Решение по делу № 2а-9114/2022 от 12.08.2022

УИД 11RS0001-01-2022-012723-13 Дело № 2а- 9114/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мишариной И.С.,

при секретаре Муравьевой Т.С.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора г.Сыктывкара Матвеевой С.А., заинтересованных лиц Полещук Н.А., Никольченко А.И.,

рассмотрев 07 октября 2022 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г.Сыктывкара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО ГО «Сыктывкар», руководителю администрации МО ГО «Сыктывкар Хозяиновой Наталье Семёновне, и.о. главе МО ГО «Сыктывкар» - руководителю администрации Можегову Александру Александровичу о признании незаконным пункта 1 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.07.2021 № 7/2199 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 04.02.2020 № 2/270 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 72 по ул. Орджоникидзе г.Сыктывкара, до 2025 года, о возложении обязанности установить разумный срок расселения граждан в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу,

установил:

и.о. прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом принятых судом уточнений к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным пункта 1 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.07.2021 № 7/2199 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 04.02.2020 № 2/270 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме ..., до 2025 года, о возложении обязанности установить разумный срок расселения граждан в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Сыктывкара на указанное постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» принесен протест, по результатам рассмотрения которого администрацией МО ГО «Сыктывкар» в удовлетворении требований протеста отказано. Тем не менее, установлено, что создается угроза жизни и здоровью граждан и указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что опасность для жизни и здоровья граждан по причине аварийного состояния дома, в том числе в связи с наличием возможной угрозы обрушения, имелась с момента признания МКД в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу. В связи с чем, установленный администрацией МО ГО «Сыктывкар» срок расселения жителей многоквартирного дома признанного аварийным и подлежащим сносу до 2025 года нельзя признать разумным, поскольку проживание в указанном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей ввиду угрозы самопроизвольного разрушения МКД, которое может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что не учитывалось администрацией при принятии постановления.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков глава АМО ГО «Сыктывкар» - руководителя Хозяинова Н.С., и.о. главы МО ГО «Сыктывкар» - руководитель администрации Можегов А.А., в качестве заинтересованных лиц Комитет жилищной политики АМО ГО «Сыктывкар», Управление жилищно – коммунального хозяйства АМО ГО «Сыктывкар», собственники и наниматели жилых помещений многоквартирного дома ....

Прокурор в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.

Заинтересованные лица Полещук Н.А., Никольченко А.И. в судебном заседании поддержали требования прокурора.

Административные ответчики, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные в дело доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

Согласно ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, заключением межведомственной комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» от 17.01.2020 №174 на основании технического отчета по обследованию МКД принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома ..., аварийным и подлежащим сносу.

04.02.2020 администрацией МО ГО «Сыктывкар» вынесено постановление № №2/270 о признании многоквартирного жилого дома ..., аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 указанного постановления установлено принять меры по расселению граждан проживающих в указанном многоквартирном доме в срок до 2027 года.

Решением Сыктывкарского городского суда от 03.08.2020 по делу №2-4338/2020 признано незаконным постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 04 февраля 2020 года №2/270 в части установления срока для принятия мер по расселению граждан до 2027 года. Признан незаконным срок, установленный администрацией МО ГО «Сыктывкар» собственникам жилых помещений для добровольного сноса многоквартирного дома. На администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решении в законную силу установить иной срок для принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях по адресу: ..., а также иной срок для добровольного сноса данного многоквартирного дома

Во исполнение указанного решения суда постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» №12/3065 от 16.12.2020 внесены изменения в постановление от 04.02.2020№ 2/270, а именно в пункте 2 постановления слова «в срок до 2027» заменены словами «в срок до 2026».

Решением Сыктывкарского городского суда от 13.05.2021 по делу №2-3683/2021 признан незаконным пункт 1 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 16.12.2020 №12/3065 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 04.02.2020 №2/270» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме ... до 2026 года. На администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить иной разумный срок для принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.....

Во исполнение указанного решения суда постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.07.2021 № 7/2199 внесены изменения в постановление от 04.02.2020№ 2/270, а именно в пункте 2 постановления слова «в срок до 2026» заменены словами «в срок до 2025».

Полагая, что срок принятия мер к расселению граждан, указанный в пункте 1 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.07.2021 № 7/2199 не является разумным, так как спорный многоквартирный дом представляет собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и может прекратить свое существование как объект недвижимости, прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса РФ).

В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

На основании ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В силу абзаца второго п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.

Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в п. 22 постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.

В соответствии отчетом от декабря 2019 года ГБУ РК «РУТИКО», составленного по результатам проведенного обследования многоквартирного дома ..., здание эксплуатируется 60 лет и находится в аварийном техническом состоянии, физический износ на дату обследования составляет 70%. Общее состояние здания в целом оценивается как аварийное техническое состояние. Здание не соответствует требуемым теплотехническим нормам. В исследуемом объекте ухудшение технических характеристик в процессе эксплуатации произошло у всех несущих и ограждающих конструкций здания, что привело к изменению параметров микроклимата, не позволяющих обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, а именно внутренняя температура ниже допустимой, повышенная влажность, наличие плесени, грибка, насекомых и грызунов, что создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Имеющиеся в отчете фотоматериалы подтверждают выше описанное состояние дома, и также подтверждает, что дальнейшее проживание в аварийном доме, создает угрозу для жизни и здоровья собственников и членов их семей.

Невозможность проживания в указанном многоквартирном доме также подтвердили в ходе рассмотрения настоящего дела собственники и наниматели жилых помещений, расположенных в данном доме, указывая на то, что полы в квартирах проваливаются, стены покрываются плесенью, трубы ржавые и не подлежат замене, проживание в таком доме несет угрозу жизни и здоровью людей.

С учетом установленных по делу обстоятельств и оценки представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу о том, что многоквартирный ... представляет собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем собственникам, нанимателям, так и иным лицам, посещающим данный аварийный, ветхий дом.

В результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.

Принимая во внимание технические характеристики и степень аварийности дома, суд приходит к выводу, что срок для расселения до 2025 года является неразумным, чрезмерно длительным, допускающим возможность дальнейшего проживания собственников, нанимателей и членов их семей в условиях, угрожающих жизни и здоровью, и подлежит изменению.

В связи с этим, пункт 1 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.07.2021 № 7/2199 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 04.02.2020 №2/270» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме ... до 2025 года следует признать незаконным.

Поскольку определение срока отселения физических из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, и установление такого срока в судебном порядке недопустимо, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» следует возложить обязанность по установлению иного разумного срока для принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома №..., в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

С учетом изложенного, заявленные и.о. прокурора г. Сыктывкара требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление и.о. прокурора г.Сыктывкара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО ГО «Сыктывкар», руководителю администрации МО ГО «Сыктывкар Хозяиновой Наталье Семёновне, и.о. главе МО ГО «Сыктывкар» - руководителю администрации Можегову Александру Александровичу, удовлетворить.

Признать незаконным пункт 1 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.07.2021 № 7/2199 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 04.02.2020 № 2/270 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном ... до 2025 года.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить иной разумный срок для принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.....

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С.Мишарина

...

2а-9114/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Сыктывкара
Ответчики
Руководитель АМО ГО «Сыктывкар» - глава Хозяинова Н.С.
Администрация МО ГО Сыктывкар
и.о. главы МО ГО «Сыктывкар» - руководитель администрации Можегов Александр Александрович
Другие
Поповцева Нина Александровна
Бунин Василий Александрович
Ветошкина Мария Владимировна
Колегов Игорь Олегович
Суворова Валентина Александровна
Бунин Георгий Васильевич
Ветошкин Аркадий Владимирович
Колодинова Оксана Николаевна
Питиримова Валентина Александровна
Проскуряков Владимир Михайлович
Ларукова Юлия Николаевна
Габова Светлана Александровна
Бунина Анна Васильевна
Сажина Лилия Мугалимовна
Сажин Андрей Михайлович
Бунина Елена Кимовна
Полещук Ефим Александрович
Мамишов Рамин Низами оглы
Никольченко Анжелла Ивановна
Ветошкин Владимир Николаевич
Лобанова Людмила Николаевна
Байдуганова Элла Ивановна
Ветошкина Ульяна Владимировна
Сажин Денис Михайлович
Полещук Наталья Александровна
Ветошкина Наталья Борисовна
Управление жилищно-коммунального хозяйства АМО ГО «Сыктывкар»
Колодинова Светлана Николаевна
Комитет жилищной политики АМО ГО Сыктывкар»
Ветошкин Арсений Владимирович
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мишарина Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
12.08.2022Регистрация административного искового заявления
15.08.2022Передача материалов судье
16.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2022Судебное заседание
12.09.2022Рассмотрение дела начато с начала
07.10.2022Судебное заседание
07.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее