Судья Кузьминых Н.А. Дело № 2-5831/2023
УИД 35RS0001-02-2023-005262-34
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 09 апреля 2024 года № 33-1524/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Махиной Е.С.,
судей Образцова О.В., Вахониной А.М.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «Услуги ЖКХ» Мартыновой Е.Ю. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 07 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Услуги ЖКХ» Мартыновой Е.Ю., судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Услуги ЖКХ» (далее - ООО «Услуги ЖКХ», общество) обратилось в суд с иском к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Вологодской области) о сохранении контейнерной площадки.
В обоснование требований указало, что ООО «Услуги ЖКХ» является управляющей компанией многоквартирного дома (далее – МКД), расположенного по адресу: <...>. На территории МКД обустроена контейнерная площадка. В период с 26 ноября 2021 года по 24 декабря 2021 года ответчиком в отношении истца проведено административное расследование, установлено, что контейнерная площадка расположена на расстоянии 4,25 м от жилого дома, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21. По результатам расследования истцу выдано предписание № 10-16-05 АР об устранении выявленных нарушений, с учетом продления срока, до 29 сентября 2023 года. Исполнить требования предписания не представляется возможным, поскольку отсутствует возможность перенести имеющуюся или оборудовать новую контейнерную площадку с соблюдением норм и требований санитарного законодательства, в связи с чем просило сохранить контейнерную площадку, обустроенную с торца многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 07 декабря 2023 года в удовлетворении исковых требований ООО «Услуги ЖКХ» к Управлению Роспотребнадзора по Вологодской области о сохранении контейнерной площадки отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО «Услуги ЖКХ» Мартынова Е.Ю. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Указывает, что МКД построен в 1982 году. Пункт 4 СанПиН 2.1.3684-21 не устанавливает требования к размещению контейнерных площадок в районах сложившейся застройки, где невозможно соблюсти расстояние от 20 до 100 метров. Кроме того, СанПиН введены с 01 марта 2021 года, а спорная площадка оборудована задолго до введения их в действие. Не установлены факты нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, вредного воздействия на человека, повлекшие необходимость в принятии решения об отказе в сохранении контейнерной площадки. Собственники помещений МКД согласовали размещение контейнерной площадки и запрет ее переноса, указанное решение никем не обжаловано. Спорная контейнерная площадка не является самовольной постройкой, она включена в территориальную схему обращения с отходами и реестр мест накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО), то есть орган местного самоуправления признал ее размещение. Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 июня 2022 года Управлению Роспотребнадзора по Вологодской области отказано в иске об исключении контейнерной площадки из реестра мест накопления ТКО. Возможность переноса контейнерной площадки в иное место отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу Череповецкий территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель муниципального унитарного предприятия города Череповца «Теплоэнергия» Паутова П.А. просит решение суда отменить, апелляционную жалобу истца удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ООО «Услуги ЖКХ» Мартынова Е.Ю. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, у многоквартирного дома <...>, находящегося под управлением ООО «Услуги ЖКХ», расположена контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов.
26 ноября 2021 года возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении общества по заявлению О.А.Г. за нарушение требований санитарного законодательства в части размещения контейнеров, предназначенных для сбора и хранения ТКО по адресу: <...>, выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 24 декабря 2021 года № 10-16-05АР со сроком устранения до 01 июля 2022 года. Решением от 07 октября 2022 года срок исполнения предписания продлен до 29 сентября 2023 года.
В период проведения административного расследования с 26 ноября 2021 года по 24 декабря 2021 года установлено, что расстояние от контейнерной площадки до многоквартирного жилого дома <...> составляет менее 20 м (фактически расстояние от контейнерной площадки до многоквартирного жилого дома составляет 4,25 м), что не соответствует требованиям части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ), пункта 4 главы 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, ссылаясь на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, принимая во внимание, что расстояние от контейнерной площадки до многоквартирного дома составляет менее 20 метров, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о сохранении контейнерной площадки, поскольку в противном случае это приведет к нарушению требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устанавливающего требования к местам накопления ТКО.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции полагает возможным согласиться.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека закреплено также в Федеральном законе № 52-ФЗ.
В соответствии со статьями 21 и 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные правила содержания территорий населенных мест установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3).
Согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Аналогичные положения предусматривались также ранее действовавшими СанПиН 2.1.7.3550-19, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05 декабря 2019 года № 20 (пункты 2.2, 2.3), СанПиН 42-128-4690-88, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача СССР 05 августа 1988 года № 4690-88)
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела установлено, что расстояние от контейнерной площадки до многоквартирного жилого дома составляет фактически 4,25 метров при нормативе не менее 20 метров, то есть контейнерная площадка расположена в непосредственной близости к дому, это свидетельствует о нарушении прав жильцов указанного многоквартирного дома на благоприятную окружающую среду, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о сохранении контейнерной площадки.
Обстоятельства, свидетельствующие об исключительности случая, что позволило бы сократить нормативное расстояние от контейнерной площадки (не менее 20 м) до жилого ответчиком, не приведены, доказательства, свидетельствующие о наличии таких оснований, не представлены.
Довод апелляционной жалобы о невозможности переноса контейнерной площадки ввиду отсутствия достаточного места, не подтверждается достаточными доказательствами. С заявлением в орган местного самоуправления об определении иного места установки площадки накопления ТКО по указанному в иске адресу общество не обращалось, документов, свидетельствующих о невозможности установить такую площадку без нарушения требований СанПиН, не представлял.
Согласование собственниками размещения контейнерной площадки не означает, что могут быть нарушены обязательные к применению нормативные требования в области обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Отмечается, что предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 24 декабря 2021 года № 10-16-05 АР не обжаловано. Постановлением Управления Роспотребнадзора по Вологодской области от 16 марта 2022 года № 211-16-05 НО директор общества Якшин М.В. по факту данного нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях. Вступившим в законную силу постановлением судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 30 марта 2022 года по делу № 5-1188/2022 само общество по данному факту привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, при этом обществом приводились в обоснование возражений те же доводы, что и в настоящем исковом заявлении, которые судьей были отклонены.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что ответчик не участвует в создании мест накопления ТКО, а также в согласовании их размещения согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (раздел 2). Правовые нормы Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 25 статьи 16), Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 10), Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (часть 4 статьи 8) относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки ТКО.
Тот факт, что многоквартирный жилой дом построен в 1982 году, не свидетельствует о том, что действующие санитарные нормы не должны применяться, поскольку в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях должны соблюдаться.
Ссылки апеллянта на то, что спорная контейнерная площадка включена в территориальную схему обращения с отходами и реестр мест накопления ТКО, судебным актом от 27 июня 2022 года в удовлетворении исковых требования Управлению Роспотребнадзора по Вологодской области об исключении контейнерной площадки из данного реестра отказано, не опровергает выводов суда. При этом, поскольку контейнерная площадка была создана до 01 января 2019 года (с указанной даты действуют Правила благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039), органа местного самоуправления внес в соответствующий реестр спорную контейнерную площадку в момент создания реестра 01 января 2019 года.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 07 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Услуги ЖКХ» Мартыновой Е.Ю. без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Махина
Судьи Судьи: О.В. Образцов
А.М. Вахонина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 апреля 2024 года.