Решение по делу № 66а-698/2021 от 08.06.2021

УИД 25OS0000-01-2020-000109-12

№66а-698/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                          02 августа 2021 год

                    Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.,

судей Никитиной Г.Н., Захарова Е.И.,

при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-5/2021 по административному исковому заявлению Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства к Правительству Приморского края, министерству строительства Приморского края, муниципальному комитету Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края, администрации Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края в части,

по апелляционным жалобам министерства строительства Приморского края и Правительства Приморского края на решение Приморского краевого суда от 25 марта 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., объяснения представителей министерства строительства Приморского края Мазурова М.А. и       Правительства Приморского края Янковую А.Ю., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения представителя Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу Силина А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П., полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

17 июня 2014 года муниципальным комитетом Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края принято решение № 32 «Об утверждении генерального плана Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края».

Администрацией Приморского края 06 июня 2018 года издано постановление № 260-па «О внесении изменений в генеральный план Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края», опубликованное на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 07 июня 2018 года и в газете «Приморская газета» спецвыпуск, № 69(1563) от 13 июня 2018 года.

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановление администрации Приморского края от 06 июня 2018 года № 260-па «О внесении изменений в генеральный план Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края» в части включения в границы населенных пунктов, входящих в состав Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края (с. Многоудобное, п. Штыково), лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Многоудобненского участкового лесничества, Кучелиновского участкового лесничества Владивостокского лесничества Приморского края, общей площадью 76,37 га, а именно в части включения в границы п. Штыково участков земель лесного фонда общей площадью 19,55 га, в том числе: выделы 15-17, 19 (части) квартала 16, выдел 6 (часть) квартала 17, выделы 4, 5, 7, 8 (части) квартала 18, выделы 11, 13, 16, 17 (части) квартала 19, выдел 8 (часть) квартала 114 Кучелиновского участкового лесничества Владивостокского лесничества Приморского края; в части включения в границы с. Многоудобное участков земель лесного фонда общей площадью 56,82 га, в том числе: выделы 10, 18, 22, 24 (части) квартала 95, выделы 6, 8, 10, 15-17, 19 (части) квартала 96, выделы 15, 19, 21-23 (части) квартала 97, выдел 14 (часть) квартала 102, выдел 7 (часть) квартала 103, выделы 7, 8, 10, И (части) квартала 135, выделы 1, 2 (части) квартала 145, выделы 1-3 (части) квартала 146 Многоудобненского участкового лесничества Владивостокского лесничества Приморского края; выделы 1-3, 8, 11, 12, 14, 17, 18 (части), 20 (полностью) квартала 48, выделы 1, 5, 7 (части) квартала 66, выдел 1 (часть) квартала 67, выделы 1, 2, 4 (части) квартала 83 Кучелиновского участкового лесничества Владивостокского лесничества Приморского края.

Административные исковые требования мотивированы тем, что включение лесного участка в границы населенных пунктов произведено с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку проект внесения изменений в генеральный план Штыковского сельского поселения не был согласован с Рослесхозом. Кроме того, в нарушение статей 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» оспариваемым нормативным актом фактически изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов. Также в нарушение части 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган не обеспечил доступ в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования к проекту нормативного правового акта не менее чем затри месяца до его утверждения.

Решением Приморского краевого суда от 25 марта 2021 года административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворены, оспариваемые положения нормативного правового акта признаны недействующими с даты вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика министерства строительства Приморского края Мазуров М.А. просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, указывая, что судом изложена процедура согласования генерального плана, которая не предусмотрена действующим законодательством.

Относительно доводов апелляционной жалобы министерства строительства Приморского края представлены возражения Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, прокуратурой Приморского края.

Правительством Приморского края на решение суда подана апелляционная жалоба с указанием аналогичных доводов, относительно которой Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу поданы возражения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, его официального опубликования и введения его в действие и по этим основаниям не оспаривается.

Оспариваемым нормативным правовым актом внесены изменения в генеральный план Штыковского сельского поселения согласно государственному контракту от 17 октября 2016 года №2016-21, в соответствии с техническим заданием на выполнение работ по подготовке проектов изменений документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Приморского края, вошедших во Владивостокскую агломерацию; границы населенных пунктов с.Многоудобное, п. Штыково в Единый государственный реестр недвижимости внесены 25 июня 2018 года, 06 августа 2018 года.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Из материалов дела следует, что по поручению Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу ФГБУ «Рослесинфорг» проведены работы по графическому совмещению (картографическому наложению) материалов лесоустройства Владивостокского лесничества Приморского края на границы Штыковского сельского поселения, в результате которых установлено, что границы населенных пунктов, входящих в состав Штыковского сельского поселения, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеют наложение на границы Владивостокского лесничества Приморского края, а именно: п. Штыково - на части кварталов 16, 17, 18, 19, 114 Кучелиновского участкового лесничества (ориентировочная площадь наложения - 19,55 га); с. Многоудобное - на части кварталов 95, 96, 97, 102, 103, 135, 145, 146 Многоудобненского участкового лесничества (ориентировочная площадь наложения - 36,43 га), на части кварталов 48, 66, 67, 83 Кучелиновского участкового лесничества (ориентировочная площадь наложения - 20,40 га).

Данные лесные участки находятся в федеральной собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №99/2019/284602584 от 18 сентября 2019 года на земельный участок с кадастровым номером 25:24:000000:446, площадью 1 692 893 078 кв.м, категория земель - земли лесного фонда, местоположение земельного участка Приморский край, Шкотовский муниципальный район.

Заключению о пересечении (наложении) земельных участков с землями лесного фонда, подготовленному ФГБУ «Рослесинфорг», суд первой инстанции дал надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основания не согласиться с этой оценкой отсутствуют. Исследование проводилось на основании выписки из Государственного лесного реестра, картографических материалов, сведений о границах сельского поселения в системе координат МСК-25, материалов лесоустройства.

Также судом первой инстанции дана правильная оценка доводам апеллянтов на отсутствие пересечения границ населенных пунктов с границами земель лесного фонда, со ссылкой на земельный участок с кадастровым номером 25:24:000000:2570, который не является предметом настоящего спора.

Так, административный истец ссылается на земельный участок с кадастровым номером 25:24:000000:446, который поставлен на кадастровый учет ранее земельного участка с кадастровым номером 25:24:000000:2570, является большим по площади и охватывает Многоудобненское и Кучелиновское участковые лесничества, по выделам и кварталам которых установлено наложение границ. Пересечение земельного участка с кадастровым номером 25:24:000000:446 с территорией населенных пунктов подтверждается также материалами-схемами, представленными административным ответчиком. Само по себе наличие поставленного на кадастровый учет и исключенного из границ территорий населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 25:24:000000:2570 о законности оспоренного акта не свидетельствует, факт наложения границ населенных пунктов с землями лесного фонда не опровергает.

Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта Генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее также - Минэкономразвития России) от 21 июля 2016 года № 460 (далее - Порядок согласования).

Пунктом 2.1 Порядка согласования предусматривается направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2.9 Порядка согласования Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов, Госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.7 данного порядка.

На основании подпункта «в» пункта 2.7 Порядка согласования отраслевые федеральные органы, Госкорпорации осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ.

В соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О федеральном агентстве лесного хозяйства», Рослесхоз в пределах предоставленных законом полномочий осуществляет, в том числе, рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Таким образом, проект оспоренного нормативного правового акта в данном случае подлежал согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым является Рослесхоз, вывод суда первой инстанции о несоблюдении порядка согласования проекта генерального плана в части включения лесных участков в границы населенных пунктов поселения, является правильным.

Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается обеспечение доступа к проекту и материалам по его обоснованию в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Однако является необоснованным довод апеллянтов о том, что поскольку в установленный законом срок заключение на проект постановления не поступило, то он считается согласованным в силу положений части 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В данном случае утверждение несогласованного документа территориального планирования в отсутствие положительного заключения и одобрения уполномоченного федерального органа исполнительной власти является нарушением порядка его принятия.

Доводы административного ответчика о том, что границы населенных пунктов также определялись ранее принятым генеральным планом, который недействующим не признан, не свидетельствует о законности оспоренного нормативного правового акта, поскольку оспоренное постановление о внесении изменений в генеральный план является действующим, принято с учетом изменившихся границ населенных пунктов, содержит новое графическое изображение территории, в связи с чем может быть обжаловано отдельно в судебном порядке.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Приморского краевого суда от 25 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы министерства строительства Приморского края и Правительства Приморского края - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Приморский краевой суд.

Председательствующий О.Е. Красикова Председательствующий О.Е. Красикова
Судьи Г.Н. Никитина
Е.И. Захаров

Мотивированное апелляционное определение составлено 12 августа 2021 года.

66а-698/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент лесного хозяйства по ДВО
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Правительство Приморского края
Другие
Министерство строительства Приморского края
Администрация Штыковского сельского поселения
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Муниципальный комитет Штыковского сельского поселения Шкытовского МР
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края
Суд
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
5ap.sudrf.ru
08.06.2021Передача дела судье
08.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Судебное заседание
19.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2021Передано в экспедицию
02.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее