье 392 Трудового кодекса РФ годичный срок начинает течь со дня, когда факт ущерба выявлен (обнаружен) и об этом стало известно работодателю.

В рассматриваемом случае обстоятельства незаконности действий ответчика в должности судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела УФССП по Волгоградской области обнаружены истцом после вынесения Ворошиловским районным судом г.Волгограда решения от 11 февраля 2016 года. Указанный судебный акт вступил в законную силу лишь 6 декабря 2017 года.

При изложенных обстоятельствах факт ущерба и его размер достоверно был установлен лишь после вынесения упомянутых судебных постановлений, а потому с учетом даты обращения истца в суд с иском о взыскании денежных средств в порядке регресса (23 декабря 2016 года), суд не имеет оснований полагать что ФССП России обратилось в суд за защитой своих права за пределами годичного срока, установленного статьей 392 ТК РФ.

Доводы ответчика о том, что он с 2013 года не состоит в трудовых отношениях с истцом, а незаконно списанные с пенсии должника денежные средства в размере 2 793 рублей были добровольно возвращены службой судебных приставов ФИО4, правового и юридического значения для дела не имеют и отказ в удовлетворении заявленных требований не влекут.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу п.1 ч.1 ст.333.20 НК РФ при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

При цене иска 1900 рублей государственная пошлина, подлежащая оплате, составляет в силу п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 –198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1900 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.

░░░░░                  ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2018 ░░░░

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░░

2-473/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральная Служба Судебных приставов России Управление федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области
Ответчики
Азовцев Кирилл Маркович
Азовцев К.М.
Суд
Советский районный суд г. Волгоград
Дело на сайте суда
sov.vol.sudrf.ru
12.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.01.2018Передача материалов судье
15.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2018Судебное заседание
09.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.04.2020Передача материалов судье
20.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2020Судебное заседание
20.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2020Дело оформлено
20.04.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее