Дело № 2-300/2022
УИД 19RS0007-01-2022-000521-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Боград Боградского района Республики Хакасия 13 октября 2022 года
Боградский районный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Асеевой Ю.Н.,
при секретаре Галимулиной Л.В.,
с участием
представителя истца Байкаловой Е.А.,
ответчика Соловьевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эко стандарт» к Соловьевой Е.С. о взыскании задолженности за коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Эко стандарт» обратилось в суд с исковым заявлением к Соловьевой Е.С. о взыскании задолженности за коммунальные услуги, мотивируя тем, что 12 сентября 2018 года с ООО «Эко стандарт» было заключено концессионное соглашение (номер) в отношении объектов теплоснабжения в с. Боград МО Боградский сельсовета Боградского района Республики Хакасия для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей с использованием объекта соглашения. На основании указанного соглашения Соловьевой Е.С. были предоставлены услуги отопления в период с 01 октября 2018 года по 01 июля 2022 года. Должник не оплачивал за услуги отопления за данный период. Задолженность за оказанные услуги на 10 августа 2022 года составляет 140 307 рублей 12 копеек. Договор с жильцом не заключен. На сегодняшний день долг за коммунальные услуги не погашен. Долг за период с 01 октября 2018 года по 01 июля 2022 года составляет 193 393 рубля 67 копеек, из которых 140 307 рублей 12 копеек размер основной задолженности, 53 086 рублей 55 копеек сумма пени. Ответчик не однократно уведомлен о необходимости погашения задолженности во избежания ее взыскания в принудительном порядке. Претензия направлено в адрес ответчика заказным с письмом с уведомлением о вручении, которое получено. 29 июня 2022 года в мировому судьей судебного участка в границах Боградского района было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании суммы задолженности. 04 июля 2022 года мировым судьей был выдан судебный приказ, который был в дальнейшем отменен 11 июля 2022 года.
10 октября 2022 года от представителя истца поступило заявление об уменьшении исковых требований, просили взыскать с ответчика задолженность за коммунальные услуги в размере 140 307 рублей 12 копеек и уплаченную государственную пошлину в размере 5 068 рублей, в части исковых требований взыскания пени отказались.
13 октября 2022 года от представителя истца поступило заявление об уменьшении исковых требований, просили взыскать с ответчика задолженность за коммунальные услуги в размере 108 222 рублей 76 копеек и уплаченную государственную пошлину в размере 3 365 рублей, в части исковых требований взыскания пени отказались.
В отзыве на исковое заявление ответчик Соловьева Е.С. указывает, с исковым заявлением она не согласна. Как следует из искового заявления, истец, якобы, предоставлял ей жилищно-коммунальные услуги в виде отопления и горячего водоснабжения в период времени с 01 октября 2018 года по 01 июля 2022 года (не смотря на то, что многоквартирный дом официально не имеет подключения к системе горячего водоснабжения). Вместе с тем, учитывая содержание единственной претензии ООО «Эко Стандарт» от 19 января 2022 года, начисление платы истцом производилось ей с 20 сентября 2021 года на основании п. 15 ст. 14 Федерального закона № 190 «О запрете перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии» (цитата из претензии, поскольку такого нормативного акта не существует) (копия прилагается), то есть в связи с тем, что отсутствие в ее квартире фактического подсоединения к центральной системе отопления и наличие в квартире индивидуальных источников тепла с 31 декабря 2012 года запрещены законодателем. При этом за период с 2018 года по сегодняшний день в приходящих на квартиру счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг сведения о начислении платы ООО «Эко Стандарт» за отопление общедомовых нужд и отопления ее квартиры отсутствовали (прилагаются счета за декабрь 2019 года, февраль 2020 года, май-август 2021 года, май 2022 года).
Таким образом, о начислении платы за отопление ее квартиры истцом, равно как и о ежемесячном размере платы на общедомовые нужды и личные нужды квартиры, по дату получения иска ей не было известно, в связи с чем она добросовестно полагала, что истец рассмотрел доводы ответа на претензию от 19 января 2022 года об аннулировании начисления платы с 20 сентября 2021 года ввиду отсутствия поставленных услуг и необоснованности применения обратной силы п. 15 ст. 14 Федерального закона № 190 «О теплоснабжении», поскольку норма закона начала свое действия с 31 декабря 2012 года, а индивидуальное отопление в ее квартире было установлено в ноябре 2007 года с разрешения руководителя действующего в тот период времени МУП Боградский «Коммунальник» (ответ-обращение было направлено по указанному в претензии адресу в г. Шарыпово, почтовый идентификатор 65534068008380 от 01 февраля 2022 года, получено директором ООО «Эко Стандарт» 08 февраля 2022 года, распечатка с сайта «Почта России», копия претензии и ответа на нее, подтверждение отправки заказным письмом прилагаются).
В соответствии с ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 307.
В силу п. 44 Правил, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
В соответствии с данными требованиями запрещено использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, перечень которых определен в указанных Правилах. В данный перечень включены источники тепловой энергии, работающие на природном газе.
Следовательно, население (граждане) чьи жилые дома (помещения), подключены к централизованной системе отопления имеют право осуществить переустройство своих помещений и использовать альтернативные источники отопления только лишь по согласованию с органами местного самоуправления, как это предусмотрено ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Индивидуальные источники тепла в квартире в МКД являются в силу закона на сегодняшний день переустройством квартиры и требуют согласования с органом местного самоуправления в силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ.
Принадлежащая ей квартира по (адрес) приобретена ею в 2005 году в условиях уже отсутствующего присоединения к центральной системе отопления дома (система была закольцована на втором этаже дома, в ее квартиру на третий этаж транзитные трубы были обрезаны), отсутствия батарей в квартире и технической возможности присоединиться к системе.
В связи, с чем до 2007 года квартира отапливалась каминами. В ноябре 2007 года она обратилась в Боградский сельский совет с вопросом подключения или разрешения на индивидуальное электроотопление (письменного обращения не сохранилось, ответа глава ОМСУ не выдавал), глава который направил ее с этим вопросом непосредственно в ресурсоснабжающую организацию - МУП Боградский «Коммунальник». Директор МУП Боградский «Коммунальник» Зеленский В.Н. разрешил не присоединяться к системе центрального теплоснабжения в виде резолюции на заявлении (копия прилагается).
После чего непосредственно Зеленским В.Н. с участием работников МУП Боградский «Коммунальник» была произведена индивидуальная внутренняя система отопления от электрического котла с насосом, таким образом ресурсоснабжающая организация проконтролировала не нарушение мной действующей в доме системы центрального отопления и стояков.
Мера по индивидуальному способу отопления квартиры была вынужденной.
В последующем ежегодно ресурсоснабжающая организация осуществляла проверки отсутствия присоединения квартиры к системе центрального водоснабжения и отопления и составляла соответствующие акты, в которых она расписывалась. В том числе такие проверки были осуществлены и ООО «Эко стандарт» в лице Райкова А.Н. (даже со съемкой видео).
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства, Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее-Правила), предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Содержание п. 6 Правил следует рассматривать во взаимосвязи с подпунктом «д» п. 2 и п. 5 Правил, из которых следует, что приборы отопления в жилом помещении собственника, не относятся к общему имуществу собственников в многоквартирном доме, поскольку, находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления, (радиаторы), расположены на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления и обслуживают только одну квартиру.
В ст. 8 ЖК РФ, предусмотрено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом.
При этом, ч. 1 ст. 546 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Данная законодательная норма в равной степени относится и для договора теплоснабжения.
Федеральный закон от 07 февраля 1992 года № 2300-1-ФЭ «О защите прав потребителей», регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
В соответствии со ст. 32 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Частью 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, установлен правовой запрет, способствующий реализации права потребителя на свободный выбор товара. Закон запрещает связывать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Данный запрет призван ограничить свободу договора в пользу экономически слабой стороны - гражданина и направлен на реализацию принципа равенства сторон. При этом указанный запрет является императивным, поскольку не сопровождается оговоркой «если иное не предусмотрено договором».
Из анализа приведенной нормы следует, что гражданин (потребитель) самостоятельно выбирает ту или иную услугу, которую, он пожелает, чтобы ему оказывали.
Таким образом, переход граждан на альтернативные источники отопления, не запрещенные законом, не влечет за собой нарушения действующего законодательства, поскольку граждане, использующие энергию для бытового потребления, вправе использовать энергию в необходимом им количестве и орган местного самоуправления не вправе ограничить граждан в их желании перейти на альтернативные источники отопления.
В связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» был установлен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, при наличии подключения дома к централизованному теплоснабжению.
Эта норма получила развитие в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354. Пунктом 40 Правил было установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в МКД.
Ей как собственнику квартиры истцом не были предоставлены жилищно-коммунальные услуги по отоплению в виде подачи по внутриквартирной системе электроотопления тепловой энергии в нарушение подпункта «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, п.15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункта «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пунктов 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Оплата потребителем энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 и пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственником или пользователем конкретного помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, фактически определяется исходя из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящегося на данное помещение (т.е. тепловой энергии, используемой для отопления непосредственно этого помещения), и приходящейся на соответствующее помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на конкретное (i-e) помещение (жилое или нежилое) в данном многоквартирный дом не предусмотрено наличие в конкретном (i-м) жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство указанного жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации (абзац одиннадцатый пункта 36 приложения № 2 к Правилам).
В то же время предусмотренный названными правовыми нормами порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению учитывает и возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых либо нежилых помещений, в которых с соблюдением предусмотренных законом требований к переустройству установлен индивидуальный источник тепловой энергии, в связи с чем тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для отопления данных помещений не расходуется. В силу этого подлежащая внесению собственниками и пользователями таких помещений (жилых или нежилых) плата за коммунальную услугу по отоплению фактически исчисляется лишь исходя из приходящейся на данное помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (Постановление КС РФ от 27 апреля 2021 года № 16-П).
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по 19 себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление КС РФ от 20 декабря 2018 года № 46-П).
В силу ряда причин (природно-климатические особенности местности, где расположены многоквартирные дома, низкая энергетическая эффективность и не отвечающее установленным требованиям техническое состояние систем отопления таких домов, ненадлежащее качество коммунальной услуги по отоплению в рамках централизованного теплоснабжения и т.д.) переход собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, как правило, является вынужденной мерой, позволяющей обеспечить в жилом помещении соответствующий нормативным требованиям температурный режим и тем самым - надлежащую реализацию указанными лицами конституционного 26 права на жилище (статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации). Исходя из этого реализация права на жилище, достойный уровень жизни перешедших на автономное отопление собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах фактически обеспечиваются за счет их личных имущественных вложений и регулярных трат на поддержание надлежащего технического состояния производящего тепловую энергию индивидуального отопительного оборудования, а так же не приобретении необходимого энергетического ресурса (Постановление КС РФ от 27 апреля 2021 года № 16-П).
Если истец производил подачу теплоэнергии но центральной системе отопления дома на общедомовые нужды дома я согласна их оплатить в силу положений ст.210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 и ч.1 ст.39 ЖК РФ, однако мне не известен их объем и стоимость в пределах срока исковой давности. Равно как и отсутствуют такие сведения в приложенному к иску расчету задолженности.
В части начисления истцом пени за указанный в иске период считает требование также необоснованным, в том числе и по причине игнорирования моратория на начисление пени, установленного на период с 06 апреля 2020 года (даты опубликования закона) по 31 декабря 2020 года на основании Постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 424 - до 01 января 2021 года.
В дополнении к возражениям на исковое заявление, ответчик Соловьева Е.С., указывает, представленный истцом расчет задолженности невозможно проверить на правильность начисления с учетом общей площади квартиры за минусом лоджии, поскольку в расчете указана только сумма начисления и отсутствуют сведения о площади, по которой производилось это начисление.
В соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, при расчете размера платы за отопление учитывается общая площадь жилого помещения. Однако балконы, лоджии, веранды и террасы в общую площадь жилого помещения с 1 марта 2005 года в соответствии с ч. 5 ст. 15 ЖК РФ не входят.
Исходя из Постановления Правительства РФ за № 354, если в квартире отсутствует счетчик тепла, то размер оплаты рассчитывается по следующей формуле: берется общая площадь квартиры и умножается на две цифры, одна из которых тариф, вторая - нормативный объем потребления.
Она не может удостовериться в правильности произведенных начислений поскольку за весь указанный истцом период ни разу в ее адрес не пришла платежная квитанция и данные о каком-либо размере задолженности отсутствовали в единственной претензии от января 2022 года.
Плата за коммунальную услугу производится ежемесячно на основании платежных документов.
Как пояснила представитель истца в судебном заседании, никаких платежных документов истцом в ее адрес не направлялось, а претензия была ею изготовлена для суда в день подачи иска 15 августа 2022 года и отличается по тексту от претензии, полученной мной заказным письмом в январе 2022 года.
Кроме того, на потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде. Это говорит о том, что в любом случае квитанции должны отправляться собственникам на бумажном виде и могут дублироваться по электронной почте.
Исполнитель коммунальной услуги обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности начисления платы за коммунальные услуги и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Предполагает, что истцом произведен расчет платы с учетом общей площади квартиры, в которую включена согласно выписки из ЕГРН и лоджия, площадь которой составляет 3,2 кв.м..
Просит применить исковую давность.
Истец впервые сообщил, что им производится начисление платы за отопление ее квартиры с 20 сентября 2021 года, заказным письмом в январе 2022 года.
Представитель истца Байкалова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Соловьева Е.С. исковые требования не признала, просила применить исковую давность.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
На основании ч. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 1.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
В силу п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
По смыслу положений Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома, тогда как внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. и изменения порядка распределения расходов для потребителей возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно п. 9.1. ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Как установлено судом, Соловьева Е.С. является собственником квартиры, расположенной по (адрес), что так же подтверждено выпиской из ЕГРН (л.д. 30-31) и не оспаривается ответчиком.
12 сентября 2018 года между МО Боградский сельсовет и ООО «Эко стандарт» и Республики Хакасия заключено консенсуальное соглашение (номер) (л.д. 5-7). Согласно п. 1.1. соглашения, концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим соглашением: обеспечить проектирование, создание и ввод в эксплуатацию, недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения (далее - объекты имущества в составе объекта соглашения), состав и описание которого приведены в разделе 2 настоящего соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту (далее - объект соглашения); осуществлять теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Постановлением администрации Боградского сельсовета № 131 от 03 октября 2018 года «О внесении изменений в постановление администрации Боградского сельсовета от 27 сентября 2018 года № 129 № «О передаче муниципального имущества» ООО «Эко стандарт» к исполнению обязанностей по производству и бесперебойной подачи теплоснабжения с. Боград с 01 октября 2018 года (л.д. 8).
Приказом Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия № 90-к от 18 декабря 2020 года установлены тарифы по предоставлению услуг теплоснабжения и водоснабжения (л.д. 9-11).
19 января 2022 года в адрес Соловьевой Е.С. была направлена претензия с просьбой погасить, образовавшуюся задолженность по коммунальным услугам (л.д. 22), 25 января 2022 года ответчик получил указанную претензию (л.д. 23).
Согласно расчету истца, с 01 октября 2018 года по 01 июля 2022 года с Соловьевой Е.С. подлежит взысканию задолженность за отопление в размере 140 307 рублей 12 копеек (л.д. 12-13), расчет пени за период с 13 ноября 2018 года по 10 августа 2022 года в размере 53 086 рублей 55 копеек (л.д. 14-19).
Ответчиком Соловьевой Е.С. заявлено об истечении срока исковой давности.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
На основании вышеуказанных правовых норм и разъяснений Верховного Суда РФ, при исчислении сроков исковой давности по требованиям о взыскании просроченной задолженности по кредитному обязательству, предусматривающему исполнение в виде периодических платежей, подлежит применению общий срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ), который следует исчислять отдельно по каждому платежу со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
11 июля 2022 года определением мирового судьи судебного участка в границах Боградского района судебный приказ от 04 июля 2022 года отменен о взыскании с Соловьевой Е.С. в пользу ООО «Эко стандарт» задолженность по коммунальным услугам за период с 01 октября 2018 года по 01 июня 2022 года в размере 188 735 рублей 23 копеек (л.д. 24).
Таким образом, трехгодичный срок давности необходимо исчислять с 04 июля 2022 года, с момента обращения истца с заявление о выдаче судебного приказа, то есть с 04 июля 2019 года.
Представленные ответчиком Соловьевой Е.С. счета за жилищные услуги за декабрь 2019 года (л.д. 46), за февраль 2020 года (л.д. 47), за мая 2021 года (л.д. 48), за июнь 2021года (л.д. 49), за июль 2021 года (л.д. 50), за августа 2021 года (л.д. 51), за май 2022 года (л.д. 52), копия заявления адресованное директору МУП Боградский «Коммунальник» Зеленскому В.Н. от 11 ноября 2007 года (л.д. 53), суд во внимание не принимает, поскольку они не являются доказательством правомерного отключения истца в многоквартирном доме от централизованной системы отопления. Сам по себе демонтаж приборов отопления без получения на это согласия всех собственников многоквартирного жилого дома не свидетельствует о том, что тепловая энергия собственником квартиры не потреблялась, поскольку энергия передавалась в дом, где распределялась через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом, в том числе и квартиру, принадлежащую ответчику Соловьевой Е.С.. При этом действующее законодательство возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах обязанность по совокупной оплате отопления непосредственно в помещении, принадлежащем гражданину на праве собственности (находящемся в пользовании), и за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Суд, проверив расчет задолженности, произведенный истцом, считает, что он подлежит перерасчету и идентичен сумму указанный в заявлении об уменьшении исковых требований.
Сумму основного долга необходимо исчислять с сентября 2019 года с момента предоставления услуги отопления, что составляет согласно карточки расчета за период с 01 сентября 2018 года по 01 июля 2022 года в размере 108 222 рублей 76 копеек (расчета: 140 307,12 рублей (размер задолженности за весь период) - 32084,36 рублей (задолженность за сроком исковой давности)).
С учетом изложенного, суд находит требования истца ООО «Эко стандарт» о взыскании с ответчика Соловьевой Е.С. задолженности за коммунальные услуги подлежат удовлетворению с учетом уточнения, в размере 108 222 рубля 76 копеек, поскольку судом установлено, что ответчиком не оплачивались услуги за отопление и водоснабжение за указный период.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 5 068 рублей (л.д. 4).
Поскольку исковые требования истца удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 365 рублей.
Излишне уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 1703 рубля подлежит возврату истцу.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Эко стандарт» к Соловьевой Е.С. о взыскании задолженности за коммунальные услуги – удовлетворить.
Взыскать с Соловьевой Е.С., родившейся (дата), зарегистрированной по (адрес) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Эко стандарт» (ИНН 2459020661, КПП 245901001, ОГРН 11172468071016, юридический адрес: Красноярский край, г. Шарыпово, микрорайон 2, д. 7, кв. 92) задолженность за коммунальные услуги за период с 01 сентября 2019 года по 01 июля 2022 года в размере 108 222 (сто восемь тысяч двести двадцать два) рубля 76 копеек, уплаченную государственную пошлину в размере 3 365 (три тысячи триста шестьдесят пять) рублей, всего взыскать 111 587 (сто одиннадцать тысяч пятьсот восемьдесят семь) рублей 76 копеек.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Эко стандарт» (ИНН 2459020661, КПП 245901001, ОГРН 11172468071016, юридический адрес: Красноярский край, г. Шарыпово, микрорайон 2, д. 7, кв. 92) излишне уплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину в размере 1 703 (одна тысяча семьсот три) рубля.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Н. Асеева
Мотивированное решение изготовлено и подписано 18 октября 2022 года.
Председательствующий Ю.Н. Асеева