Решение по делу № 2-2243/2014 ~ М-2083/2014 от 27.08.2014

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

11 сентября 2014 года                         г. Тольятти

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Болохова О.В., при секретаре Гасымове В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2243/14 по заявлению Арефьева Сергея Георгиевича, Остроухова Антона Александровича, Суслина Дмитрия Михайловича, Фадеевой Ольги Викторовны, Фадеевой Ольги Сергеевны об оспаривании решения органа кадастрового учета об отказе в учете изменений объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Арефьев С.Г., Остроухов А.А., Суслин Д.М., Фадеева О.В., Фадеева О.С. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости и возложении обязанности.

В обоснование заявления указали, что им на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, в центральной части кадастрового квартала , в границах бывшего колхоза «Заря», кадастровый номер , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования "для сельскохозяйственного производства", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Заявителями было подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения дачного хозяйства».

Однако ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости, в чем заявители усматривают нарушение своих прав и законных интересов.

В судебном заседании представитель заявителей Фадеев А.В., действующий по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, полностью поддержал заявление.

Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области Борисова Е.В., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, считает решение об отказе законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявления.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из материалов дела следует, что Арефьеву С.Г., Остроухову А.А., Суслину Д.М., Фадеевой О.В., Фадеевой О.С. принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, из категории земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером объекта , площадью <данные изъяты> кв. м, находящийся по адресу: <адрес> , в границах бывшего колхоза <адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Остроухов А.А. обратился в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете изменений в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с приложением свидетельств о государственной регистрации, письма администрации сельского поселения и волеизъявления собственников земельного участка об изменении вида разрешенного использования.

ДД.ММ.ГГГГ своим решением филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области приостановил осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости по указанному обращению Остроухова А.А. в связи с отсутствием документов, необходимых для кадастрового учета.

ДД.ММ.ГГГГ Остроухов А.А. обратился с заявлением о представлении дополнительных документов на кадастровый учет с приложением копии газеты «Волжская коммуна» от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , постановления о проведении публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ распоряжения Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в центральной части кадастрового квартала , в границах бывшего колхоза «Заря».

Так как сведения, содержащиеся в дополнительно представленных документах, не устранили причин приостановления осуществления кадастрового учета по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, органом кадастрового учета было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в снятии приостановления.

В связи с тем, что истек срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, органом кадастрового учета было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Согласно представленному заключению от ДД.ММ.ГГГГ о результатах публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: <адрес> , в границах бывшего колхоза «<адрес>», площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер , типичные мнения жителей, содержащие положительную оценку, об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" - приняты.

В связи с истечением срока для выполнения требований регистрационного органа решением от ДД.ММ.ГГГГ Остроухову А.А. было отказано в осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Отказ мотивирован необходимостью сохранения целевого назначения земельных участков данной категории, а процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства не предусмотрена.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. ч. 2 и 3 ст. 36).

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Судом установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалах дела доказательств, что заявителям принадлежит земельный участок: категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства.

Таким образом, принадлежащий заявителям земельный участок изначально не предназначался и не предоставлялся для садоводства, огородничества или дачного хозяйства, поскольку исходя из пункта 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок заявителей относится к сельскохозяйственным угодьям.Статья 79 названного Закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).

В соответствии с п. 2 ст. 7 данного Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч. ч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Данная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Арефьева С.Г., Остроухова А.А., Суслина Д.М., Фадеевой О.В., Фадеевой О.С. об оспаривании решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области об отказе в учете изменений объекта недвижимости - следует отказать.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,


Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Арефьева Сергея Георгиевича, Остроухова Антона Александровича, Суслина Дмитрия Михайловича, Фадеевой Ольги Викторовны, Фадеевой Ольги Сергеевны о признании незаконным решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об отказе в учете изменений объекта недвижимости – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.

Судья -


    Мотивированное решение изготовлено 16.09.2014 года

2-2243/2014 ~ М-2083/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фадеева О.В.
Суслин Д.М.
Остроухов А.А.
Арефьев С.Г.
Фадеева О.С.
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата"
Суд
Ставропольский районный суд
Судья
Болохова О.В.
27.08.2014[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2014[И] Передача материалов судье
29.08.2014[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2014[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2014[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.09.2014[И] Предварительное судебное заседание
04.09.2014[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.09.2014[И] Предварительное судебное заседание
11.09.2014[И] Судебное заседание
16.09.2014[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2014[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2014[И] Дело оформлено
21.10.2014[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее