Решение по делу № 33-1638/2021 от 23.04.2021

Судья Михеева С.А.

№ 33-1638/2021

10RS0014-01-2021-000027-76

№ 2-89/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2021 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Королевой С.В.,

судей Касянчук Е.С., Евтушенко Д.А.

при ведении протокола помощником судьи Григорьевым К.Е., секретарем Полат И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Боровлева В. И. на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 01 марта 2021 года по иску Министерства обороны Российской Федерации к Боровлеву В. И., Боровлевой А. В., Боровлеву А. В., Иванцовой М. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Иванцовой П. М., о прекращении права пользования жилым помещением, выселении.

Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иск предъявлен по тем основаниям, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: (.....). Данное жилье отнесено к специализированному жилищному фонду и состоит на балансе ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений». Поскольку служебные отношения между Боровлевым В.И. и Министерством обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) прекращены, однако, до настоящего времени жилье им и членами его семьи не освобождено, истец просил в судебном порядке прекратить право пользования Боровлевым В.И., Боровлевой А.В., Боролевым А.В., Иванцовой М.В., Иванцовой П.М. жилым помещением по адресу: (.....) и выселить ответчиков из него без предоставления другого жилого помещения.

Решением суда иск удовлетворен.

С таким решением суда не согласен ответчик Боровлев В.И., в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе истцу в иске. В обоснование жалобы указывает, что до 2007 года являлся военнослужащим, после увольнения с военной службы до 2017 года продолжал работу в войсковой части по гражданской специальности. Жилым помещением для постоянного проживания при увольнении с военной службы он обеспечен не был, финансовую помощь на строительство жилья от Минобороны России не получал. В настоящее время состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилья. Настаивает на том, что при разрешении требований Минобороны России подлежат применению положения ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон). Считает необоснованным отклонение судом заявленного им ходатайства об отложении судебного разбирательства в целях предоставления доказательств, подтверждающих его право проживать в занимаемой квартире.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчика Боровлева В.И. прокурор Пряжинского района, полагая приведенные в ней доводы несостоятельными, просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Боровлев В.И. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержал.

Прокурор Сафарян А.С. полагала апелляционную жалобу ответчика подлежащей удовлетворению, просила решение суда отменить, в иске Минобороны России отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела.

Заслушав объяснения ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Минобороны России исходя из пп. 71 п. 7 утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 Положения, регулирующего его правовой статус, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил.

Как следует из ч.ч. 1, 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем, среди прочего, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

На основании ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

В силу ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

На основании ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.

Материалами дела подтверждается, что жилое помещение по адресу: (.....), является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (приказ от 30.12.2016 ). Решением исполнительного комитета Пряжинского районного Совета народных депутатов от 14.02.1989 по ходатайству войсковой части «Площадка» квартира отнесена к категории служебных (л.д. 16). Этим же решением по аналогичным основаниям к категории служебных отнесена и квартира в данном доме.

Квартира в доме (.....) была предоставлена Боровлеву В.И. и его семье 14.03.2001 для проживания на период прохождения им военной службы. В июне 2004 года решением жилищной комиссии войсковой части ответчику разрешен обмен квартиры на расположенную в этом же доме квартиру , также служебную. С 21.03.2005 Боровлев В.И. совместно с супругой Боровлевой А.В., детьми Боровлевым А.В., Иванцовой (до заключения брака – Боровлевой) М.В., позднее внучкой Иванцовой П.М. зарегистрированы в данной квартире.

Ответчик проходил военную службу по контракту в войсковой части с 27.05.1993. Приказом командира войсковой части от 30.11.2007 заместитель командира взвода связи станционно-эксплуатационной роты Боровлев В.И. уволен с военной службы в запас с 30.11.2007 на основании пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Общая продолжительность военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации составила 16 лет 03 месяца 10 дней, выслуга в льготном исчислении - 23 года 03 месяца. На дату увольнения военнослужащий обеспечен только служебным жилым помещением (лист беседы с увольняемым военнослужащим от 18.09.2007).

Признавая исковые требования Минобороны России обоснованными, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчику и его семье после принятия Жилищного кодекса РФ на время службы, по окончании которой должно быть освобождено, а предусмотренных ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ оснований, являющихся препятствием к выселению семьи Боровлевых, не имеется.

Между тем, с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение или строительство в порядке и на условиях, установленных данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.

Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности в силу п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее по тексту - Правила).

В соответствии с положениями пп. «а» п. 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении.

Согласно пп. «ж» п. 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.

Положениями ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ определены категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ст. 13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Статьей 94 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что офицеры, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР и приравненные к ним лица, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежат выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с Вооруженными Силами.

Категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, предусмотрены ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, к ним относятся и семьи военнослужащих.

Исходя из изложенного и учитывая проживание Боровлева В.И. и членов его семьи в служебном жилом помещении, предоставленном ему в связи с прохождением военной службы до введения в действие Жилищного кодекса РФ, необеспечение жилым помещением после увольнения, нуждаемость в жилом помещении и право состоять на соответствующем учете как на даты введения в действие Жилищного кодекса РФ и увольнения с военной службы, так и в настоящее время, что подтверждается сведениями регистрирующих органов об отсутствии у ответчика и членов его семьи иного жилья, а также сведениями о постановке на соответствующий учет (т. 1, л.д. 177), судебная коллегия полагает, что оснований для выселения семьи Боровлевых из занимаемой квартиры с прекращением права пользования ими жилым помещением у суда первой инстанции не имелось.

Следовательно, принятое судебное постановление на основании п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе истцу в иске.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 01 марта 2021 года по настоящему делу отменить.

Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Министерства обороны Российской Федерации к Боровлеву В. И., Боровлевой А. В., Боровлеву А. В., Иванцовой М. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Иванцовой П. М., о прекращении права пользования жилым помещением, выселении.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-1638/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Пряжинского района
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Боровлев Владимир Иванович
Боровлев Александр Владимирович
Иванцова Марина Владимировна
Боровлева Анжелика Владимировна
Информация скрыта
Другие
Полевой Леонид Олегович
Орган опеки и попечительства Администрации Пряжинского национального муниципального района
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Касянчук Елена Станиславовна
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
23.04.2021Передача дела судье
27.05.2021Судебное заседание
10.06.2021Судебное заседание
21.06.2021Судебное заседание
06.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2021Передано в экспедицию
21.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее