Дело № 2-3738/2024
УИД 59RS0001-01-2024-007140-74
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 ноября 2024 года г. Пермь
Дзержинский районный суд города Перми
в составе председательствующего судьи Костылевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дубровиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 ноября 2024 года
гражданское дело по заявлению Департамента имущественных отношений администрации г. Перми о признании права муниципальной собственности на объекты бесхозяйного недвижимого имущества,
установил:
Департамент имущественных отношений администрации г. Перми обратился в Дзержинский районный суд г. Перми с заявлением о признании права собственности за муниципальным образованием город Пермь на следующие объекты:
- кадастровый №, назначение объекта: 10) сооружения коммунального хозяйства, наименование объекта: тепловая сеть здания, протяженность объекта: 131 метр, адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Адрес, г.о. Пермский, Адрес, номер записи о принятии на учет: ..., дата принятия на учет: Дата;
- кадастровый №, назначение объекта: 10) сооружения коммунального хозяйства, наименование объекта: тепловая сеть дома, протяженность объекта: 194 метра, адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Адрес, г.о. Пермский, Адрес, номер записи о принятии на учет: ..., дата принятия на учет: Дата;
- кадастровый №, назначение объекта: 10) сооружения коммунального хозяйства, наименование объекта: сеть теплоснабжения (тепловая сеть, сеть горячего и холодного водоснабжения. Состав технологического комплекса: 1. Тепловая сеть (трасса) – протяженность 24,75 п.м., 2. Сеть горячего водоснабжения (подача) – протяженность 26,75 п.м., 3. Сеть горячего водоснабжения (циркуляция) – протяженность 25,74 п.м., 4. Сеть холодного водоснабжения – протяженность 25,75 п.м.), глубина: 1 метр, адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Адрес, г.о. Пермский, Адрес, жилых домов №, 18 по Адрес, номер записи о принятии на учет: ..., дата принятия на учет: Дата.
В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства – на основании заявления муниципального образования Адрес Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества приняты объекты с кадастровыми номерами .... В связи с тем, что со времени постановки объектов в качестве бесхозяйного недвижимого имущества на учет в ЕРГН прошло более трех месяцев, руководствуясь п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальное образование вправе требовать признания права муниципальной собственности на вышеуказанные объекты. Признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество необходимо для рационального распоряжения указанным имуществом в интересах муниципального образования Адрес с целью решения вопросов местного значения.
Заявитель Департамента имущественных отношений администрации Адрес в суд представителя не направил, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заинтересованные лица Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации Адрес, Муниципальное образование Адрес в лице Администрации Адрес в суд представителей не направили, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, представители просят рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддерживают.
Заинтересованное лицо ПАО «Т Плюс» в суд представителя не направило, о дате судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель просит рассмотреть дело в свое отсутствие, представив в материалы дела возражения относительно заявленных требований, согласно которым 05.12.2023 между Администрацией г. Перми и ПАО «Т Плюс» заключено соглашение о порядке взаимодействия по выявлению, содержанию и эксплуатации тепловых сетей, являющихся бесхозяйными объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «город Пермь». В приложении № 1 к соглашению спорные объекты недвижимого имущества переданы ПАО «Т Плюс» для обслуживания и дальнейшей регистрации прав собственности за ресурсоснабжающей организацией.
Учитывая надлежащее извещение заявителя, заинтересованных лиц о дате судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть заявленные требования в их отсутствие, по имеющимся в материалах дела документам.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Особое производство – самостоятельный вид гражданского судопроизводства по защите нарушенного или оспоренного права. В отличие от искового производства в нем отсутствует спор о праве, нет материально-правового требования одного лица к другому.
Частью 1 ст. 292 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке дела о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд должен выяснить, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запросить об имеющихся, о нем сведениях соответствующие организации.
Согласно ч. 2 ст. 292 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Если при рассмотрении дела будет выявлено наличие материально-правового спора, то его рассмотрение должно происходить по иным процессуальным правилам - правилам искового производства.
По смыслу указанных норм заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается в особом производстве, когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, что подлежит безусловному установлению судом.
Из материалов дела следует, что в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости объекты недвижимости с кадастровым номером ..., назначение объекта: 10) сооружения коммунального хозяйства, наименование объекта: тепловая сеть здания, протяженность объекта: 131 метр, адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Адрес, г.о. Пермский, Адрес; с кадастровым номером ..., назначение объекта: 10) сооружения коммунального хозяйства, наименование объекта: тепловая сеть дома, протяженность объекта: 194 метра, адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Адрес, г.о. Пермский, Адрес; с кадастровым номером 59:01:1715055:1156, назначение объекта: 10) сооружения коммунального хозяйства, наименование объекта: сеть теплоснабжения (тепловая сеть, сеть горячего и холодного водоснабжения. Состав технологического комплекса: 1. Тепловая сеть (трасса) – протяженность 24,75 п.м., 2. Сеть горячего водоснабжения (подача) – протяженность 26,75 п.м., 3. Сеть горячего водоснабжения (циркуляция) – протяженность 25,74 п.м., 4. Сеть холодного водоснабжения – протяженность 25,75 п.м.), глубина: 1 метр, адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Адрес, г.о. Пермский, Адрес, жилых домов №, 18 по Адрес, приняты на учет в качестве бесхозяйного Дата; сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрированы.
Как усматривается из заявления и представленных документов, правообладатель объектов, в отношении которых заявитель просит признать право муниципальной собственности, не установлен, правоустанавливающие документы отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента имущественных отношений администрации г. Перми в суд с настоящим заявлением.
По смыслу вышеизложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество.
Вместе с тем, при рассмотрении дела ПАО «Т Плюс» заявлено о правах на спорное имущество, указав, что в соответствии с соглашением о порядке взаимодействия по выявлению, содержанию и эксплуатации тепловых сетей, являющихся бесхозяйными объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «город Пермь», заключенным между Администрацией г. Перми и ПАО «Т Плюс» 05.12.2023, тепловые сети переданы ПАО «Т Плюс» для обслуживания и дальнейшей регистрации прав собственности за ресурсоснабжающей организацией, т.е. ПАО «Т Плюс» фактически несет обязанности собственника по отношению к бесхозяйному имуществу. Наличие возражений заинтересованных лиц относительно предъявленных в порядке особого производства требований влечет возникновение спора относительно самого субъективного права.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости оставления заявления Департамента имущественных отношений администрации г. Перми о признании права муниципальной собственности на объекты бесхозяйного недвижимого имущества без рассмотрения в соответствии с ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи наличием спора о праве, что не ограничивает право стороны разрешить данный спор в порядке искового производства.
Руководствуясь ч. 3 ст. 263, ст.ст. 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
заявление Департамента имущественных отношений администрации г. Перми о признании права собственности за муниципальным образованием город Пермь на объекты бесхозяйного недвижимого имущества с кадастровыми номерами ..., ... – оставить без рассмотрения.
Оставление заявления без рассмотрения не лишает заявителя права на обращение за разрешением возникшего спора в порядке искового производства.
Определение в течение 15 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Председательствующий А.В. Костылева
...