Решение по делу № 12-38/2019 от 18.10.2019

Дело № 12-38/2019

                                                           Р Е Ш Е Н И Е

                          по жалобе на постановление должностного лица

р.п. Воротынец                                                                27 ноября 2019 года

    Федеральный судья Воротынского районного суда Нижегородской области А.Л. Тарасов,

при секретаре И.С. Демидовой,

с участием И.А. Стемасова

рассмотрев жалобу Стемасова И.А. постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республики Марий Эл ФИО6 от 30.08.2019 года, о назначении административного наказания в отношении Стемасова И.А. по ст.8.7 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                                         У С Т А Н О В И Л:

    Постановлением от 30 августа 2019 года заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республики Марий Эл ФИО6 Стемасов И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.7 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно за то, что в ходе проведения проверки 30.04.2019 года в 14 часов 30 минут по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 10922 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, принадлежащим на праве собственности Стемасову И.А. с 10.05.2017г., выявлено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении собственником земельного участка установленных требований и обязательных мероприятий, направленных на улучшение и защиту земель и охрану почв от засорения сорными растениями, деревьями, кустарниками. В результате чего, данный земельный участок на площади 10922 кв.м. зарос сорными растениями (осот, пырей, мятлик луговой, пижма, цикорий, одуванчик), деревьями (береза, сосна, ива) высотой от 1,5 метра и выше. Земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства не используется, признаков ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности на земельном участке не установлено (механическая обработка почвы, сенокошения, выпас скота и посевы (посадка) сельскохозяйственных культур.

    И.А.Стемасову назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

    И.А.Стемасов не согласившись с вынесенным решением, обратился с жалобой на постановление от 30.08.2019 года в Воротынский районный суд Нижегородской области, просил его отменить, освободить его от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объявив устное замечание (предупреждение). В случае признания постановления заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республики Марий Эл от 30.08.2019г. в отношении И.А. Стемасова обоснованным, просил снизить размер административного штрафа, ввиду малозначительности административного правонарушения.

    В жалобе И.А. Стемасов указывает, что согласно протокола от 30.04.2019г. в ходе проверки установлено, что на территории участка присутствуют сорные растения, деревья и кустарники, на основании чего был сделан вывод, что данный участок для ведения сельскохозяйственного производства не используется. С данным выводом он не согласен, так как данный земельный участок используется для выпаса скота (козы), так как проверка проводилась весной (30 апреля 2019 г.), непосредственно после схода снежного покрова, когда на участке находились только сухие прошлогодние травы, то в данное время года участок непригоден для выпаса скота. Таким образом, в момент проверки у него отсутствовала возможность использовать земельный участок для выпаса скота, который начинается примерно с середины мая, когда появляется зеленая трава. Выпас скота на данном земельном участке осуществлялся по договору с ФИО3. Также указывает, что согласно Постановлению Правительства от 23.04.2012г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» неиспользованным земельным участком признаются участки залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов, в то время как зарощенность участка деревьями и кустарниками менее 50 кв.м., что существенно меньше 30%. Кроме того, приводится довод о том, что в акте проверки, предписании и протоколе не зафиксирован факт ухудшения качества состава земли, в связи с чем, считает вывод об ухудшении состояния земли необоснованным, так как исследования почвы и сравнения с показаниями предыдущих исследований не проводились. Также И.А. Стемасов ссылается на показания жителей села Осинки, согласно которым указанная земля носила признаки неиспользуемого земельного участка на момент ее приобретения И.А. Стемасовым. Также, согласно жалобе, И.А. Стемасов просит признать совершенное им правонарушение малозначительным по признакам ст. 2.9. КоАП РФ, а также принять во внимание семейное положение и наличие на иждивении троих детей, а также применить положения п. 2.2. ст. 4.1 КоАП РФ

     Рассмотрение жалобы назначено на 27 ноября 2019 года.

    Лицо, привлекаемое к административной ответственности, И.А. Стемасов, присутствующий в судебном заседании жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней.

    Лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО6 в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения жалобы И.А. Стемасова извещена надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением.

    Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую среду или с использованием природных ресурсов, неизбежно оказывает негативное влияние на окружающую природную среду. Именно поэтому в силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, осуществляется на основе принципов, в том числе презумпции экологической опасности соответствующей деятельности, необходимости снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и необходимости оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с ч. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно положениям ст. ст. 7, 12, 78 Земельного кодекса РФ - земли сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленными для них целевым назначением: для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве.

При этом в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений, обязанность не допускать зарастания сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена, в том числе на собственников сельскохозяйственных земель.

В силу п. п. 1, 3 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В силу ст. 8 Федерального закона N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Как следует из материалов дела, право собственности Стемасова И.А. на земельный участок с кадастровым номером площадью 10922 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.04.2019г.

Приказом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республики Марий Эл от 08.04.2019г. поручено проведение проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении Стемасова И.А. по использованию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Срок проведения проверки установлен 20 рабочих дней, с 30.04.2019г. по 03.06.2019г.

Уведомлением от 24.04.2019г Стемасов И.А. извещен о проведении внеплановой проверки на принадлежащем ему земельном участке.

    Данное уведомление не было получено И.А. Стемасовым по причинам не зависящим от отправителя.

26.04.2019г. И.А. Стемасовым в адрес Руководителя Управления Россельхознадзора Нижегородской области и Республики Марий Эл было заявлено ходатайство с просьбой перенести сроки внеплановой проверки. 29.04.2019г. в удовлетворении данного ходатайства было отказано. Отказ в удовлетворении ходатайства был направлен И.А. Стемасову 30.04.2019г.

    В соответствии с актом проверки от 06.05.2019г Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республики Марий Эл, фототаблицей, в ходе проведения проверки было установлено, что И.А. Стемасов с 10.05.2017г. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 10922 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>. На данном земельном участке на площади 10922 кв.м. выявлено невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель сельскохозяйственного назначения и охране почв от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями, в результате чего данный земельный участок зарос сорными растениями (осот, пырей, мятлик луговой, пижма, цикорий, одуванчик), деревьями (береза, сосна, ива) высотой от 1,5 метра и выше.

Земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства не используется, признаков ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности на земельном участке не установлено (механическая обработка почвы, сенокошения, выпас скота и посевы (посадка) сельскохозяйственных культур.

06.05.2019 года за вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в адрес И.А. Стемасова, где ему предписано в срок до 01 декабря 2019 года устранить нарушение земельного законодательства.

    В отношении И.А. Стемасова 30.08.2019 года вынесено постановление о назначении административного наказания, предусмотренном ст.8.7.ч.2 КоАП РФ, в котором указано, что что в ходе проведения проверки 30.04.2019 года в 14 часов 30 минут по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 10922 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, принадлежащим на праве собственности Стемасову И.А., выявлено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении собственником земельного участка установленных требований и обязательных мероприятий, направленных на улучшение и защиту земель и охрану почв от засорения сорными растениями, деревьями, кустарниками. В результате чего, данный земельный участок на площади 10922 кв.м. зарос сорными растениями (осот, пырей, мятлик луговой, пижма, одуванчик), деревьями (береза) и кустарниками (ива) высотой от 1,5 метра и выше. Земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства не используется, признаков ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности на земельном участке не установлено (механическая обработка почвы, сенокошения, выпас скота и посевы (посадка) сельскохозяйственных культур. Нарушены: ст.12, пп.1,3, п.2 ст.13, п.1,2,8,9 ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.1, абз.1,2,3,7 ст.8 Федерального закона от 16.07.1998г № 101-ФЗ, за совершение административного правонарушения, предусмотрена административная ответственность по ст.8.7 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и виновность И.А. Стемасова подтверждается имеющимися в деле доказательствами, а именно: актом административного обследования объекта земельных отношений, приказом Россельхознадзора от 08.04.2019 года о проведении внеплановой выездной проверки Стемасова И.А., актом проверки от 06.05.2019г. с приложенными к нему фототаблицами земельного участка, Предписанием от 06.05.2019г., выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости, протоколом об административном правонарушении от 01 июля 2019 года.

С учетом установленных по делу обстоятельств действия И.А.Стемасова правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.7. КоАП РФ.

Доводы жалобы отмену постановления должностного лица не влекут, поскольку не влияют на правильность выводов о наличии в действиях И.А. Стемасова состава вменяемого административного правонарушения и не свидетельствуют о наличии существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.

Доводы жалобы о неправильном определении обстоятельств дела, неправильной оценке и отсутствии состава административного правонарушения суд не может признать обоснованными и убедительными, так как в данном случае, приведенные в материалах дела доказательства свидетельствуют о нарушении ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

При этом следует учесть, что, вопреки доводу жалобы, материалами дела подтверждается факт несоблюдения действующего земельного законодательства, поскольку административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет формальный состав, в связи с чем, наступление последствий в виде ухудшения качества земельного участка, либо улучшения его состояния после выявления фактов нарушения действующего законодательства не являются обязательными условиями для привлечения виновного лица к административной ответственности.

Доводы жалобы о том, что зарощенность земельного участка деревьями и кустарниками составляет менее 50 кв.м. не подтверждается материалами дела, кроме того, выявленное нарушение носит комплексный характер и указывает на общее ухудшение качества земли сельскохозяйственного назначения, а не на процентное количество деревьев и кустарников на нем.

Пояснения по делу ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 также не влияют на позицию суда по рассматриваемому делу, поскольку такие показания не опровергают обстоятельства невыполнения И.А. Стемасовым установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите охране земельного участка.

К пояснениям свидетеля ФИО12 допрошенного в судебном заседании суд относится критический, так как его показания не опровергают представленные в деле доказательства и выводы изложенные в постановлении о назначении административного наказания.

Вынесенное должностным лицом постановление отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

    Вместе с тем, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу, учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч.ч.1, 2 ст.4.1 КоАП РФ).

      При назначении наказания должностным лицом не в полной мере учтены указанные обстоятельства. В постановлении указано на отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.

     При назначении наказания не учтен в полной мере характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение физического лица и сведения о личности И.А. Стемасова, то, что у него на иждивении <данные изъяты>, имеет незначительный доход.

     Согласно ч.ч.2.2-2.3 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, должностное лицо, рассматривающее дела об административных правонарушениях либо жалобы на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для физических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

     При таких обстоятельствах, учитывая, что сумма административного штрафа в размере 20 000 рублей является обременительной для И.А. Стемасова, полагаю возможным, на основании части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ назначить И.А. Стемасову наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ, то есть в размере 10 000 рублей.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

                                                              Р Е Ш И Л :

Жалобу И.А.Стемасова на постановление от 30 августа 2019 года заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республики Марий Эл ФИО6 о привлечении Стемасова И.А. к административной ответственности по ст.8.7 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить частично.

    Постановление от 30 августа 2019 года заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республики Марий Эл ФИО6 о привлечении Стемасова И.А. к административной ответственности по ст.8.7 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить,назначив Стемасову И.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.7 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

     В остальной части постановление 52 № П-04-270/19 от 30 августа 2019 года заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республики Марий Эл ФИО6 о привлечении Стемасова И.А. к административной ответственности по ст.8.7 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Воротынский районный суд Нижегородской области в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья      А.Л. Тарасов

12-38/2019

Категория:
Административные
Ответчики
Стемасов Игорь Александрович
Суд
Воротынский районный суд Нижегородской области
Судья
Тарасов А.Л.
Статьи

8.7

Дело на сайте суда
vorotinsky.nnov.sudrf.ru
21.10.2019Материалы переданы в производство судье
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее