Дело № 2а-1512/18
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об оставлении административного иска без рассмотрения
г. Барнаул 09 июля 2018 г.
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Севостьяновой И.Б., при секретаре Романовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Абашеевой С.В. о взыскании недоимки по страховым взносам,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> обратился в суд с административным иском к Абашеевой С.В. о взыскании недоимки по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 22655 руб. 41 коп., в том числе на обязательное пенсионное страхование ( ОПС) в сумме 18940 руб. 21 коп., на обязательное медицинское страхование ( ОМС) в сумме6 3715 руб. 20 коп., указав, в его обоснование на то, что Абашева С.В. являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком указанных взносов в соответствии со ст. 419 НК РФ, ДД.ММ.ГГГГ она прекратила деятельность индивидуального предпринимателя. В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Абашеевой С.В. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ с установленным сроком для добровольной оплаты до ДД.ММ.ГГГГ, однако обязанность по уплате взносов исполнена не была. ИФНС России по <адрес> в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Абашеевой С.В. недоимки и пени по страховым взносам. Мировым судьей вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления в связи с необходимостью устранения нарушения, а именно: уточнения адреса должника, которое получение ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. за пределами срока на обращении в суд. Повторно инспекция обратилась к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ после получения ответа на запрос из УФМС России по алтайскому краю и <адрес> об адресе регистрации должника. Мировой судья определением от ДД.ММ.ГГГГ отказал в принятии заявления в связи с истечением срока для обращения в суд. В связи с тем, что процессуальные действия инспекции по взысканию задолженности начались до истечения срока на обращения в суд, административный истец просит восстановить срок для подачи искового заявления.
В судебное заседание стороны не явились, извещены о его времени и месте надлежаще. Представитель административного истца в заявлении, поступившем в суд, просила дело рассмотреть в свое отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Согласно ч. 2 этой же статьи НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено в соответствии с требованиями части 1 статьи 125 настоящего Кодекса и подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление. В административном исковом заявлении должны быть указаны: 1) сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса; 2) наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет; 3) положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа; 4) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке; 5) размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию; 6) сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 этой же статьи КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
Согласно ч.3 ст. 85 НК РФ изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях, о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, об адвокатах, арбитражных управляющих, о занимающихся частной практикой оценщиках, патентных поверенных, о медиаторах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
Частью 3 ст.85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
Как следует из материалов дела, в частности выписке из ЕГИП от ДД.ММ.ГГГГ Абашева С.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ и прекратила такую деятельность ДД.ММ.ГГГГ
В силу ст. 419 НК РФ она являлась плательщиком страховых взносов, обязанность по уплате возникает одновременно с фактом регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч.1 ст. 432 НК РФ ( в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 429 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 2 ст. 432 НК РФ установлено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В подтверждение соблюдения досудебной процедуры урегулирования спора административным истцом в материалы дела представлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное Абашеевой С.В. и направленное по адресу <адрес> согласно почтовому реестру от ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем <адрес> в <адрес> отсутствует, что следует из карты города программы «2Гис Барнаул», а также имеющихся в деле почтовых конвертов, направленных инспекцией по данному адресу, в частности, с копией административного искового заявления с отметкой органа связи об отсутствии такого дома.
На данное обстоятельство сослался также мировой судья судебного участка № <адрес> в определении от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления ИФНС России по <адрес> о вынесении судебного приказа о взыскании страховых взносов с Абашеевой С.В.
Действительно, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом был сделан запрос в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> на предмет установления адреса регистрации Абашевой С.В., откуда получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что с ДД.ММ.ГГГГ Абашева С.В. зарегистрирована по <адрес>.
Судом запрошена в том же управлении копия заявления Абашевой С.В. о регистрации ее по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она просила зарегистрировать ее по адресу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. принято решение о ее регистрации по месту жительства.
Таким образом, судом установлено, что требование об оплате недоимки по страховым взносам было направлено налоговым органом Абашеевой С.В. по несуществующему адресу.
При этом налоговый орган, обращаясь в суд с настоящим административным иском, располагал информацией о том, что данный адрес является несуществующим (из определения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ), однако мер к уточнению места регистрации ответчика не принял и не направил требование по действительному адресу ее места жительства.
При этом налоговым органом в материалы дела было представлено заявление Абашеевой С.В. о прекращении регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, содержащее номер ее телефона, по которому ДД.ММ.ГГГГ с ней удалось связаться секретарю суда при извещении о времени и месте судебного заседания и уточнения адреса регистрации. Налоговый орган, располагая возможностью связаться с ней по телефону для уточнения адреса места ее регистрации, таким мер не принял.
Поскольку по смыслу вышеприведенных норм обязанность представить доказательства того, что со стороны административного истца, как налогового органа, перед обращением с административным иском в суд исполнена предусмотренная законом обязанность направления требования об уплате страховых взносов по действительному месту регистрации административного ответчика возлагается на административного истца, и таковых в материалы дела не представлено не представлено, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора.
Возможная ошибка, допущенная органом миграционного учета в указании адреса места регистрации Абашевой С.В. (номера дома), не освобождает административного истца от выполнения обязанности по соблюдению досудебного порядка урегулирования спора, учитывая, что у налогового органа имелась возможность установить ее действительный адрес регистрации по месту жительства, в том числе после того, как на данное обстоятельство обратил внимание мировой судья в определении от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ИФНС по <адрес> подлежит оставлению без рассмотрения в связи с тем, что налоговым органом не соблюден досудебный порядок урегулирования настоящего спора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 196, 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ 15-░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ : ░.░. ░░░░░░░░░░░░