Решение по делу № 2-96/2018 от 22.02.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-96/2018

02 апреля 2018 года с. Бея

Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Трофимчук М.В.,

при секретаре Кожиной Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах Букатовой Татьяны Николаевны к администрации Бейского района Республики Хакасия об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Республики Хакасия, при участии:

от истца помощник прокурора Бейского района - Анчичекова А.В.,

истца - Букатовой Т.Н.,

от ответчика администрации Бейского района Республики Хакасия представитель - отсутствует,

от третьего лица Министерства финансов Республики Хакасия представитель - отсутствует,

от третьего лица Министерства образования и науки Республики Хакасия представитель - отсутствует,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бейского района Республики Хакасия обратился в суд с иском в интересах Букатовой Т.Н. к администрации Бейского района Республики Хакасия об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма за счет средств бюджета Республики Хакасия, мотивируя исковые требования тем, что Букатова Т.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мать О.С. и отец Н.Г. на основании решения Таштыпского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ < >, отец Н.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ На основании постановления администрации Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ Букатова Т.Н. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако, до настоящего времени жильем не обеспечена. Букатова Т.Н. обратилась в прокуратуру Бейского района Республики Хакасия за защитой своего нарушенного права. Просят обязать администрацию Бейского района Республики Хакасия обеспечить Букатову Т.Н. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специаизированного жилого помещения в <адрес> за счет средств бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании помощник прокурора Бейского района Анчичеков А.В. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.

Истец Букатова Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, на удовлетворении настаивала.

От ответчика администрации Бейского района Республики Хакасия представитель для участия в судебное заседание не явился, представили заявление, в котором просили провести судебное разбирательство в их отсутствие, при этом указали, что не возражают против удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Республики Хакасия.

От третьего лица Министерства финансов Республики Хакасия представитель для участия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление из которого следует что затраты по предоставлению жилья на расходы бюджета субъекта РФ разрешаются в порядке межбюджетных отношений и подлежат урегулированию между Республикой Хакасия и муниципальным образованием Бейского района в рамках бюджетного законодательства. Общий объем субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий определяется в соответсвии с Методикой расчета общего объема субвенций на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихмя без попечения продителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанность по предоставлению жилья возлагается на администрацию муниципального образования, также просили рассмотреть дело в отстутсвие представиля Министерства финансов Республики Хакасия.

От третьего лица Министерства образования и науки Республики Хакасия представитель для участия в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Выслушав участвующего помощника прокурора, истца Букатову Т.Н., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Согласно свидетельству о рождении серии выданному ДД.ММ.ГГГГ, родителями Букатовой Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются О.С. и Н.Г.

Н.Г. и О.С. решением Таштыпского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ < >, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес>. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Из свидетельства о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что отец истицы Н.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, Букатова Т.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а значит к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

15.01.2018 г. Букатова Т.Н. обратилась с заявлением к прокурору Бейского района Республики Хакасия, в котором просила обратиться в ее интересах в суд с иском об обеспечении ее жилым помещением.

Таким образом, поскольку Букатова Т.Н. относится к категории лиц, обладающих статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, то прокурор Бейского района правомерно обратился в суд в защиту интересов Букатовой Т.Н. по обеспечению ее права на жилище в муниципальном жилищном фонде.

Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены п. п. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федера­ции к совместному ведению Российской Федера­ции и субъектов Российской Федерации.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, установлена федеральная га­рантия обеспечения бесплатным жильем на ос­новании Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса РФ, Федераль­ного закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей».

Так, статья 109.1 ЖК РФ устанавливает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В силу ст. 8 указанного Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, федеральное законодательство, помимо порядка предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм).

Наряду с федеральным законодательством, аналогичные положения по обеспечению жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, также закреплены и в законодательстве субъекта Российской Федерации.

Так, Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 г. № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплен порядок предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 г. № 107-ЗРХ право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Законом Республики Хакасия от 03.07.2014 г. № 63-ЗРХ статья 4 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 г. № 107-ЗРХ дополнена частью 3(1), в силу которой право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Договоры найма специализированного жилого помещения заключаются сроком на пять лет и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставленные жилые помещения (ч. 4 ст. 4).

Жилые помещения, в том числе предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Таким образом, законодательством определено, что граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилой площадью на условиях найма специализированного жилого помещения. Жилые помещения специали­зированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после на­ступления предусмотренных в Федеральном за­коне от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и законода­тельстве субъектов Российской Федерации об­стоятельств.

Как указывалось выше, Букатова Т.Н. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.

Из положений ч. 1 ст. 20 Конвенции «О правах ребенка», ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 г. № 1559-1 следует, что истец, как ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые ему государством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на обеспечение его жильем.

Постановлением администрации Бейского района от 06.12.2017 г. Букатова Т.Н. включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно реестровым записям ГУП Республики Хакасия «УТИ» от 07.02.2018 г. , от 15.02.2018 г. сведения о наличии зарегистрированных прав на недвижимое имущество на территории Республики Хакасия на имя: Букатовой Т.Н., Н.Г., О.С., О.С. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.

Уведомлениями филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 06.02.2018 г. , от 06.02.2018 г. , от 14.02.2018 г. по Республике Хакасия подтверждается отсутствие на имя Букатовой Т.Н., Н.Г., О.С. в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на имеющиеся объекты недвижимого имущества, из которых усматривается, что информация о правах истца, ее отца на имеющиеся у них объекты недвижимости в ЕГРН также отсутствует.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания (форма ) Букатова Т.Н. зарегистрирована по месту пребывания по <адрес> на срок с 22.08.2017 г. по 22.08.2020 г., что также подтверждается выпиской из похозяйственной книги № ДД.ММ.ГГГГ выданной администрацией Табатского сельсовета, согласно которой данный жилой дом числится по праву собственности за Г.Б.

Тот факт, что Букатова Т.Н. в настоящее время состоит на учете граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении и жилым помещением не обеспечена, нуждается в нем в ходе судебного разбирательства по делу не оспаривался.

В < > г. Букатова Т.Н. окочила <УЧРЕЖДЕНИЕ>, что установлено из свидетельства серии от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, на основании имеющихся в деле доказательств установлено, что Букатова Т.Н.обладает правовым статусом лица, оставшегося без попечения родителей, с 06.12.2017 г. включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в 2010 г. окончила образовательное учреждение, жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, не имеет, а следовательно в силу закона имеет право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда, в связи с чем администрация Бейского района обязана за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия предоставить ей, как лицу, обладающему статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз. 3 п. 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 настоящего Кодекса.

Федеральным законодателем в ст. 4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» декларируются меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий (пункт 3 статьи 3 Закона).

В соответствии со ст. 5 вышеприведенного Закона основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий может быть: взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий; решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления; внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий.

Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия.

В силу вышеприведенных норм права дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению которым возложена на органы местного самоуправления.

Стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не предоставлено суду доказательств прекращения осуществления им государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели.

Кроме того, согласно представленной информации Управления финансов администрации Бейского района Республики Хакасия на 2018 год в местном бюджете муниципального образования Бейский район предусмотрено на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в сумме 12389 000 рублей, по состоянию на 13.03.2018 г. финансирование из республиканского бюджета Республики Хакасия в бюджет района поступило 5233 280 рублей, что также подтверждается выпиской из сводной бюджетной росписи (расходы) МО Бейский район.

Аналогичные сведения предоставлены Комитетом по управлению имуществом Бейского района администрации Бейского района Республик Хакасия от 13.03.2018 г. № 292, согласно справки Комитета по управлению имуществом Бейского района № 291 от 13.03.2018 г. по состоянию на 13.03.2018 г. свободных помещений, необходимых для предоставления по договорам социального найма, найма жилого помещения специализированного жилищного фонда детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 23-х лет, в собственности МО Бейский район не имеется.

С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений норм материального закона, суд считает требования прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах Букатовой Т.Н. к администрации Бейского района Республики Хакасия об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Республики Хакасия обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах Букатовой Татьяны Николаевны к администрации Бейского района Республики Хакасия об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Республики Хакасия удовлетворить.

Обязать администрацию Бейского района Республики Хакасия за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия предоставить Букатовой Татьяне Николаевне в <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.В. Трофимчук

Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2018 г.

Мотивированное решение составлено 09.04.2018 г.

2-96/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
помощник прокурора Бейского района Анчичеков А.В.
Букатова Татьяна Николаевна
Букатова Т.Н.
прокурор Бейского района
Ответчики
Администрация Бейского района
Другие
Министерство финансов Республики Хакасимя
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Суд
Бейский районный суд Республики Хакасия
Дело на сайте суда
beysky.hak.sudrf.ru
22.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2018Передача материалов судье
22.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2018Подготовка дела (собеседование)
20.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2018Судебное заседание
06.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее