Решение по делу № 2-33/2020 от 15.01.2020

Дело № 2-33/2020

УИД 43RS0031-01-2020-000009-37

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Подосиновец 14 февраля 2020 года

Подосиновский районный суд Кировской области в составе судьи Доника О.М., при секретаре Вязьминовой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Опариной Т.Н. к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных на оплату коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

Опарина Т.Н. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Кировской области о взыскании расходов, понесенных медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, на оплату коммунальных услуг, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ работает на медицинских должностях в Подосиновской ЦРБ (в настоящее время – КОГБУЗ «Подосиноская ЦРБ им. Н.В.Отрокова»). До 01.01.2005 пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, с ДД.ММ.ГГГГ ей выплачивается частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. В период с января ДД.ММ.ГГГГ понесенные расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению составили 74 865,08 руб. За указанный период ей ежемесячно выплачивалась частичная компенсация по оплате коммунальных услуг, общая сумма которой составила 22 608,00 руб. Ссылалась на то, что на основании ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» имеет право на льготы по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности, поселке городского типа, однако, указанная льгота в полном объеме не предоставлена, просит взыскать с ответчика уплаченные расходы по оплате коммунальных услуг по отоплению и освещению за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 52 257,08 руб. и расходы по уплате госпошлины в сумме 1 761,71 руб.

В судебное заседание истец Опарина Т.Н. не явилась, согласно заявлению просила рассмотреть дело без ее участия.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Кировской области не явился, просит рассмотреть дело без своего участия. В представленных возражениях просит в иске отказать, указывая, что установление мер социальной поддержки медицинских работников не является обязательством субъекта РФ - Кировская область; предусмотренная Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО частичная компенсация за наем жилого помещения, отопление и электроснабжение за счет средств областного бюджета является дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности. Считает, что получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с ДД.ММ.ГГГГ, не означает наличия у него права на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до ДД.ММ.ГГГГ. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после ДД.ММ.ГГГГ сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. одновременно работали и проживали в сельской местности. Полагает, что истцом не представлены допустимые доказательства, подтверждающие факт получения льготы до ДД.ММ.ГГГГ; считает, что льготы по коммунальным услугам работникам, проживающим и работающим в сельской местности, должны предоставляться за счет средств федерального бюджета, на Кировскую область не возложена обязанность как федеральным, так и областным законодательством ежемесячной 100% компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для медицинских работников. Также полагает, что ответчиком по делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.

Представитель третьего лица КОГБУЗ «Подосиновская ЦРБ им. Н.В.Отрокова» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен, согласно заявлению просит рассмотреть дело без участия представителя.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истца, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст.160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

До 1 января 2005 года федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Изменяя с 1 января 2005 года правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ законодатель указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данное положение признано утратившим силу с 1 января 2005 г. В то же время данная норма дополнена частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.

Законом Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» предусмотрено предоставление частичной компенсации за наем жилого помещения, отопление и электроснабжение для фармацевтических и медицинских работников учреждений здравоохранения, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа.

Вместе с тем в преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ закреплено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно ч.1 ст.153 указанного Федерального закона, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками областных и муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 г., а напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты, при том, что именно государственный орган или орган местного самоуправления вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им в соответствии с ч.1 ст.60 ЖК РФ компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Как подтверждается материалами дела, Опарина Т.Н. (добрачная фамилия – ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность фельдшера В-Мальского ФАП Подосиновской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность лаборанта по серологии Демьяновской участковой больницы, в последующем работала на различных медицинских должностях в том же медицинском учреждении, которое после неоднократных реорганизаций и переименований с ДД.ММ.ГГГГ относится к Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Подосиновская ЦРБ им. Н.В.Отрокова», где истица без перерывов продолжает работать в должности медсестры поликлиники по настоящее время.

Опарина Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, совместно с приемной дочерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

    Согласно справке Администрации Демьяновского городского поселения Подосиновского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ, пгт.Демьяново относится к сельской местности, отделение №2 пгт.Демьяново КОГБУЗ «Подосиновская центральная районная больница им.Н.В.Отрокова» расположено в пгт.Демьяново.

Из справки Администрации Демьяновского городского поселения Подосиновского района Кировской области № 631 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Опарина Т.Н. в ДД.ММ.ГГГГг. являлась получателем компенсации по коммунальным услугам.

    Факт предоставления Опариной Т.Н. льгот как медицинскому работнику по отоплению и освещению в период до ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой Администрации Демьяновского городского поселения Подосиновского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Опарина Т.Н. являлась получателем компенсации по коммунальным услугам по электроснабжению и дровам; первичной бухгалтерской документацией: платежными ведомостями по оплате коммунальных услуг медработникам за ДД.ММ.ГГГГ и за 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ счетом-фактурой от ДД.ММ.ГГГГ, реестром по возмещению сумм льгот по коммунальным услугам сельской интеллигенции (медработникам) за ДД.ММ.ГГГГ., а также имеющим преюдициальное значение судебным решением мирового судьи судебного участка Подосиновского судебного района <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ, которым в пользу Опариной Т.Н. уже взыскана компенсация за отопление и освещение за период с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно паспорту жилого помещения, расположенного в одноэтажном жилом домеДД.ММ.ГГГГ года ввода в эксплуатацию, договору о безвозмездной передаче квартиры в собственность, общая площадь квартиры, в которой проживает истица, составляет 82,3 кв.м.

Согласно Постановлению Правительства Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ плотный куб.метр дров на кв.метр в отопительный сезон исходя из нормативов отопления многоквартирных домов и жилых домов при наличии печного отопления одноэтажного жилого дома составляет 0,403.

Решениями правления региональной службы по тарифам Кировской области от 13.12.2016 N 47/85-пр-2017, 12.12.2017 N 45/18-пр-2018, 11.12.2018 N 44/33-пр-2019 установлены предельные (максимальные) розничные цены на твердое топливо, реализуемое населению на территории муниципальных образований Кировской области, в соответствии с которыми предельная (максимальная) розничная цена на твердое топливо, реализуемое населению на территории Подосиновского муниципального образования в 2017 году составляла 537 руб., в 2018 году - 558,50 руб. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в ДД.ММ.ГГГГ – 574,10 руб. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Следовательно, по нормативам сумма компенсации за отопление составила бы за ДД.ММ.ГГГГ 17 810,63 руб. (82,3 кв.м. х 0,403 х 537 руб.), за ДД.ММ.ГГГГ - 18 523,71 руб. (82,3 кв.м. х 0,403 х 558,50 руб.), за ДД.ММ.ГГГГ - 19 041,12 руб. (82,3 кв.м. х 0,403 х 574,10 руб.), итого 55 375,46 руб.

Из сведений, содержащихся в выписке из лицевого счета, представленных Кировским филиалом ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», счетов-фактур и товарных накладных ФИО4, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Опарина Т.Н. понесла расходы по оплате за электроэнергию жилого помещения в общей сумме 23 416,8 руб. руб., и отопление (покупку дров) в сумме 55 096,8 руб., всего 78 513,6 руб., общая сумма полученной истицей частичной компенсации за указанный период составила 22 608 руб.

Соответственно, размер невозмещенных истице расходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 55 905,60 руб. (78 513,6 руб. – 22 608 руб.).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что до 01.01.2005 истица, работающая и проживающая в поселке городского типа, пользовалась правом на возмещение расходов, связанных с отоплением и освещением жилого помещения, трудовые правоотношения с организацией здравоохранения не прекращала, следовательно, данное право сохраняется за ней и после 01.01.2005, в связи с чем в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате коммунальных услуг за отопление (покупку дров) и освещение.

Поскольку истица просит взыскать с ответчика сумму расходов 52 257,08 руб., соответственно, исковые требования подлежат удовлетворению в пределах этой заявленной суммы требований.

Из п.1.5 Устава КОГБУЗ «Подосиновская центральная районная больница им. Н.В. Отрокова» следует, что учредителем и собственником имущества учреждения является Кировская область, функции и полномочия учредителя Учреждения выполняет департамент здравоохранения Кировской области.

Как установлено в п.1.1 Постановления Правительства Кировской области от 24 июня 2015 г. N 44/316 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Кировской области» Министерство финансов Кировской является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сферах.

Поскольку меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а медицинское учреждение, в котором работает Опарина Т.Н., в настоящее время находится в ведении субъекта РФ, расходы по оплате коммунальных услуг подлежат взысканию за счет казны субъекта Российской Федерации - Кировская область с Министерства финансов Кировской области, которое является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирующим деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области.

В силу ст. 88 ГПК РФ уплаченная государственная пошлина относится к судебным расходам. Распределение судебных расходов между сторонами урегулировано статьей 98 ГПК РФ.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Данная норма регулирует отношения, связанные с уплатой или взысканием государственной пошлины в соответствующий бюджет.

Действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

Истица понесла расходы по уплате государственной госпошлины по чекам-ордерам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 767,71 руб., которая подлежит взысканию с Министерства финансов Кировской области на основании ст.98 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Опариной Т.Н. удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Кировская область в пользу Опариной Т.Н. в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг по освещению и отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 52 257 руб. 08 коп. и расходы по уплате госпошлины в сумме 1 767 руб. 71 коп., всего сумму 54 024 руб. 79 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Подосиновский районный суд Кировской области.

Судья О.М. Доника

2-33/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Опарина Татьяна Николаевна
Ответчики
Министерство финансов Кировской области
Другие
КОГБУЗ "Подосиновская ЦРБ им. Н.В.Отрокова"
Суд
Подосиновский районный суд Кировской области
Судья
Доника О.М.
Дело на сайте суда
podosinovsky.kir.sudrf.ru
16.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2020Передача материалов судье
16.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2020Судебное заседание
04.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее