г. Сыктывкар Дело № 2-2260/2020 (33-4138/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н. и Сироткиной Е.М.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 31 августа 2020 года дело по апелляционной жалобе УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 июня 2020 года, по которому постановлено:
"Исковые требования У.Е. удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) <Номер обезличен> от <Дата обезличена> незаконным.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) в пользу У.Е. компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 1800 руб."
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
У.Е. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о признании незаконным решения от <Дата обезличена>, взыскании компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно в сумме 1800 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ИП Пашнина М.Е., Министерство инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми.
В судебном заседании истец участия не принял, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, ответчик, третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие и постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми просит решение суда отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного судебного акта.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и 327 ГПК РФ при имеющейся явке лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" - исходя из цели предоставления государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), учитывая право каждого на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (статья 41, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, - предусматривает комплекс мер, направленных на социальную поддержку названной категории граждан.
В качестве таких мер данный Закон закрепил, в частности, компенсацию расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (статьи 33 и 34).
Устанавливая указанные компенсации, законодатель в статье 1 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" определил круг лиц, которым они предоставляются, включив в него неработающих пенсионеров, поскольку для этих граждан страховая пенсия по старости (инвалидности) является, как правило, единственным источником существования.
Во исполнение указанного федеральным законодателем предписания Правительство Российской Федерации постановлением от 1 апреля 2005 года N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" утвердило названные Правила, пунктом 3 которых определено, что указанная компенсация может производиться в виде: предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных п.10 указанных Правил.
Пункт 10 Правил компенсации расходов предусматривает, что компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) желез-нодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Из материалов дела следует, что У.Е. является неработающим пенсионером, получателем страховой пенсии по старости, постоянно проживает в <Адрес обезличен>, отнесенном к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истец отдыхал в <Адрес обезличен>.
<Дата обезличена> истец обратился в УПФР в г. Сыктывкаре с заявлением о компенсации расходов на оплату стоимости проезда. Решением УПФР в г.Сыктывкаре от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в возмещении рас-ходов по проезду У.Е. отказано в связи с тем, что проезд осуществлен по маршрутам, не входящим в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации, бланки проездных документов не содержат обязательные реквизиты - дату прибытия автобуса, дату, время продажи билета.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований У.Е.., суд первой инстанции исходил из того, что истец является получателем страховой части трудовой пенсии по старости, в связи с чем у него как у проживающего в районах Крайнего Севера и неработающего пенсионера возникло право на оплату проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
По мнению суда, то обстоятельство, что проезд У.Е.. осуществлен по маршрутам, не входящим в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве запрета на реализацию им такого права.
При этом суд первой инстанции указал, что отсутствие регулярных межрегиональных автобусных сообщений по маршруту <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен> приводит к неправомерному ограничению прав пенсионеров, которые свободны в выборе транспорта.
Наряду с этим, как отмечено судом, отсутствие некоторых реквизитов в представленных билетах не должно ущемлять право пенсионера на компенсацию соответствующих расходов, гарантированных законом.
Со ссылкой на приведенные обстоятельства суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа ответчика ( ГУ-УПФР в городе Сыктывкаре) в выплате У.Е. компенсации расходов на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно и возложил на пенсионный орган обязанность по компенсации таких расходов.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием суд апелляционной инстанции полагает возможным согласиться.
Поскольку в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Уляшев Е.С. имеет право на компенсацию фактически произведенных им расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха по территории Российской Федерации и обратно, что не оспорено ответчиком, реализация им данного права не может быть ограничена отсутствием регулярных межрегиональных автобусных сообщений по маршруту <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен> при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленные У.Е. билеты не могут служить доказательствами несения расходов на проезд, поскольку они по форме и содержанию не соответствуют приложению N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", является несостоятельным.
Согласно Положению об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359, документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112.
В Приложении N 1 к указанным Правилам установлено, что разовый билет для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления (форма N 1) должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: а) наименование, серия и номер билета; б) наименование организации, выдавшей билет; в) вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; г) зона действия билета; д) дата отправления; е) время отправления; ж) дата прибытия; з) время прибытия; и) место; к) сумма; л) дата продажи билета; м) время продажи билета.
В представленных заявителем проездных билетах содержатся все указанные выше реквизиты.
Исходя из всей совокупности доказательств, исследованных в ходе рассмотрения дела, в том числе проездных документов, согласно которым размер расходов истца на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно составил 1800 рублей, суд пришел к правильному выводу о том, что У.Е. имеет право на оплату стоимости проезда по указанному выше маршруту, и обоснованно взыскал с ответчика в его пользу компенсацию стоимости проезда в заявленном размере.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности.
Все доводы представителя ответчика, в том числе приведенные в апелляционной жалобе, проверены судом надлежащим образом и обоснованно отвергнуты по мотивам, указанным в судебном решении. Иных доводов к отмене решения апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: