дело № 2-3742/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ<дата> г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Иськовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Баранчиковой Е. А., Баранчикова А. Я. об оспаривании отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Заявители обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Пушкинского муниципального района в постановке их семьи на учет в целях предоставления земельного участка и обязании поставить многодетную семью заявителей на учет в целях предоставления земельного участка.
В обоснование заявления указала, что их семья состоит из пяти человек, в том числе трех несовершеннолетних детей, и является многодетной. <дата> Баранчикова Е.А. обратилась в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о постановке ее семьи на учет в целях предоставления земельного участка. К заявлению приложила все необходимые документы. Решением комиссии от <дата> Баранчиковой Е.А. было отказано в постановке на учет на получение земельного участка. В обоснование отказано указано, что члены многодетной семьи Баранчикова Е.А. и Баранчиков А.Я. имеют место жительства на территории Московской области менее пяти лет. Указанный отказ, по мнению заявителей, является незаконным, поскольку в подтверждение факта постоянного проживания заявителей на территории Московской области более пяти лет Баранчиковой Е.А. были приложены копии свидетельств о рождении детей в <адрес>, а также выписка из домовой книги и справка о регистрации по месту жительства, в связи с чем заявители обратились с указанным заявлением в суд.
Заявители в судебном заседании заявление поддержали, просили его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации Пушкинского муниципального района по доверенности Благий Л.Н. в судебном заседании возражала удовлетворению заявления, поддержала решение комиссии.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, оценив показания свидетелей Зотова А.П. и Зотовой Н.П., изучив материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 25 ГПК РФ, Земельным кодексом РФ, Законом Московской области от <дата> N 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с подп. «г» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от <дата> № «О мерах социальной поддержке многодетных семей» правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга надлежит обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков.
В ходе рассмотрения дела по существу, судом установлены следующие имеющие значение для дела обстоятельства.
Из представленного в материалы дела свидетельства о браке (л.д. 54) следует, что Баранчиковы Е.А., А.Я. состоят в браке с <дата> года. Брак зарегистрирован Пушкинским управлением ГУ ЗАГС Московской области.
Семья заявителей является многодетной, что подтверждается представленными в материалы дела копиями удостоверений многодетных матери и отца, выданных заявителям <дата> (л.д. 60). На иждивении заявителей находятся трое детей: Баранчиков М.А., <дата> года рождения (л.д. 56), Баранчикова Э.А., <дата> года рождения (л.д. 57), Баранчиков Л.А., <дата> года рождения (л.д. 55). Из представленных в материалы дела свидетельств о рождении детей следует, что все дети заявителей родились в <адрес>. Семья заявителей зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 58-59). Из представленных в материалы дела документов, следует, что заявители имеют место жительства на территории <адрес> более 5 лет. Несовершеннолетние дети заявителя также имеют место жительства на территории <адрес>.
<дата> Баранчикова Е.А. обратилась в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области с заявлением о постановке ее семьи на учет с целью предоставления земельного участка (л.д. 49).
Решением комиссии при администрации Пушкинского муниципального района от <дата> № (л.д. 48) Баранчиковой Е.А. было отказано в постановке на учет на получение земельного участка, по тем основаниям, что члены многодетной семьи Баранчикова Е.А. и Баранчиков А.Я. имеют место жительства на территории Московской области менее пяти лет.
Абзацем 2 ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, имеющие трёх и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Случаи и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства определены Законом Московской области от <дата> № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» (далее - Закон Московской области от <дата> № 73/2011-ОЗ).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Московской области от <дата> № 73/2011-ОЗ земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учёте в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом. Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (ч. 2).
Частью 3 этой же статьи Закона Московской области от <дата> № 73/2011-ОЗ предусмотрено, что право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 данного Закона:
1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;
2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;
3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;
4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;
5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;
6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.
Частью 5 ст. 6 Закона Московской области от <дата> № 73/2011-ОЗ установлено, что основанием для отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом является несоответствие условиям, установленным в ч. 3 ст. 3 данного Закона, или предоставления недостоверных сведений.
Отказывая Баранчиковой Е.А. в удовлетворении заявления, комиссия исходила из того, что буквальное толкование п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона Московской области от <дата> № 73/2011-ОЗ следует вывод, что право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи при условии, что родители либо одинокая мать (отец), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области непрерывно в течение 5 лет, предшествовавших подаче заявления о постановке на учет. При этом проживание может иметь место по разным адресам, но все они - в пределах Московской области.
Данный вывод основан на неверном толковании норм Закона Московской области и не основан на документах, представленных заявителем при обращении в администрацию.
Норма п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона Московской области от <дата> № 73/2011-ОЗ указывает лишь необходимый срок проживания перечисленных в ней лиц на территории Московской области.
Согласно абз. 2 ст. 2 Закона РФ от <дата> № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства;
Место жительства в том понимании, как это установлено абз. 8 той же ст. 2 Закона РФ от <дата> № - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Комиссия не учла представленные заявителем свидетельство о заключении брака супругов, из которого следует, что брак зарегистрирован в <дата> Пушкинским ЗАГС, а также свидетельства о рождении детей заявителей, из которых следует, что дети заявителей рождены в <адрес>.
Кроме того, соответствующих сведений о проживании заявителей на территории Московской области Комиссия не истребовала.
Как указали заявители с 2006 года они проживают на территории <адрес>.
Факт проживания заявителей на территории Московской области более пяти лет был подтвержден также свидетелями Зотовыми А.П., Н.П., из показаний которых следует, что с семьей заявителей знакомы с <дата> года, с указанного времени и по настоящее время семья Баранчиковых Е.А., А.Я. проживает в <адрес>. Сначала семья заявителей проживала в <адрес> на съемных квартирах в <адрес>, и <адрес>, а затем переехала в <адрес>. Дети заявителей родились в <адрес>, брак заявители регистрировали тоже в <адрес>, а также работали в <адрес>.
Также факт проживания заявителей на территории Московской области подтверждается представленными заявителями сведениями с места их работы, из которых следует, что более пяти лет они осуществляет трудовую деятельность на территории <адрес> и <адрес>. Из справок Пушкинской детской поликлиники следует, что начиная с рождения дети заявителей состоят на чете в указанном детском медицинском учреждении.
Таким образом, заявителями представлены доказательства того, что фактически он и члены его семьи проживали на территории Московской области в течение более чем 5 лет перед подачей заявления в администрацию Пушкинского муниципального района.
Пунктами 4-6 ч. 3 ст. 3 Закона Московской области от <дата> № 73/2011-ОЗ предусмотрено, что основанием для постановки на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка является: 4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;
5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;
6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.
Из представленных в материалы дела уведомление и выписки из ЕГРП (л.д. 61-64, 66-70) следует, что за заявителями и членами их семьи права на объекты недвижимости, перечисленные в указанной выше норме права, не зарегистрированы.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что на момент обращения Баранчиковой Е.А. с заявлением о предоставлении ее семье земельного участка все условия, обозначенные в Законе Московской области от <дата> № «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», заявителями были соблюдены.
При таких обстоятельствах решение комиссии от <дата> об отказе Баранчиковой Е.А. в постановке ее многодетной семьи на учет в целях предоставления земельного участка является незаконным и подлежит отмене.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
Статьей 6 Закона Московской области от 01.06.2011г. № 73/2011-ОЗ установлено, что ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления.
Поскольку волеизъявление Баранчиковой Е.А. на предоставление ее многодетной семье земельного участка было определено подачей заявления от <дата> и данное право было нарушено, в силу ст. 258 ГПК РФ суд обязывает обязывает администрацию Пушкинского муниципального района поставить многодетную семью заявителей на учет в целях предоставления земельного участка с момента подачи Баранчиковой Е.А. заявления.
Настоящее решение подлежит направлению в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области для исполнения.
В силу ч. 3 ст. 258 ГПК РФ в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Баранчиковой Е. А., Баранчикова А. Я. об оспаривании отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии при администрации Пушкинского муниципального района по вопросам постановки на учет многодетных семей, проживающих на территории Пушкинского муниципального района, в целях предоставления земельных участков, от <дата> № об отказе в постановке многодетной семьи Баранчиковой Е. А. на учет в целях предоставления земельного участка.
Обязать администрацию Пушкинского муниципального района поставить на учет многодетную семью Баранчиковой Е. А. на учет в целях предоставления земельного участка с момента подачи Баранчиковой Е.А. заявления.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - <дата>.
Судья: