УИД: 66RS0010-01-2023-001859-20
Дело № 2-2124/2023
Мотивированное решение составлено 16.11.2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09.11.2023 г. Нижний Тагил
Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Станевич А.В.,
при секретаре Шумихиной Н.К.,
с участием представителя истца Беренштейна И.В., представителей ответчика Слесаревой Н.Н., представителя третьего лица ОГИБДД МУ МВД России " Нижнетагильское" – Усачева А.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила к ООО "Техноком" о возложении обязанности по организации в автобусах систем оповещения пассажиров,
установил:
прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Техноком" о возложении обязанности по организации в автобусах систем оповещения пассажиров в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что истцом при реализации функций надзора за исполнением требований законодательства о защите прав инвалидов выявлены нарушения в деятельности ООО «Техноком», выразившиеся в отсутствии в транспортных средствах, на которых осуществляется перевозка пассажиров, системы оповещения пассажиров из числа инвалидов об остановке транспортного средства в остановочных пунктах маршрутов регулярных перевозок для посадки и высадки пассажиров посредством звукового и визуального информирования. По факту выявленного правонарушения в адрес директора ООО «Техноком» 25.04.2023 вынесено представление. Ответчиком представление рассмотрено и удовлетворено частично, принято решение возложить на водителей обязанность объявлять об остановках устно. Полагая, что ответчиком продолжается нарушение законодательства о защите прав инвалидов, истец обратился в суд с указанным иском.
Представитель истца Беренштейн И.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске. Полагал, что оснований для увеличения срока для устранения нарушения не имеется.
Представитель ответчика Слесарева Н.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, просила учесть положение ответчика и установить срок для устранения нарушений в течение 12 месяцев.
Представитель третьего лица ОГИБДД МУ МВД России " Нижнетагильское" – Усачев А.В. в судебном заседании полагал, что исковые требования должны быть удовлетворены, срок для устранения нарушений является разумным. Также пояснил, что установка системы оповещения пассажиров из числа инвалидов об остановке транспортного средства в остановочных пунктах маршрутов регулярных перевозок для посадки и высадки пассажиров посредством звукового и визуального информирования не подлежит обязательной регистрации.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, закреплено и в п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1).
Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В статье 2 Закона № 181-ФЗ установлено, что социальная защита инвалидов есть система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В силу ст. 9 Федерального закона № 181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 15 № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи, и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
На основании ч. 6 ст. 15 № 181-ФЗ предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В силу пп. 7 п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи", утвержденного Приказом Минтранса России от 20.09.2021 № 321 организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа (далее - регулярные перевозки) в городском, пригородном и междугородном сообщении, обеспечивают оповещение пассажиров из числа инвалидов об остановке транспортного средства в остановочных пунктах маршрутов регулярных перевозок для посадки и высадки пассажиров посредством звукового и визуального информирования.
Как установлено истцом при проведении проверки, в ООО «Техноком» имеется 118 автобусов, предназначенных для перевозки пассажиров, на которых отсутствует система оповещения пассажиров из числа инвалидов об остановке транспортного средства в остановочных пунктах маршрутов регулярных перевозок для посадки и высадки пассажиров посредством звукового и визуального информирования.
На момент рассмотрения дела такая система ответчиком не установлена.
В соответствии с вышеуказанными нормами подлежат устранению выявленные нарушения законодательства о защите прав инвалидов.
Выявленные истцом нарушения приводят к нарушению прав инвалидов, что подтверждается также заявлением Казенковой Г.Р., послужившим основанием для проведения проверки, в связи с чем исковые требования суд полагает законными и обоснованными, а срок для устранения нарушений – не позднее 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу – разумным и обоснованным.
Оснований для установления срока для устранения выявленных нарушений в течение 12 месяцев у суда не имеется, поскольку нарушения требований впервые выявлены в апреле 2023 года, однако до настоящего времени ответчиком не устранены.
Кроме того, ответчик указал, что в муниципальном контракте, который заключен им в 2021 году, также имеются условия о необходимости оснащения транспортных средств, используемых для перевозки общественным транспортом, системы оповещения пассажиров из числа инвалидов об остановке транспортного средства в остановочных пунктах маршрутов регулярных перевозок для посадки и высадки пассажиров посредством звукового и визуального информирования.
Учитывая социальную значимость спора, использование для передвижения общественного транспорта неограниченным количеством лиц, в том числе и инвалидами, суд полагает необходимым установить срок, который заявлен истцом в исковых требованиях.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить.
Возложить на ООО "Техноком" обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу установить в транспортных средствах, на которых осуществляется перевозка общественным транспортом, систему оповещения пассажиров из числа инвалидов об остановке транспортного средства в остановочных пунктах маршрутов регулярных перевозок для посадки и высадки пассажиров посредством звукового и визуального информирования.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.
Судья А.В. Станевич