Судья Кудряшова Н.В. Дело 2-217/2020
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2021 года № 33-1864/2021
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Вершининой О.Ю.,
судей Чистяковой Н.М., Викторова Ю.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Быстровой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника межмуниципального Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Грязовецкий» Румянцева О. А. на решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 15 июня 2020 года по иску Моисеева Л. А. к межмуниципальному Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Грязовецкий» о признании незаконным решения и восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вершининой О.Ю., объяснения представителя межмуниципального Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Грязовецкий» Марюковой Т.В., Моисеева Л.А., судебная коллегия
установила:
Моисеев Л.А. являлся инспектором государственного пожарного надзора ... (л.д. 121) и с 14 апреля 1994 года состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в межмуниципальном Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Грязовецкий» составом семьи из трех человек (далее – МО МВД России «Грязовецкий») (т. 1 л.д. 8).
Решением жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Грязовецкий» от 26 апреля 2019 года Моисеев Л.А. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой им оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма, – улучшением жилищных условий (приобретение в собственность ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 85,8 кв.м) (т. 1 л.д. 107-115).
26 ноября 2019 года Моисеевым Л.А. в администрацию Грязовецкого муниципального района подано заявление о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания (л.д. 48). К заявлению приложен технический отчет № ТО-027, выполненный ООО «АлтрейдПроект» (т.1 л.д. 13-47).
Заключением межведомственной комиссии Грязовецкого муниципального района от 16 декабря 2019 года № 40 выявлены основания для признания квартиры <адрес> непригодной для проживания (т. 1 л.д. 49-50).
Распоряжением администрации муниципального образования Вохтожское от 19 декабря 2019 года № 161-р жилое помещение в одноквартирном доме, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания (т. 1 л.д. 51).
Моисеев Л.А. 18 декабря 2019 года обратился в МО МВД России «Грязовецкий» с заявлением о восстановлении его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 14 апреля 1994 года, поскольку вышеуказанное жилое помещение признано непригодным для проживания (т. 1 л.д. 52).
Решением жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Грязовецкий» от 06 февраля 2020 года Моисееву Л.А. отказано в восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (т. 1 л.д. 54).
Указывая на отсутствие оснований для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, 20 марта 2020 года Моисеев Л.А. обратился в суд с иском к МО МВД России «Грязовецкий», в котором просил: признать незаконными решения жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Грязовецкий» от 26 апреля 2019 года о снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, от 06 февраля 2020 года об отказе в восстановлении его семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в МО МВД России «Грязовецкий»; восстановить его и членов его семьи на учете в прежней очереди.
Решением Грязовецкого районного суда Вологодской области от 15 июня 2020 года исковые требования Моисеева Л.А. к МО МВД России «Грязовецкий» о признании незаконными решений и восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворены.
Признаны незаконными решения жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Грязовецкий»:
- от 26 апреля 2019 года о снятии Моисеева Л.А. и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в МО МВД России «Грязовецкий»;
- от 06 февраля 2020 года об отказе в восстановлении Моисеева Л.А. и членов его семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в МО МВД России «Грязовецкий».
На МО МВД России «Грязовецкий» возложена обязанность восстановить Моисеева Л.А., <ДАТА> года рождения, и члена его семьи – жену Моисееву А.А., <ДАТА> года рождения, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в МО МВД России «Грязовецкий» на жилищном учете в прежней очереди.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней начальник МО МВД России «Грязовецкий» Румянцев О.А. просит об отмене судебного акта и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, приводя доводы о том, что несоответствие требованиям малоимущности не являлось основанием для принятия оспариваемых решений для снятия истца и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истцом не представлены доказательства приобретения им жилого помещения, непригодного для проживания. Жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания после снятия истца и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В возражениях на апелляционную жалобу Моисеев Л.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, полагает решение подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако данным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.
Как следует из содержания части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с положениями статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имевшие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого исполнительным комитетом областного Совета народных депутатов.
В силу требований статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи, согласно которой граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Удовлетворяя исковые требования Моисеева Л.А. о признании незаконными решений жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Грязовецкий» от 26 апреля 2019 года о снятии Моисеева Л.А. и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в МО МВД России «Грязовецкий», от 06 февраля 2020 года об отказе в восстановлении Моисеева Л.А. и членов его семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в МО МВД России «Грязовецкий», суд первой инстанции руководствовался положениями статей 50, 51, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из тех обстоятельств, что приобретение Моисеевым Л.А. в общую долевую собственность жилого помещения по адресу: <адрес> фактически не свидетельствовало об улучшении его жилищных условий, так как указанная квартира в установленном порядке признана непригодной для проживания, а потому не могла учитываться при определении жилищной обеспеченности Моисеева Л.А. и членов его семьи. По изложенным основаниям суд счел неправомерным снятие Моисеева Л.А. и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако, приходя к такому выводу, суд первой инстанции не дал никакой оценки тем обстоятельствам, что на момент принятия решения от 26 апреля 2019 года о снятии Моисеева Л.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в распоряжении жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Грязовецкий» не имелось ни одного документа, из которого бы усматривалось, что приобретенное Моисеевым Л.А. в 2003 году жилое помещение по адресу: <адрес> не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и в установленном порядке признано непригодным для проживания, в связи с чем не может учитываться при определении жилищной обеспеченности Моисеева Л.А. и членов его семьи.
Из материалов дела следует, что указанное жилое помещение признано непригодным для проживания уже после заседания жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Грязовецкий» заключением межведомственной комиссии Грязовецкого муниципального района от 16 декабря 2019 года № 40.
В судебном заседании 22 мая 2020 года Моисеев Л.А. пояснил, что после получения решения о снятии его с учета нуждающихся он обратился в администрацию Грязовецкого муниципального района с заявлением о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания (т. 1 л.д. 141).
Соответствующее заключение предъявлено Моисеевым Л.А. в МО МВД России «Грязовецкий» только 18 декабря 2019 года при обращении с заявлением о восстановлении его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентируется Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 марта 2003 года № 169 (далее – Инструкция № 169), и Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2003 года № 345 (далее – Положение № 345).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения № 345 постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.
В пункте 4 Положения № 345 закреплено, что учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.
Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 15 Инструкции № 169 предусмотрено, что ежегодно в сроки, устанавливаемые Центральной комиссией, Хозяйственное управление совместно с ЖБК подразделений проводит перерегистрацию сотрудников (работников), состоящих на учете, входе которой, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Все изменения, выявленные в ходе перерегистрации, вносятся в учетные дела сотрудников.
В пункте 19 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, разработанных во исполнение Жилищного кодекса РСФСР и утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года № 335, также было закреплено правило о том, что ежегодно в период с 01 января по 01 апреля предприятия, учреждения, организации проводят регистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, в ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Из приведенных норм права вытекает, что перерегистрация граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, предполагает в случае необходимости проверку жилищных условий граждан, принятых на учет, представленных ими документов, включение в списки очередников принятых на учет для улучшения жилищных условий после предыдущей перерегистрации, снятие с учета или исключение из списков очередности тех, кто подлежал снятию с учета по предусмотренным законодательством основаниям либо утратил право на получение жилья, а также утверждение списков очередности лиц, состоящих на учете.
Соответственно эти нормы права указывают на то, что с 1994 года Моисеев Л.А. был обязан ежегодно обновлять документы для исключения наступления случая снятия его с учета по предусмотренным законодательством основаниям либо факта утраты права на получение жилья.
Между тем, материалы дела свидетельствуют о том, что в течение 25 лет с апреля 1994 года и вплоть до апреля 2019 года Моисеев Л.А. документы, находящиеся в распоряжении жилищно-бытовой комиссии, не обновлял, сведения об изменении своих жилищных условиях не предоставлял, с заявлением о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания обратился в администрацию Грязовецкого муниципального района после получения решения о снятии его с учета нуждающихся, соответствующее заключение представил в МО МВД России «Грязовецкий» 18 декабря 2019 года.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания полагать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Грязовецкий» от 26 апреля 2019 года о снятии Моисеева Л.А. и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в МО МВД России «Грязовецкий».
Признание впоследствии жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания не влияет на законность решения жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Грязовецкий» от 26 апреля 2019 года, принятое на основании тех документов, которые были представлены Моисеевым Л.А. и имелись в распоряжении комиссии.
Учитывая, что решение жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Грязовецкий» от 26 апреля 2019 года являлось законным, оснований для восстановления Моисеева Л.А. и членов его семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в МО МВД России «Грязовецкий» с 14 апреля 1994 года также не имелось.
При этом не может быть признана состоятельной ссылка суда первой инстанции на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 8 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года, согласно которой приобретение гражданином, состоящим на учете, права собственности на жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, не свидетельствует об улучшении его жилищных условий и не может являться основанием для снятия его с учета.
Как следует из материалов дела, Моисеев Л.А., будучи лицом, состоявшим с 14 апреля 1994 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в МО МВД России «Грязовецкий», в 2003 году по договору купли-продажи приобрел в общую долевую собственность трехкомнатную квартиру <адрес>, общей площадью 85,8 кв.м, жилой площадью – 52,8 кв.м (1/2 доли в праве), утратив тем самым основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
На момент приобретения указанная квартира являлась пригодной для проживания, процент износа жилого помещения по состоянию на 19 августа 2002 года составлял 14%, что следует из инвентаризационной карточки на жилое помещение.
В указанном жилом помещении Моисеев Л.А. и члены его семьи проживали с 2003 года до 2018 года, что также следует из его пояснений, данных в судебном заседании 22 мая 2020 года (т. 1 л.д. 141).
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Моисееву Л.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 15 июня 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Моисеева Л. А. к межмуниципальному Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Грязовецкий» о признании незаконными решений жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Грязовецкий» от 26 апреля 2019 года о снятии Моисеева Л. А. и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, от 06 февраля 2020 года об отказе в восстановлении Моисеева Л. А. и членов его семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в прежней очереди оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: