Решение по делу № 2-1712/2015 от 09.02.2015

Дело № 2-1712/2015

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

25 марта 2015 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,

при секретаре Задворной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» об оспаривании постановления мэрии города Ярославля в части,

У С Т А Н О В И Л :

    ДД.ММ.ГГГГ мэрией города Ярославля принято постановление № 1639 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в городе Ярославле». Постановление опубликовано 05.07.2014 г. в газете «Городские новости» № 55.

    Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в названное постановление внесены изменения.

ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» обратилось в суд с заявлением о признании указанного постановления противоречащим закону. По мнению заявителя, постановление вынесено с нарушением требований ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 26.08.2004 №441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год», Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». Так, п.36 Постановления Правительства №491 определяет, что размер платы устанавливается, исходя из стоимости работ и услуг, входящих в утвержденные решением общего собрания стоимости услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Из приведенных нормативных актов следует: 1)орган местного самоуправления вправе устанавливать исключительно размер платы за ремонт и содержание жилья; 2)установленный размер платы должен быть дифференцированным, то есть, исходить из реальной потребности собственников помещений в определенном наборе работ и услуг; 3)размер платы должен исходить из стоимости работ и услуг, оказываемых соответствующими подрядными организациями. Ни одному из указанных критериев оспариваемое постановление не соответствует. В постановлении помимо собственно тарифа за содержание и ремонт жилья также установлена стоимость каждой из составляющих указанного тарифа. Полагает, что орган местного самоуправления таким правом не обладает. В результате установления предельной стоимости каждой составляющей тарифа собственники жилья не имеют возможности получить реально необходимый набор услуг по стоимости, установленной подрядными организациями. Тогда как установление тарифа за 1 кв.м. в целом (без разбивки на составляющие) позволило бы управляющим организациям эффективно и дифференцированно перераспределять собранные средства, исходя из реальной потребности в услуге каждого вида. В результате вынесения оспариваемого постановления нарушается не только право ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» на ведение свободной хозяйственной деятельности, но и интересы собственников жилья Кировского района г.Ярославля, поскольку избранная ими управляющая организация не имеет возможности оказывать населению реально необходимые услуги по ремонту и содержанию жилья.

В процессе рассмотрения дела заявитель представил уточненное заявление, в котором просил признать противоречащим закону п.1.1 Постановления мэрии г.Ярославля № 1639 от 02.07.2014 «О установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в городе Ярославле». Кроме того, в заявлении указано, что в силу сложившейся судебной практики, которой договор управления многоквартирным домом оценен как публичный, ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» не вправе отказаться от его заключения либо заключать на условиях, отличных в части цены от утвержденного размера платы. Установив экономически необоснованный размер платы за ремонт и содержание жилья, мэрия города Ярославля поставила предприятие в условия, в которых извлечение прибыли становится заведомо невозможным. Оспариваемым постановлением созданы условия, ограничивающие конкуренцию хозяйствующих субъектов. В приложении №1 утверждены экономически обоснованные тарифы за отдельные виды работ и услуг, выполняемые соответствующими профильными организациями. Между тем, фактическая стоимость указанных работ и услуг данных организаций, по которой их приобретает для населения управляющая организация, не регулируется данным постановлением. В результате для одних хозяйствующих субъектов (управляющей компании) цена, по которой услуга может быть оказана населению, ограничена нормативным актом, а для других (подрядные организации)-не ограничена, что является прямым нарушением ст.15 Закона РФ № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О конкуренции» (абз.8 п.1)

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля.

В судебном заседании представители заявителя Смирнов А.Е., Фоминых В.Н., Мельник В.Ю. доводы заявления поддержали.

Представители мэрии города Ярославля Климов Б.С., Югова О.А. и Хватова Е.А., являющиеся также представителями ДГХ мэрии города Ярославля, представитель ДГХ мэрии г.Ярославля Никитина О.В. с заявлением не согласились.

Согласно письменному отзыву на заявление мэрии города Ярославля спорный нормативный акт принят мэрией города Ярославля во исполнение полномочий, установленных ч.3 ст.156 ЖК РФ и ч.4 ст.158 ЖК РФ. Спорным постановлением установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, включающий в себя экономически обоснованные затраты по содержанию и ремонту жилого помещения по видам услуг и работ, установленных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке оказания и выполнения». Предельная стоимость услуг постановлением мэрии города Ярославля не установлена. Применение размера платы, с указанием экономически обоснованных затрат, установленного постановлением мэрии города Ярославля, права собственников жилых помещений, предусмотренные п.17 Правил № 491, не ограничивает. Собственники указанным постановлением не лишены права утвердить на общем собрании перечень оказываемых услуг и размер платы с учетом предложений управляющей организации. Далее, действующим жилищным законодательством не предоставлено право управляющей организации дифференцированно перераспределять собранные денежные средства, исходя из реальной потребности в услугах, поскольку перечень услуг устанавливается собственниками, а не управляющей организацией. Полагает, что оспариваемый нормативный акт не противоречит жилищному законодательству, права собственников жилых помещений в многоквартирных домах не нарушает.

Прокурор дала заключение о соответствии оспариваемого акта требованиям актов, имеющих большую юридическую силу.

Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит заявление ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.ст.7,93 Устава города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета города Ярославля от 16 октября 1995 года № 42, мэрия города Ярославля – постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления.

В полномочия мэрии города Ярославля входит установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений в соответствии с законодательством – ст.98 Устава города Ярославля.

На основании ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 4.1 раздела II Регламента мэрии города Ярославля, утвержденного постановлением мэра города Ярославля от 24.09.2003 № 3311, по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Ярославской области, мэр издает постановления мэрии нормативного характера, которые устанавливают (изменяют или отменяют) правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, либо постановления мэрии ненормативного (индивидуального) характера, которые устанавливают (изменяют или отменяют) права и обязанности конкретных лиц; по вопросам организации работы мэрии мэром издаются распоряжения мэрии (в дальнейшем именуются правовые акты мэрии).

Указанные постановления подлежат официальному опубликованию в газете «Городские новости» (п.4.10 Регламента).

Оспариваемое постановление мэра города Ярославля № 1639 является нормативным актом, принятым мэрией г.Ярославля в надлежащей форме, содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Постановление было опубликовано в газете «Городские новости» в установленном порядке.

Оспариваемым заявителем пунктом 1.1 названного постановлением мэрии г.Ярославля утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом или установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (приложение 1).

Указанное Приложение № 1 предусматривает размер платы для домов, пригодных для проживания, и домов, непригодных для проживания.

В Приложении, помимо непосредственно установления платы для отдельных квартир, коммунальных квартир и отдельных комнат, приведен перечень работ и услуг по содержанию и ремонту жилых помещений с указанием платы за каждый вид работ и услуг. Сложение платы за каждый вид услуг и работ по данному перечню дает в сумме плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Заявитель, оспаривая в части постановление мэра, ссылается на следующие обстоятельства: 1) мэрия города Ярославля превысила свои полномочия, устанавливая не только общую плату за содержание и ремонт жилья, но и плату по каждому виду работ и услуг по содержанию и ремонту жилых помещений, носящую характер обязательной; 2) установленная плата в действительности экономически не обоснована.

Представители ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» полагают, что постановление мэрии г.Ярославля, которым установлена экономически не обоснованная плата за содержание и ремонт жилых помещений, противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 26.08.2004 № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 г.», п.36 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее-Правила).

Суд находит доводы представителей заявителя о противоречии оспариваемого нормативного акта приведенным положениям Постановлений Правительства РФ, о превышении мэрией города Ярославля полномочий при установлении размера платы несостоятельными.

Жилищным кодексом РФ органы местного самоуправления наделены правом устанавливать плату за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Размер такой платы определяется совокупной стоимостью работ и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, определяемой в установленном порядке.

То есть, определение такой платы предполагает определение стоимости каждого вида работ и услуг, входящих в перечень необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ. Соответственно, установление размера платы, в том числе, по каждому виду услуг и работ произведено в пределах имеющихся у мэрии города Ярославля полномочий – имея право устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме, органы местного самоуправления вправе устанавливать и размер платы за каждый вид услуг и работ по содержанию и ремонту жилых помещений.

Согласно пункту 36 вышеуказанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491, на который ссылается заявитель, в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Суд не усматривает несоответствия оспариваемого постановления указанной норме, более, того считает, что оспариваемое постановление не затрагивает права заявителя, прежде всего, на ведение предпринимательской деятельности в условиях отсутствия ограничения конкуренции, получение прибыли в процессе предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно ч.3 ст.156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.4 ст.158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

В качестве общего правила установления платы за содержание и ремонт жилья для собственников помещений в многоквартирном доме Жилищный кодекс РФ предусматривает принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о размере платы за содержание и ремонт помещений в доме. Установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме, являются исключением из общего правила. Установление размера такой платы органом местного самоуправления возможно лишь в случаях, когда собственники помещений не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч.3 ст.156, ч.4 ст.158 ЖК РФ).

Регулирование ценообразования в жилищной сфере установлено посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Так, в соответствии с ч.7 ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации.

Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом (ч.3 ст.162 ЖК РФ).

Управляющая организация, направляя соответствующие предложения собственникам помещений в многоквартирном доме, вправе в перечне, объемах и качестве услуг и работ учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также иные условия расположения многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах, учитывая сферу применения оспариваемого нормативного акта, суд приходит к выводу о том, что положения постановления мэрии города Ярославля № 1639 от 02.07.2014 права заявителя ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» не нарушает.

Постановление Правительства РФ № 441, на которое ссылается заявитель, во-первых, имело ограниченный срок действия-2005 год, во-вторых, регулировало иные правоотношения, не связанные с установлением размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для собственников помещений в многоквартирных домах. В связи с чем, оснований для установления несоответствия оспариваемого нормативного акта, принятого в 2014 году мэрией города Ярославля, у суда не имеется.

Суд отмечает, что в дело представлены материалы, из которых следует, что перед принятием оспариваемого постановления ДГХ мэрии города Ярославля проведена работа по расчету плановых затрат на содержание и ремонт жилых помещений по жилищному фонду в городе Ярославле на 2014 год, в ходе которой, в том числе, изучены поступившие от управляющих организаций города предложения.

Возражения ОАО Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района в части необоснованности расчетов ДГХ мэрии города Ярославля суд не может принимать во внимание. Оценка обоснованности расчетов заинтересованного лица произведена заявителем без учета положений нормативной и методической литературы, применяемых ДГХ мэрии города Ярославля при расчетах. Критика расчетов основана на неполном анализе расчетов ДГХ мэрии города Ярославля, является субъективной и тенденциозной. Если ДГХ мэрии г.Ярославля при расчетах учитывал экономическую ситуацию в рассматриваемой сфере в городе в целом, заявитель в качестве примеров приводил данные лишь по одному из районов города - Кировскому району.

То есть, доводы о несоответствии установленной платы средней стоимости работ и услуг, предлагаемых специализированными организациями, суд отклоняет как бездоказательные.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление мэрии города Ярославля № 1639 от 02.07.2014 года мэрией города Ярославля издано в пределах компетенции, с соблюдением установленного порядка принятия данного акта, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права заявителя не нарушает.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья

И.Н.Бабикова

2-1712/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ОАО Управдом Кировского района г. Ярославля
Другие
ЗАО СВС-Консалтинг
прокурор г. Ярославля
Мэрия г. Ярославля
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Дело на сайте суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
09.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2015Передача материалов судье
12.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2015Судебное заседание
06.03.2015Судебное заседание
24.03.2015Судебное заседание
25.03.2015Судебное заседание
24.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2015Дело оформлено
18.09.2015Дело передано в архив
25.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее