14RS0023-01-2022-000690-48
Дело № 2-65/2023 (2-506/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Олекминск 22 февраля 2023 года
Олекминский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Чемпосовой У.Д.
при секретаре судебного заседания Дордосовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фроловой Т. М. и Фролова И. А. к администрации муниципального образования «Город Олекминск» Олекминского района Республики Саха (Якутия) о предоставлении жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу,
у с т а н о в и л :
Представитель истцов Фроловой Т.М. и Фрролова И.А. по доверенности Сафронов И.Н. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Олекминск» Олекминского района Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – администрация МО «Город Олекминск») о возложении обязанности предоставить им взамен аварийного и подлежащего сносу жилья: квартиры № по <адрес> другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям города Олекминска Республики Саха (Якутия) в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
На судебное заседание стороны, надлежаще извещенные о месте, дате и времени рассмотрения дела, не явились, не просили отложить судебное разбирательство дела. В своем заявлении истцы Фроловы и их представитель по доверенности Сафронов И.Н. просят рассмотреть дело в их отсутствие. Кроме того Фролов И.А. указал, что он ухаживает за больной матерью, та не может ни ходить, ни писать. Также у них должны состояться похороны брата. Исковые требования поддерживают полностью, просят их удовлетворить.
В исковом заявлении истцы указали, они на основании договора социального найма № от 24.10.2017 года являются нанимателями квартиры № по <адрес>. Согласно акту обследования и заключению от 20.05.2012 года их дом признан аварийным и подлежащим сносу и включен в республиканскую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». В нарушение конституционного права на жилище, гарантированного ст.40 Конституции РФ, истцам не предоставлено другое жилое помещение по договору социального найма. Из–за угрозы здоровья и жизни в результате проживания в аварийном доме, временно проживают <адрес> Поэтому просит обязать администрацию МО «Город Олекминск» предоставить им как нанимателям другое жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 32 кв.м., соответствующее требованиям санитарно–эпидемиологического законодательства и благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «Город Олекминск», взамен аварийного и подлежащего сносу по <адрес> в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
Ответчик – администрация МО «Город Олекминск», надлежаще уведомленный о месте, дате и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не направил своего представителя, не просил отложить судебное заседание. Представитель ответчика по доверенности Пшенникова П.В. в своем заявлении в связи с занятостью на работе просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. С исковыми требованиями истца согласны в полном объеме, при этом просит удовлетворить исковые требования Фроловых.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Минстрой, ГКУ ДЖС, администрация МР «Олекминский район», надлежаще уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не направили своих представителей, не просили отложить судебное разбирательство дела. В своем заявлении глава администрации МР «Олекминский район» Харбин Н.Н. просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Представитель ГКУ ДЖС по доверенности Васильева Т.В. в своем заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, признав причину неявки на судебное заседание истцов, представителя истцов, представителей администрации МР «Олекминский район» и ГКУ ДЖС - уважительной, представителя Минстроя – неуважительной, явку на судебное заседание всех указанных лиц – необязательной.
В отзыве на исковое заявление представитель третьего лица – ГКУ ДЖС, по доверенности Васильева Т.В. с иском Фроловых не согласна, просит отказать в иске. Указала, что в соответствии с п.3 ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ. В соответствии с республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» (далее по тексту - Программа), участники Программы распределяют, оформляют жилые помещения гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда. Аварийное жилое помещение, расположенное по <адрес> включено в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». Дом был признан аварийным в 2012 г. Программой определены этапы реализации плана мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, планируемая дата окончания переселения — 31.12.2023 г. Договор социального найма оформлен 24 октября 2017 года, т.е. после признания дома авариным, что не соответствует нормам законодательства РФ. Суд не полномочен возлагать на орган государственной власти, орган местного самоуправления обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта, и в рассматриваемом случае своим решение подменять установленную законом процедуру, а также не вправе предрешать, какое решение должно быть принято органом местного самоуправления при реализации его полномочий. Потому просит отказать в удовлетворении исковых требований Фроловых к администрации МО «Город Олекминск» о предоставлении жилого помещения взамен аварийного.
Изучив все представленные доказательства, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит установленным следующее.
Истец Фролова Т.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирована с 11 апреля 2016 года в квартире № по <адрес> (паспорт серии №, выданный 1 апреля 2014 года ТП УФМС России по РС (Я) в Олекминском районе).
Истец Фролов И.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирован с 11 апреля 2016 года в квартире № по <адрес> (паспорт серии №, выданный 14 февраля 2011 года ТП УФМС России по РС (Я) в Олекминском районе).
В материалах дела представлен договор социального найма жилого помещения № от 24 октября 2017, из которого видно, что Фролова Т.М. с членом семьи - сыном М. являются нанимателями однокомнатной квартиры №, общей площадью 32 кв.м., расположенной по <адрес>
Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что истец Фролова Т.М. совместно с членом семьи – сыном Фроловым И.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 24 октября 2017 года являются нанимателями однокомнатной квартиры № по <адрес>
Из акта обследования помещения межведомственной комиссией №23 от 20 мая 2012 года видно, что общий износ дома №, расположенного по <адрес>, составляет 75%. Дом из бруса, 1-этажный, 3-квартирый. Деревянные лежки, окладные венцы, балки цокольного перекрытия поражены гнилью. Штукатурка отпадает, выпучивается. Стены промерзают, деформированы. Шиферная кровля имеет трещины, сколы, есть обрушения, протекает по всей площади крыши, полы промерзают, поражены грибком, в перекрытиях имеют прогибы и просадки. Дверные и оконные заполнения ветхие, деформировались, местами повреждены гнилью, обвязка полотен повреждена. Потолок протекает, были случаи обрушения. Здание дало неравномерную осадку.
20 мая 2012 года по заключению межведомственной комиссии №23 дом № по <адрес> в связи с общим износом в процессе эксплуатации, снижением уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания здания, экономической нецелесообразности устранения имеющихся дефектов, признан аварийным и подлежащим сносу. Тем самым существует угроза обрушения здания жилого многоквартирного дома или его части, что может повлечь угрозу жизни и здоровью истцов. Из искового заявления следует, что истцы временно проживают по <адрес> Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что проживание истцов в указанной квартире в доме, признанном аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу, представляет угрозу для их жизни и здоровья.
Акт обследования межведомственной комиссии №23 от 20 мая 2012 года принят администрацией МО «Город Олекминск». Стороны не оспорили обоснованность представленного акта обследования. Поэтому суд приходит к выводу, что дом №5 по улице Набережная города Олекминска является аварийным, подлежащим сносу. Указанный дом вошел в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.85 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если, кроме другого: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ).
В силу требований ст.86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В силу требований положения п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан. При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ не предусмотрено. Положения указанной статьи не ставят право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, то есть без указания срока предоставления жилого помещения. Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч.2 ст.15 ЖК РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что дом № расположенный по <адрес>, в установленном порядке признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу, вошел в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». Между тем, положения п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан. При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ не предусмотрено. Положения указанной статьи не ставят право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, т.е. без указания срока предоставления жилого помещения. Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе возложить на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч.2 ст.15 ЖК РФ). Суд также не может согласиться с доводами представителя заинтересованной стороны ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» Васильевой Т.В., что суд в данном случае своим решением не может подменять установленную законом процедуру и не вправе предрешать, какое решение должно быть принято органом местного самоуправления при реализации его полномочий, как не основанные на законе.
При таких обстоятельствах исковое заявление Фроловой Т.М. и Фролова И.А. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного и подлежащего сносу подлежит безусловному удовлетворению. Следовательно, на ответчика необходимо возложить обязанность предоставить Фроловым Т.М. и И.А. другое жилое помещение по договору социального найма в пределах города Олекминска общей площадью не менее 32 м2, соответствующее требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и благоустроенное применительно к муниципальному образованию «Город Олекминск» в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Фроловой Т. М. и Фролова И. А. к администрации муниципального образования «Город Олекминск» Олекминского района Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Город Олекминск» Олекминского района Республики Саха (Якутия) предоставить Фроловой Т. М. и Фролову И. А. взамен аварийного, подлежащего сносу жилья другое жилое помещение по договору социального найма в пределах города Олекминска, общей площадью не менее 32 кв.м., соответствующее требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и благоустроенное применительно к условиям города Олекминска в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в течение 1 (Одного) месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Олекминский районный суд Республики Саха (Якутия).
Судья: п./п.
Копия верна:
Судья Олекминского районного
суда Республики Саха (Якутия): У.Д. Чемпосова