№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2023 года с. Баргузин
Судья Баргузинского районного суда Республики Бурятия Доржиева Л.Б., при секретаре Чегуевской А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Баргузинского района в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения РБ о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, прокурор Баргузинского района Республики Бурятия, с учетом уточнений исковых требований, просит: Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятий по строительству нового здания структурного подразделения ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница» врачебной амбулатории в <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; Обязать ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница» обеспечить строительство нового здания его структурного подразделения врачебной амбулатории в <адрес> в течение восемнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения исполнения государственных контрактов на создание и развитие региональных информационных систем в сфере здравоохранения.Установлено, что ООО «Эксперт» проведено инженерное обследование технического состояния объекта Баргузинской ЦРБ - здания врачебной амбулатории в <адрес> по адресу: <адрес>, о чем составлено соответствующее заключение.Согласно заключению указанное здание возведено в ДД.ММ.ГГГГ.В соответствии с результатом экспертного исследования внутри здания техническое состояние покрытие пола определено как аварийное.В соответствии с результатом экспертного исследования окон в здании техническое состояние деревянных окон определено как аварийное. В соответствии с результатом экспертного исследования инженерных систем техническое состояние системы холодного водоснабжения - ограниченно работоспособное близкое к аварийному.В соответствии СП 31-114-2004 оценка технического состояния здания ограничено пригодное 3-й категории - когда общие затраты на реабилитацию объекта составят от 50% до 80% стоимости объекта обследования.Учитывая то, что приведение здания врачебной амбулатории в нормативное техническое состояние потребует выполнения большого объема работ по восстановлению и заменен его несущих конструкций сопоставимых с возведением нового, рекомендовано демонтировать сруб и возвести новое здание врачебной амбулатории соответствующее современным требованиям.Эксплуатация здания указанной врачебной амбулатории в настоящем неудовлетворительном техническом состоянии несет потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан: пациентов, работников учреждения здравоохранения и иных лиц, посещающих учреждение.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Зарубин И.Н. исковые требования в части сроков исполнения решения суда уточнил, просил обязать ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» обеспечить строительство нового здания его структурного подразделения врачебной амбулатории в <адрес> в течение восемнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» по доверенности Худякова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала и суду пояснила, что Министерством Здравоохранения Республики Бурятия была подана заявка на выделении финансирования для строительства врачебной амбулатории <адрес>, однако Народным Хуралом Республики Бурятия данная заявка была отклонена. Финансирования для строительства нового здания нет. Уставом ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» не предусмотрен вид деятельности «строительство». ЦРБ может только осуществлять капитальный и текущий ремонт здания.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия по доверенности Осокина И.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствие, представила письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований прокурора Баргузинского района отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия в судебное заседание не явился, надлежаще извещены.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ наделяет прокурора правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания в медицинских организациях.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1,2 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации учреждения должны обеспечивать техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений.
Из материалов дела следует, что в марте 2022 года ООО «Эксперт» проведено инженерное обследование технического состояния объекта Баргузинской ЦРБ - здания врачебной амбулатории в <адрес> по адресу: <адрес>, о чем составлено соответствующее заключение.
Согласно заключению указанное здание возведено в ДД.ММ.ГГГГ. 1. Фундамент имеет многочисленные трещины, характер трещин – силовой. Отмостка вокруг здания отсутствует. Не соответствует требованиям п.6.15.13 СП 14.13330.2018 Строительство в сейсмических районах. 2. Теплозащитные свойства стен не соответствуют требованиям закона об энергосбережении № –ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Причина: во время продолжительной эксплуатации не было проведено ни одного комплексного капитального ремонта здания во время которого, в первую очередь, должны были осуществить утепление здания. 3. Повреждение грибком и гниение древесины перекрытия и стен сруба. Перекрытие в местах протечек с кровли имеют участки утраченной штукатурки, ремонт которого производится задеркой листами фанеры и ДВП. 4. Кровля волнистого шифера имеет трещины, сколы, утраты. Шиферная кровля с момента строительства ни разу не менялась. Отсутствие ремонта кровли более 52 лет нарушает требования ВСН 58-88 (р).
Из выводов экспертной оценки следует, что с учетом выявленных несоответствий общестроительным и антисейсмическим нормамтехническое состояниездания врачебной амбулатории в соответствии с ГОСТ 31937-2011 может быть определено как ограниченно работоспособное близкое к аварийному.В соответствии с терминами и определениями СП 13-102-2003 оценка технического состояния здания ограниченно работоспособное - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.В соответствии СП 31-114-2004 оценка технического состояния здания ограничено пригодное 3-й категории - когда общие затраты на реабилитацию объекта составят от 50% до 80% стоимости объекта обследования.
Учитывая то, что приведение здания врачебной амбулатории в нормативное техническое состояние потребует выполнения большого объема работ по восстановлению и заменен его несущих конструкций сопоставимых с возведением нового, рекомендовано демонтировать сруб и возвести новое здание врачебной амбулатории соответствующее современным требованиям.
Структурное подразделение ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» врачебная амбулатория в <адрес> оказывает медицинскую помощь населению МО СП «Улюнское».
Население, обслуживаемое Улюнской врачебной амбулатории с прикрепленными к нему ФАПами, составляет 2318 человек, также прилегает к дороге Республиканского значения.
Таким образом, структурное подразделение ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» врачебная амбулатория в <адрес> оказывает медицинскую помощь населению сельских поселений в условиях неудовлетворительного технического состояния помещений, что создает угрозу здоровью граждан, нарушает их право на качественную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.
Установлено, что здание врачебной амбулатории в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 375,8 кв.м., находится в оперативном управлении ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ».
Собственником данного имущества является <адрес>.
Полномочия собственника по управлению имуществом ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств для проведения капитального ремонта, является Министерство здравоохранения Республики Бурятия. Соответственно, на него возлагается обязанность предусмотреть финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений, допущенных при эксплуатации здания врачебной амбулатории в <адрес>.
В соответствии с Уставом ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Республики Бурятия.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан является организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании распоряжения Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 319 «О министерстве здравоохранения Республики Бурятия» (далее по тексту Распоряжение) данное министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия.
Основными задачи Министерства здравоохранения РБ являются: разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в области охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, организации охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий, организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, разработка и представление в Правительство Республики Бурятия проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.
В соответствии со ст.6.27, ст.6.28, ст.6.29 Распоряжения Минздрав РБ осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций (каковым и является ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница»), Утверждает сметы расходов и доходов казенных учреждений здравоохранения, учредителем которых является Министерство, формирует в установленном порядке государственные задания автономным и бюджетным учреждениям здравоохранения и образования и осуществляет их финансовое обеспечение
В соответствии со ст.6.25 Распоряжения Минздрав РБ осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, а также функций администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций (каковым и является ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница».
Таким образом, поскольку финансовое обеспечение, как и функции полномочия учреждения ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница» от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство здравоохранения, обязанность по финансированию мероприятий по строительству новых зданий структурных подразделений ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница» зданий врачебной амбулатории в <адрес> должна быть возложена на Министерство здравоохранения РБ.
Доводы Министерства здравоохранения РБ о недостаточности средств в бюджете не состоятельны, поскольку особенности финансирования не исключают необходимости соблюдения нормативных требований в области санитарно - эпидемиологического благополучия. Право граждан на охрану здоровья и благоприятную среду в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств или иных обстоятельств.
Доводы ответчиков, что деятельность по строительству нового здания врачебной амбулатории не является уставной для ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ», суд не принимает во внимание. Так прокурор Баргузинского района просит обязать обеспечить строительство нового здания амбулатории, а не осуществлять строительство, как это трактуют ответчики. Обеспечение строительства нового здания его структурного подразделения врачебной амбулатории в <адрес>, отвечает уставным целям и задачам районной больницы,
Рассматривая вопрос о сроке исполнения судебного решения в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд полагает возможным установить срок для осуществления финансирования - в срок в течениешести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для осуществления строительства нового здания структурного подразделения ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница» врачебной амбулатории в <адрес> срок в течение восемнадцать месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, по мнению суда, данные сроки являются разумными и реальными, поскольку в пределах этих сроков, с учетом необходимости формирования расходных бюджетных обязательств, оформления заявок, заключения контрактов (договоров) и выполнения работ, ответчики должны и могут принять все необходимые меры для исполнения решения суда в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Баргузинского района в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения РБ о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятий по строительству нового здания структурного подразделения ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница» врачебной амбулатории в <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница» обеспечить строительство нового здания его структурного подразделения врачебной амбулатории в <адрес> в течение восемнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Баргузинский районный суд Республики Бурятия.
Судья Л.Б. Доржиева