Решение по делу № 2-321/2024 от 13.08.2024

Гражданское дело № Э-2-321/2024

УИД 46RS0007-01-2024-000362-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                

п. Золотухино

Курской области 27 августа 2024 года

Золотухинский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Емельяновой Л.Ф.,

при введении протокола секретарем Умеренковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шеховцовой Светланы Вячеславны к администрации Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области о взыскании задолженности по выплате доплаты к пенсии муниципального служащего,

у с т а н о в и л:

Шеховцова С.В. обратилась в суд с иском к администрации Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области о взыскании задолженности по выплате доплаты к пенсии муниципального служащего за период с 01.10.2021 по 01.08.2024 в сумме 599 900 рублей 35 копеек.

Заявленные требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в администрации <данные изъяты>, являющейся правопреемником администрации <данные изъяты>, в должности главы муниципального образования и выполняла полномочия выборного должностного лица органа местного самоуправления на постоянной основе. Распоряжением главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии со ст.13.1 Закона Курской области от 18.03.2008 № 4-ЗКО «О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в Курской области». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она вновь замещала должность главы <данные изъяты>. В связи с тем, что ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) своевременно не производилась, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась в сумме 599 900 рублей 35 копеек, которую просит взыскать с ответчика.

Истец Шеховцова С.В. и ее представитель по ордеру адвокат <данные изъяты> Сысоева Н.Ю., представитель ответчика – администрации Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в соответствии с требованиями ст.113 ГПК РФ, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://zolotuhinsky.krs.sudrf.ru) в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. ФИО3 ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу частей 1, 2 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст.6 ч.1 ст.17 ч.1 ст.46 Конституции РФ, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, в которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу п.3 ст.1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, при этом в соответствии с п.4 ст.1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.12 ч.1 ст.11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п.5 ч.1 ст.23).

Статьей 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется, в том числе, пенсионное обеспечение за выслугу лет, а также установлено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Согласно ст.24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Частью 3 данной статьи установлено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Пунктом 11 ч.1 ст.52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Согласно п.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 ст.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В соответствии с частями 1 и 2 ст.53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Подпунктом 2 п.2 ст.11 Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в редакции Закона Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО) предусмотрено, что Уставом муниципального образования главе муниципального образования, осуществляющему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, гарантируется, в том числе, право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.

В соответствии с ч.1 ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» гарантии права на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», могут быть обеспечены в соответствии с условиями, определенными настоящей статьей.

В силу ч.2 ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе», право на установление названной ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) могут иметь главы муниципальных образований, осуществлявшие полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе не менее трех лет и получавшие вознаграждение за счет средств местного бюджета и в этот период достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность, за исключением лиц, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как следует из ч.3 ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе», в случае установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, ее размер исчисляется таким образом, чтобы сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) составляла при осуществлении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе три года: для глав муниципальных районов, городских округов - не более 48 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.

За каждый полный год осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе свыше трех лет размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 3 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области. Общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать: для глав муниципальных районов, городских округов - 75 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.

Таким образом, ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.13.1 от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе», устанавливающая предельные размеры ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и иные условия гарантии права на установление такой доплаты, которые подлежат учету при принятии муниципальных правовых актов, не предопределяют конкретного содержания публично-правовых обязательств муниципальных образований по установлению и выплате лицам, замещавшим выборную муниципальную должность, ежемесячной доплаты к пенсии.

Согласно п.2 ст.39 Устава администрации Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области в сфере пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Курской области.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.12 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из принципов диспозитивности и состязательности гражданского процесса, правомерность заявленных исковых требований определяется судом на основании оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование их правовой позиции.

Как было установлено и следует из материалов дела, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шеховцова С.В. осуществляла свою трудовую деятельность в администрации <данные изъяты>, являющейся правопреемником администрации <данные изъяты>, в должности главы муниципального образования, выполняя полномочия выборного должностного лица органа местного самоуправления на постоянной основе.

В соответствии со ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главам муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» распоряжением главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она вновь замещала должность главы <данные изъяты>, выполняя полномочия выборного должностного лица органа местного самоуправления на постоянной основе.

В соответствии со сведениями, представленными истцом в подтверждение своих доводов, у администрации <данные изъяты> имеется задолженность по доплате к пенсии муниципального служащего Шеховцовой С.В., образовавшаяся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющая 599 900 рублей 35 копеек, выплата которой ответчиком не произведена, что и послужило основанием для обращения с настоящим иском.

Пенсионное обеспечение граждан за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местного бюджета должно соответствовать статьям 31, 85, 86 Бюджетного кодекса РФ.

Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип самостоятельности бюджетов право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Согласно ст.86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления (абз.2 п.1). Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (п.2). Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом (п. 4).

Учитывая, что финансирование доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) муниципальным служащим. Таким образом, решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления.

В силу ст.86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Нормативные акты, на основании которых была установлена доплата истцу, были приняты в установленном законном порядке, не признаны противоречащими действующему законодательству, действие их не приостановлено и не оспорено.

При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежит взысканию начисленная, но не выплаченная ежемесячная доплата к пенсии муниципального служащего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 599 900 рублей 35 копеек, согласно представленному истцом расчету, который не оспорен ответчиком и суд признает правильным.

По правилам ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенных судом требований.

В соответствии со ст. 333.36 ч.1 п.19 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов и ответчиков, оснований для взыскания судебных расходов по оплате госпошлины с администрации Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Шеховцовой Светланы Вячеславны к администрации Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области о взыскании задолженности по выплате доплаты к пенсии муниципального служащего, удовлетворить.

Взыскать с администрации Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области (ИНН 4607000418, ОГРН 1034629001252) за счет средств бюджета муниципального образования в пользу Шеховцовой Светланы Вячеславны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения ) задолженность по доплате к пенсии муниципального служащего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 599 900 (пятьсот девяносто девять тысяч девятьсот) рублей 35 (тридцать пять) копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда через Золотухинский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 02 сентября 2024 года.

Судья /подпись/ Л.Ф. Емельянова

2-321/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шеховцова Светлана Вячеславовна
Ответчики
Администрация Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области
Другие
Сысоева Наталья Юрьевна
Суд
Золотухинский районный суд Курской области
Судья
Емельянова Людмила Федоровна
Дело на сайте суда
zolotuhinsky.krs.sudrf.ru
13.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2024Передача материалов судье
14.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2024Подготовка дела (собеседование)
19.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2024Судебное заседание
02.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2024Дело оформлено
11.10.2024Дело передано в архив
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее