Решение от 05.08.2024 по делу № 33а-6380/2024 от 03.07.2024

судья: фио

№33а-6380/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

05 августа 2024 года                                                                               адрес

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио,

Судей фио, фио,

при секретаре Назаренко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу административного истца Гончаровой И.И. на решение Таганского районного суда адрес от 28 апреля 2023 года по административному делу № 2а-0134/2023 по административному исковому заявлению Гончаровой Изабеллы Игоревны к отделу социальной защиты населения адрес, Управлению социальной защиты населения адрес, Департаменту труда и социальной защиты населения адрес о признании решений незаконными, устранении допущенного нарушения прав,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Гончарова И.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделу социальной защиты населения адрес, Управлению социальной защиты населения адрес, Департаменту труда и социальной защиты населения адрес и просила признать незаконными решения отдела социальной защиты населения адрес от 09 ноября 2022 года №№700217572, 700217573, 700217574, решение УСЗН адрес от 21 декабря 2022 года №11-1519/22, возложить на отдел социальной защиты населения адрес обязанность оказать государственную услугу о назначении пособий на детей без оценки критериев нуждаемости с ежемесячной выплатой.

Требования мотивирует тем, что более 15 лет проживает одной семьей без регистрации брака с фио, отцом троих несовершеннолетних детей заявителя.

фио призван на военную службу в порядке мобилизации. 

В этой связи Гончарова И.И. обратилась в отдел социальной защиты населения с заявлением о предоставлении государственной услуги о назначении ежемесячных пособий на детей без оценки критериев нуждаемости.

Однако в назначении пособия отказано со ссылкой на то, что истец не состоит в браке с мобилизованным лицо, фио не является членом семьи заявителя, а по постановлению Правительства Москвы от 12 апреля 2022 года №553-ПП «О ежемесячных пособиях на детей в адрес» пособие может быть назначено только семьям с детьми.

Решением Таганского районного суда адрес от 28 апреля 2023 года исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение как незаконное, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 февраля 2024 года решение отменено, принято новое решение об удовлетворении требований.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05 июня 2024 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 февраля 2024 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Гончаровой И.И., доводы апелляционной жалобы поддержавшей, возражения представителя административных ответчиков фио, фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом судом учтено следующее.

Гончарова И.И. 30 октября 2022 года обратилась в Центр поддержки семей мобилизованных на предмет назначения ежемесячного пособия на троих детей – Марию, паспортные данные, Михаила, паспортные данные, Ирину, паспортные данные, в отношении которых фио установлено отцовство.  

Согласно представленной справки военного комиссара отдела Военного комиссариата адрес, фио на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» 11 октября 2022 года призван на военную службу по мобилизации и направлен в воинскую часть.

09 ноября 2022 года решениями отдела социальной защиты населения адрес Гончаровой И.И. отказано в предоставлении государственной услуги в связи с отсутствием у заявителя права на получение государственной услуги без оценки критериев нуждаемости в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2022 года №553-ПП «О ежемесячных пособиях на детей в адрес».

При принятии оспариваемых решений учтено, что Гончарова И.И. не состоит в браке, лицо, указанное как супруг, не является членом семьи заявителя.

Гончарова И.И. обратилась в УСЗН адрес с заявлением, в котором выразила несогласие с решениями отдела социальной защиты населения адрес.

В ответе от 21 декабря 2022 года за подписью начальника Управления фио Гончаровой И.И. даны разъяснены относительно оснований принятия оспариваемых решений от 09 ноября 2022 года.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая положения постановлению Правительства Москвы от 12 апреля 2022 года №553-ПП «О ежемесячных пособиях на детей в адрес», суд пришел к выводу о законности оспариваемых решений, которые приняты с соблюдением установленного порядка, при наличии к тому законных оснований, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Кроме того, судом принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Таганского районного суда адрес от 13 октября 2022 года удовлетворен частично иск Гончаровой И. И. к фио о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

При обращении в суд с указанным иском о взыскании алиментов Гончарова И. И. указала, что проживала совместно с фио до февраля 2022 года, после чего фио проживает отдельно, материальную помощь не оказывает, в воспитании детей не участвует.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 39, части 1 и 2).

Согласно положениям Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое выплачивается, в том числе, гражданам Российской Федерации, проживающим на адрес.

Статьями 4 и 16 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2022 года) предусматривалось, что выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, в виде ежемесячного пособия на ребенка производится за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В адрес отношения, связанные с назначением и выплатой ежемесячного пособия на ребенка, в целях социальной поддержки граждан, имеющих детей, урегулированы Законом адрес от 03 ноября 2004 года № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка».

В соответствии со статьёй 12 указанного Закона финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка является расходным обязательством адрес.

В силу части 1 статьи 3 названного Закона право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона.

Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, в том числе с применением критериев нуждаемости, размер ежемесячного пособия на ребенка и сроки индексации устанавливаются Правительством Москвы (статья 4 Закона).

Такие условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребёнка в адрес регламентированы постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2022 года № 553-ПП «О ежемесячных пособиях на детей в адрес».

Названным постановлением установлено, что в адрес назначаются и выплачиваются за счет средств бюджета адрес следующие ежемесячные пособия на детей для соответствующего возраста:

1.1. Ежемесячное пособие на ребенка в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка для категории детей в возрасте от 0 до 3 лет;

1.2. Ежемесячное пособие на ребенка в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка для категории детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно;

1.3. Ежемесячное пособие на ребенка в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка для категории детей в возрасте от 8 до 18 лет.

Размер ежемесячного пособия на ребенка в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка для всех возрастных категорий детей устанавливается в процентном соотношении от величины прожиточного минимума для детей, установленной в адрес, в зависимости от среднедушевого дохода семьи (пункт 2).

Согласно пункту 2.1 Положения о порядке учёта, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка и подтверждения доходов членов семьи, Приложения 2 к названному постановлению, (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2022 года) в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун (попечитель) ребенка, в связи с рождением (усыновлением), принятием под опеку (попечительство) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячного пособия, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети.

В соответствии с пунктом 5.8 постановления №553-ПП (в редакции, действующей в спорный период) ежемесячное пособие на ребёнка, предусмотренное пунктом 1 настоящего постановления, назначается в соответствии с настоящим постановлением без оценки критериев нуждаемости семьи, если на дату обращения за назначением указанного пособия родитель (усыновитель) или опекун (попечитель) ребенка убыл в места сбора или на пункты (места) приема военнослужащих в связи с призывом на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» семья – лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Пунктом 2.10.1.6 Приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 12 апреля 2022 года № 553-ПП предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в виде назначения ежемесячного пособия на ребенка в форме ежемесячной денежной выплаты является отсутствие у заявителя права на предоставление государственных услуг.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее также - СК РФ) семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (пункт 2 статьи 1 СК РФ).

К основным принципам правового регулирования семейных отношений Семейный кодекс Российской Федерации относит: добровольность брачного союза мужчины и женщины; равенство прав супругов в семье; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей и забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.

Именно заключение брака порождает последствия, предусмотренные указанным Постановлением.

К признакам семьи, на создание которой должна быть направлена воля мужчины и женщины при заключении брака, относятся: совместное проживание, предполагающее ведение общего хозяйства (при этом временное непроживание супругов вместе в связи с работой, лечением, в силу других объективных факторов не рассматривается как отсутствие такового); построение семейных отношений на основании духовно-нравственных начал и чувств; забота друг о друге; совместное решение основных вопросов жизни семьи; наличие взаимных личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей, взаимной ответственности.

Совместное проживание родителей несовершеннолетних детей не порождает для них каких-либо имущественных обязательств, так как права и обязанности супругов возникают только со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Исходя из нормативных положений федерального и региональног░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 5.8 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2022 ░░░░ № 553-░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2022 ░░░░ №553-░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 84 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░; ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 310 ░░░ ░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 180 ░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 177, 309-311 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

 

░░░░░░░░░░:

 

░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░  ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

 

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

 

░░░░░:

1

33а-6380/2024

Категория:
Административные
Истцы
Гончарова И.И.
Ответчики
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, ОСЗН Таганского района г. Москвы, УСЗН ЦАО г. Москвы, УСЗН ЦАО города Москвы
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
03.07.2024Зарегистрировано
09.07.2024Рассмотрение
05.08.2024Завершено
03.07.2024У судьи
20.08.2024Вне суда
05.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее