Дело № 2а-5046/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 26 августа 2021 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при секретаре Михайловой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к Малаховой Татьяне Вячеславовне о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени по транспортному налогу
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю в порядке ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ обратилось в суд с административным иском о взыскании с Малаховой Т.В. недоимки по транспортному налогу в размере 4480 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1708,18 рублей, мотивировав свои требования тем, что у административного ответчика имелась налоговая задолженность, в связи с чем, ему направлялось уведомление, на задолженность начислены пени, выставлено требование, судебный приказ от 16 октября 2020 года на взыскание задолженности по налогам с Малаховой Т.В. отменен, в связи с поступившими возражениями от должника.
Административный истец Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик Малахова Т.В. о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, участия в судебном заседании не принимал.
В соответствии со ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.
Исследовав материалы административного дела, материалы административного дела № 2а-31172/20, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность платить налоги - это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исходя из пункта 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В то же время статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающийся в поэтапном выполнении требований налогового законодательства: направлении налогоплательщику уведомления, а затем и требования об уплате недоимки, неисполнение которого обусловливает возможность обращения налогового органа в судебные органы.
Налоговым органом Малаховой Т.В. направлено налоговое уведомление №51585154 от 25 июля 2019 года, согласно которому произведен расчет транспортного налога за 2018 год за принадлежащее на праве собственности административному ответчику транспортное средство в размере 4480 рублей.
Малаховой Т.В. выставлено требование №70866 от 11 июля 2019 года, согласно которому за налогоплательщиком числится задолженность по пени по транспортному налогу за 2015-2018 годы в размере 1866,86 рублей, со сроком исполнения до 28 октября 2019 года, которое размещено в личном кабинете налогоплательщика.
Согласно требованию №94087 от 24 декабря 2019 года, за Малаховой Т.В. числится задолженность по транспортному налогу в размере 4480 рублей, пени по транспортному налогу в размере 20,09 рублей, со сроком исполнения до 27 января 2020 года, которое размещено в личном кабинете налогоплательщика.
Мировым судьей судебного участка № 10 Петропавловск-Камчатского судебного района 16 октября 2020 года вынесен судебный приказ по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петропавловску-Камчатскому о взыскании с Малаховой Т.В. недоимки по налогам и пени.
В связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа, 30 декабря 2020 года судебный приказ был отменен, в связи с чем, налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности.
Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю с данным административным исковым заявлением обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд 28 июня 2021 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В судебном заседании установлено, что налоговым органом заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени в отношении Малаховой Т.В. подлежало направлению мировому судье не позднее 27 июля 2020 года.
Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени в отношении Малаховой Т.В. направлено мировому судье 16 октября 2020 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
В силу закона налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности их пропуска.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 30.01.2020 N 20-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мацедонского Дмитрия Михайловича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 95, пунктом 3 части 3 статьи 123.4 и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя порядок принудительного взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, устанавливает шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом. При этом срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, выносимого по бесспорным требованиям, также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный срок может быть восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункты 1 - 3 статьи 48).
Как следует из постановления Конституционного Суда РФ от 02.07.2020 N 32-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.С. Машукова" недоимка может быть признана безнадежной к взысканию в том числе и в случаях, когда законная возможность принудительного взыскания налоговых платежей была утрачена при обстоятельствах, когда сам налоговый орган пропустил срок на предъявление соответствующих требований, главным образом в силу упущений при оформлении процессуальных документов и при обращении в суд с иском к налогоплательщику с отступлениями от правил судопроизводства. Упущения такого рода тем более могут быть решающим условием причинения вреда казне, если налоговый орган не просит восстановить пропущенный срок обращения в суд, притом что право на такое ходатайство предусмотрено налоговым законом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов и пени (статья 57 Конституции Российской Федерации), оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с Малаховой Т.В. задолженности по транспортному налогу в размере 4480 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1708,18 рублей, у суда не имеется. Административным истцом пропущен установленный налоговым законодательством срок обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административные исковые требования УФНС России по Камчатскому краю не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к Малаховой Татьяне Вячеславовне о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени по транспортному налогу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2021 года.
Судья