Судья Эсаулова Н.Н. Дело № 33-2642/2020
№ 2-301/2020 18 августа 2020 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Маркина В.А.,
судей Костицыной О.М., Шерстенниковой Е.Н.,
при секретаре Жёлтиковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове
18 августа 2020 г.
гражданское дело по иску Котельничского межрайонного прокурора Кировской области в интересах Сенниковой Галины Викторовны к министерству финансов Кировской области, Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Котельничская центральная районная больница» о взыскании затрат, понесенных медицинском работником на оплату коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе министерства финансов Кировской области на решение Котельничского районного суда Кировской области от 3 июня 2020г., которым постановлено:
исковые требования Котельничского межрайонного прокурора удовлетворить частично. Взыскать с министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации – «Кировская область» в пользу Сенниковой Галины Викторовны 57 496 руб. 61 коп. в возмещение расходов по оплате коммунальных услуг за теплоснабжение и электроснабжение за период с 1 июня 2018 г. по 31 января 2020 г. В удовлетворении требований к КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ», - отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Маркина В.А., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Котельничский межрайонный прокурор Кировской области обратился в суд с иском в интересах Сенниковой Г.В. к министерству финансов Кировской области, Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Котельничская центральная районная больница» (по тексту также - КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ») о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг. В обоснование требований указал, что по результатам прокурорской проверки исполнения положений законодательства о мерах социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, выявлены нарушения. Установлено, что Сенникова Г.В. проживает в п.Юбилейный Котельничского района Кировской области. С 1 июля 2003г. и по настоящее время работает в должности фельдшера в этом же населенном пункте, поэтому имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Однако указанные льготы в полном объеме истцу не предоставляются. Факт оплаты Сенниковой Г.В. коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению жилого помещения подтверждается платежными документами, и за период с июня 2018 г. по 31 января 2020 г. затраты Сенниковой Г.В. составили 69 408 руб. 48 коп. Частичная компенсация коммунальных платежей за счет средств областного бюджета Сенниковой Г.В. с июня 2018г. по 31 января 2020 г. составила 12 560 руб. Следовательно, фактические расходы на оплату коммунальных услуг по теплоснабжению и электроснабжению, понесенные Сенниковой Г.В. с июня 2018 г. по 31 января 2020 г. составили 56 848 руб.48 коп. С учетом уточнения исковых требований прокурор просил взыскать с ответчиков в пользу Сенниковой Г.В. в счет возмещения расходов на оплату услуг по теплоснабжению и электроснабжению за период с 1 июня 2018 г. по 31 января 2020 г. – 57 984 руб.43 коп.
Решением Котельничского районного суда Кировской области от 3 июня 2020 г. эти требования удовлетворены частично к министерству финансов Кировской области, в удовлетворении иска к КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ» отказано.
В апелляционной жалобе министерство финансов Кировской области просит решение отменить, как необоснованное, и принять новое решение, которым в удовлетворении иска к нему отказать в полном объеме. Полагает, что установление дополнительных мер социальной поддержки медицинских работников не является обязательством Кировской области, которая свои обязательства перед ними выполнила, приняв Закон Кировской области от 3 ноября 2004 г. № 267-ЗО. Согласно указанному областному Закону истцу предоставляется частичная денежная компенсация. Считает, что если медицинский работник стал получать дополнительную социальную поддержку в виде частичной компенсации за счет областного бюджета с 1 января 2005 г., это не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальные услуг в том объеме, который был установлен федеральными законами до 1 января 2005 г. На Кировскую область не возложена обязанность, как федеральным, так и областным законодательством, по ежемесячной 100 % компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для данной категории лиц. Кроме того, работникам, работающим и проживающим в сельской местности, пользовавшимся льготами до 1 января 2005 г., льготы должны быть предоставлены за счет средств федерального бюджета. Полагает, что право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальные услуги в прежнем объеме после 1 января 2005 г. сохраняют только те медицинские работники, одновременно работающие и проживающие в сельской местности, которые пользовались этой льготой до 1 января 2005 г. Указанное обстоятельство должно подтверждаться допустимыми доказательствами, а именно: документами уполномоченных лиц о начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, документами о предоставлении льгот по оплате. Полагает, что истец не предоставила таких доказательств.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. Котельничского межрайонного прокурора Матвеев Д.В. полагает доводы жалобы несостоятельными. Считает, что в суде первой инстанции был доказан факт получения истцом льгот до 1 января 2005 г.
В письменном отзыве на жалобу КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ» полагает решение суда законным и обоснованным, поскольку Сенникова Г.В. до 1 января 2005 г. пользовалась мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов за коммунальные услуги.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции старший прокурор отдела облпрокуратуры Новикова И.В. возражала против удовлетворения жалобы и отмены решения суда. Остальные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. Представители министерства финансов Кировской области и КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ» просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, согласно части первой и второй статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и только в обжалуемой части, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., медицинские работники, как специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., было установлено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением.
В соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 август 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) часть вторая статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан была признана утратившей силу с 1 января 2005 г.
Одновременно статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Федеральным законом № 122-ФЗ была дополнена частью пятой, в соответствии с которой, установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.;
при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, из смысла указанных положений Федерального закона № 122-ФЗ следует, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Сенникова Г.В. с 12 марта 2001 г. зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д.22-23).
С 1 июля 2003 г. Сенникова Г.В. принята на должность медицинской сестры палатной КОГУЗ «Макарьевская участковая больница» (с 19 января 2005 г. – МЛПУ «Макарьевская участковая больница»), расположенной в с. Макарье Котельничского района Кировской области. В дальнейшем работала в этом учреждении участковой медицинской сестрой, заведующей фельдшерско-акушерским пунктом (ФАП) в п. Юбилейный Котельничского района Кировской области.
23 января 2011 г. была уволена в порядке перевода в МБУЗ «Котельничская ЦРБ» (с 1 января 2012 г. – КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ») на должность заведующей ФАП в п. Юбилейный Котельничского района Кировской области. В дальнейшем работала в этом учреждении заведующей (фельдшером) Шалеевского ФАП, фельдшером в отделение врача общей практики в п. Юбилейный Котельничского района. Работает в этом учреждении и на этой должности по настоящее время (л.д. 19-21).
Учредителем КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ» является министерство здравоохранения Кировской области (л.д. 38-42).
То, что Сенникова Г.В., как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности, получала меры социальной поддержки в полном объеме до 1 января 2005 г. подтверждается: справкой администрации КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ» (л.д. 200), первичной бухгалтерской документацией (сметами доходов и расходов на 2004 год, отчетом об исполнении смет фактических расходов на 1 января 2005 г.) (л.д.168-170, 172, 173, 185-186, 189), решением Котельничского районного суда Кировской области от 6 сентября 2017 г., вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение (л.д. 35-37).
Общая сумма, понесенных Сенниковой Г.В. затрат по оплате коммунальных услуг в период с 1 июня 2018 г. по 31 января 2020 г. по теплоснабжению – 46 836 руб. 10 коп. и электроснабжению – 23 220 руб.51 коп., всего 70 056 руб.61 коп.
Истцом получена частичная компенсация расходов за указанный период в соответствии с Законом Кировской области от 3 ноября 2004 г. № 267-ЗО в размере 12 560 руб. Разница составила 57 496 руб. 61 коп.
Поскольку меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а медицинское учреждение, где работает Сенникова Г.В., находится в ведении Кировской области, возмещение разницы должно производиться министерством финансов Кировской области за счет казны субъекта РФ – Кировская область.
Расчет суммы подлежащей возмещению, произведенный истцом и принятый судом, в жалобе ответчиком не оспаривается.
Правильно применив нормы материального права, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе относимых и допустимых доказательств, которым в решении дана оценка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований к министерству финансов Кировской области.
Судебная коллегия отклоняет направленные на оспаривание этих выводов доводы апелляционной жалобы, так как они основаны на переоценке доказательств, неправильном толковании норм материального права, сводятся к позиции, занятой ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой судом дана мотивированная оценка, и не содержат указания на обстоятельства, которые, в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Котельничского районного суда Кировской области от 3 июня 2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: