Дело №2-238/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2018 года город Онега
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Шахровой О.А..,
при секретаре Ильиной А.С., с участием:
ст. помощника Онежского межрайонного прокурора Яковлевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности организовать освещение,
установил:
Онежский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации МО «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать освещение на перекрестке <Адрес> и <Адрес> в <Адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения по результатам которой выявлены нарушения закона в деятельности администрации МО «Онежский муниципальный район». Согласно акту ОГИБДД ОМВД России по Онежскому району при содержании улично- дорожной сети г. Онеги (МО «Онежское») допускается ненадлежащее обеспечение безопасности дорожного движения. В нарушение требований п. 4.6.1, 4.6.3, 4.6., 4.6.5 ГОСТ Р 505597-193 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию», требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-07 г. «Автомобильные дороги общего пользования», требований п.. 44 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» в <Адрес> на перекрестке <Адрес> и <Адрес> (нерегулируемый пешеходный переход) не работают в установленном режиме светильники освещения. Наличие данных недостатков создает реальную угрозу безопасности дорожного движения.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Яковлева В.А. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Онежский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно представленному отзыву, администрация МО «Онежский муниципальный район» не возражает против удовлетворения заявленных требований, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, заслушав ст. помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым в частности относятся объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Таким образом, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, будучи элементами обустройства автомобильных дорог, являются технологической частью автомобильной дороги.
Понятие «улица» раскрывается в приказе МВД РФ от 08 июня 1999 года №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», улица – обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, находящаяся в пределах населенных пунктов, в том числе магистральная дорога скоростного и регулируемого движения, пешеходная и парковая дорога, дорога в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 5 указанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Положениями пунктов 1 и 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.20107 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержащими определения понятий «автомобильная дорога» и «элементы обустройства автомобильных дорог», объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог.
В силу ст. ст. 3, 6, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. (п. 4.6.1); доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п. 4.6.3); отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п. 4.6.5).
Согласно п.4.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 %. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50 %) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на автомобильных дорогах, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. должно быть предусмотрено стационарное электрическое освещение.
Освещение автомобильных дорог в пределах населенных пунктов должно соответствовать требованиям СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
Из материалов дела следует, что Онежской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения по результатам которой выявлены нарушения закона в деятельности администрации МО «Онежский муниципальный район». Согласно акту ОГИБДД ОМВД России по Онежскому району при содержании улично- дорожной сети г. Онеги (МО «Онежское») допускается ненадлежащее обеспечение безопасности дорожного движения. В нарушение требований п. 4.6.1, 4.6.3, 4.6., 4.6.5 ГОСТ Р 505597-193 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию», требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-07 г. «Автомобильные дороги общего пользования», требований п. 44 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» в г. Онеге на перекрестке <Адрес> (нерегулируемый пешеходный переход) не работают в установленном режиме светильники освещения. Наличие данных недостатков создает реальную угрозу безопасности дорожного движения (л.д. 8-23).
Приведенные нормы материального права, а также установленные в судебном заседании обстоятельства дела, позволяют суду сделать вывод о том, что администрация МО «Онежский муниципальный район» не выполняет в полном объеме обязанности, возложенные на нее законом, ненадлежащим образом исполняет требования законодательства в области организации уличного освещения на территории поселения, что ставит под угрозу безопасное передвижение неопределенного круга граждан, и создает опасность возникновения аварийных ситуаций на дорогах поселения.
Поскольку обязанность по обеспечению стационарного электрического освещения автомобильной дороги местного значения на перекрестке <Адрес> и <Адрес> лежит на ответчике, в судебном заседании установлено, что ответчиком до настоящего времени дорога по указанной улице, ненадлежащим образом обеспечена стационарным электрическим освещением в соответствии с требованиями стандартов, строительных норм и правил, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности – в течении одного года со дня вступления данного решения в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52766-2007 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░ ░ 50597-93 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░