Дело № 2а-1263/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
03 апреля 2019 года г.Владивосток,
Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Борщенко Т.А.,
при секретаре Медведевой А.В.,
Рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Пожарского района РџРљ РІ защиту прав неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Управлению Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю (Управление Роскомнадзора РїРѕ РџРљ) Рѕ признании информации, размещенной РІ сети В«Рнтернет», запрещенной РЅР° территории Р Р¤
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Пожарского района РџРљ обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј РІ защиту прав неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Управление Роскомнадзора РїРѕ РџРљ Рѕ признании информации, размещенной РІ сети В«Рнтернет», запрещенной РЅР° территории Р Р¤, указав, что РІРѕ исполнение поручения Генеральной прокуратуры Р Р¤ Рѕ проверки РґРѕРІРѕРґРѕРІ публикации, размещенной РІ газете «Комсомольская правда» в„– 9 РѕС‚ <дата>, РїРѕРґ названием «Банды малолеток СѓР¶Рµ крышуют торговые центры» Рѕ распространении среди несовершеннолетних криминальной субкультуры, РІ том числе СЃ аббревиатурой В«<данные изъяты>.В», РІ рамках мониторинга сети В«Рнтернет» РІ целях выявления размещения запрещенных материалов, включённых РІ перечень РІРёРґРѕРІ информации, причиняющей вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё (или) развитию детей, установлено следующее. РќР° интернет-сайтах СЃ URL адресами: <адрес>также непосредственными участниками видео, преимущественно являются несовершеннолетние. Распространение указанных видеороликов Рё сопутствующих РёРј информации оправдывает Рё поощряет насилие, формирует РІ среде несовершеннолетних положительное отношение Рё одобрение противоправного поведения РІ обществе. Более того, публичное одобрение РїРѕРґРѕР±РЅРѕР№ информации является ничем иным как вовлечением несовершеннолетних РІ совершение преступлений Рё правонарушений, побуждением Рє проявлению жестокости. Размещение РІ открытом доступе РІ информационно-телекоммуникационной сети Рнтернет отдельных изображений СЃРѕ сценами насилия, действиями побуждающими осуществлять насильственные действия РїРѕ отношению Рє людям, нецензурной бранью, призывами Рє антиобщественным действиям, оправдывающими противоправное поведение способствует совершению преступлений Рё административных правонарушений, тем самым нарушает публичные интересы Р Р¤ Рё права неопределенного РєСЂСѓРіР° РЅР° Р¶РёР·РЅСЊ РІ правовом государстве, гарантированную Конституцией Р Р¤. Собственников указанных сайтов, установить РЅРµ представляется возможным. Рнформация, содержащаяся РЅР° Рнтернет-ресурсах <адрес> СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° причинить вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё развитию детей, РЅРµ достигших 18 лет, поскольку может способствовать пробуждению интереса обосновывать или оправдывать допустимость насилия Рё (или) жестокости либо побуждать осуществлять насильственные действия РїРѕ отношению Рє людям или животным, оправдывать противоправное поведение. РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ признать информацию, размещенную РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» РЅР° страницах сайта URL СЃ адресом: <адрес>, информацией, запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р Р¤.
Р’ судебном заседании старший помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Советского района Рі.Владивостока Коваль РЎ.Р. РЅР° удовлетворении административного РёСЃРєР° настаивает РІ полном объеме, РїРѕ доводам Рё основаниям, изложенным РІ административном РёСЃРєРµ. РЎСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что прокуратурой Пожарского района РџРљ проведена проверка, РІ С…РѕРґРµ которой установлено, что РЅР° сайтах РІ сети Рнтернет СЃ URL адресами: <адрес> что нарушает права Рё законные интересы неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц. РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление удовлетворить РІ полном объеме.
Представитель Управления Роскомнадзора РїРѕ РџРљ РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ дате Рё времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил РІ СЃСѓРґ письменный отзыв, согласно которому, РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ рассмотреть дело РІ отсутствие представителя Управления, указывает, что Управления Роскомнадзора РїРѕ РџРљ РЅРµ может быть административным ответчиком РїРѕ данному делу, так как РЅРµ является владельцем сайтов. Надлежащим ответчиком РїРѕ данной категории дела будет являться владелец сайта РІ сети В«Рнтернет», РЅР° котором размещена информация, Р° РїСЂРё невозможности его установить - хостинг-провайдер. Управления Роскомнадзора РїРѕ РџРљ РЅРµ наделено полномочиями РїРѕ осуществлению государственного контроля Рё надзора РІ сети Рнтернет РІ целях РїРѕРёСЃРєР° Рё выявления противоправной информации. Процессуальный статус Роскомнадзора, как органа уполномоченного РЅР° ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено» РІ полной мере соответствует определению заинтересованного лица. Р’ части заявленного требования Рѕ признании информации запрещенной, считают возможным признание указанной информации запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р Р¤.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика Управления Роскомнадзора по ПК, в силу ч.6 ст.226 КАС РФ.
Выслушав старшего помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Советского района Рі.Владивостока Коваль РЎ.Р., исследовав материалы дела РІ РёС… совокупности, СЃСѓРґ считает, что административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление подлежит удовлетворению РІ полном объеме РїРѕ следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Р’ силу С‡. 1 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 Рі. в„– 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации» РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет».
Согласно С‡.2 СЃС‚.15.1 данного Закона, РІ реестр включаются адреса, позволяющие идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено; доменные имена Рё (или) указатели страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет», содержащих информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Основанием для включения РІ реестр указанных сведений является, РІ том числе, вступившее РІ силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», запрещенной РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (С‡.5 СЃС‚.15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006Рі. в„–149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации»).
Внесение РІ единый реестр информации, признанной СЃСѓРґРѕРј запрещенной для распространения РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, осуществляется РІ соответствии СЃ Рї.9 Правил создания, формирования Рё ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 26 октября 2012 РіРѕРґР° в„–1101 Рі. РІ течение суток СЃРѕ РґРЅСЏ получения вступившего РІ законную силу решения СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», запрещенной.
РР· материалов дела следует, что 08.02.2019 РіРѕРґР° сотрудниками прокуратуры Пожарского района РџРљ, РІРѕ исполнение поручения Генеральной прокуратуры Р Р¤ Рѕ проверки РґРѕРІРѕРґРѕРІ публикации, размещенной РІ газете «Комсомольская правда» в„– 9 РѕС‚ <дата>, РїРѕРґ названием «Банды малолеток СѓР¶Рµ крышуют торговые центры» Рѕ распространении среди несовершеннолетних криминальной субкультуры, РІ том числе СЃ аббревиатурой В«<данные изъяты>.В», РІ рамках мониторинга сети В«Рнтернет» РІ целях выявления размещения запрещенных материалов, включённых РІ перечень РІРёРґРѕРІ информации, причиняющей вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё (или) развитию детей.
Р’ С…РѕРґРµ проверки установлено, что РЅР° интернет-сайтах СЃ URL адресами: <адрес> содержатся материалы, причиняющие вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё развитию детей, Р° именно обосновывающие Рё оправдывающие допустимость насилия Рё жестокости Рё побуждающие осуществлять насильственные действия РїРѕ отношению Рє людям. РџСЂРё осмотре указанных сайтов выявлено, что РѕРЅРё созданы для освещения драк («забивы») между болельщиками футбольных клубов. Для СЃР±РѕСЂР° болельщиков Рё организации драк («забив») создаются «конторы», которые принимают Рє себе людей, учат РёС… основам «забив» Рё выступают РёС… организаторами. Драки, Р° также РёС… последствия РІ РІРёРґРµ травм различной тяжести, снимаются РЅР° видео Рё распространяются посредством сети В«Рнтернет» для получения одобрения СЃРѕ стороны пользователей сети. Посетителями сайтов, Р° также непосредственными участниками видео, преимущественно являются несовершеннолетние, что подтверждается актом осмотра, скриншотом сайтов (Р».Рґ.8-26).
Распространение указанных видеороликов и сопутствующих им информации оправдывает и поощряет насилие, формирует в среде несовершеннолетних положительное отношение и одобрение противоправного поведения в обществе. Более того, публичное одобрение подобной информации является ничем иным как вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и правонарушений, побуждением к проявлению жестокости.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как указано в ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В силу п.3,5,6 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань.
Р’ соответствии СЃ С‡.1 СЃС‚.14 Федерального закона РѕС‚ 29.12.2010 в„– 436-ФЗ «О защите детей РѕС‚ информации, причиняющей вред РёС… Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё развитию», доступ Рє информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, РІ том числе сети "Рнтернет", РІ местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ Рє сети "Рнтернет" РІ таких местах (Р·Р° исключением операторов СЃРІСЏР·Рё, оказывающих эти услуги СЃРІСЏР·Рё РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ РѕР± оказании услуг СЃРІСЏР·Рё, заключенных РІ письменной форме), РґСЂСѓРіРёРј лицам РїСЂРё условии применения административных Рё организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей РѕС‚ информации, причиняющей вред РёС… Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё (или) развитию.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и (или) жестокости, побуждающей осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, оправдывающей противоправное поведение, содержащей нецензурную брань.
На основании изложенного, размещенные на интернет-сайтах <адрес> побуждает неопределенный круг лиц осуществлять насильственные действия по отношению к людям, призывает к антиобщественным действиям, оправдывающим противоправное поведение, тем самым, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Вместе СЃ тем, предоставление возможности доступа Рє такой информации СЃ использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, РІ том числе сети Рнтернет, фактически является распространением запрещенной информации.
РџРѕ делам Рѕ признании указанной информации размещенной РІ сети Рнтернет, запрещенной Рє распространению РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения РЅР° таком сайте РІ сети Рнтернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной РІ сети Рнтернет, запрещенной.
Дела Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», запрещенной информацией (РєСЂРѕРјРµ экстремистских материалов) отнесены Рє главе 22 РљРђРЎ Р Р¤ (оспаривание действий Рё решений государственных органов Рё должностных лиц). Следовательно, указанные дела подлежат рассмотрению РІ публичном административном РёСЃРєРѕРІРѕРј производстве. Административными ответчиками РїРѕ таким делам следует привлекать Федеральную службу РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций (Роскомнадзор) РІ лице Управления РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю, Р° также лицо, распространяющее информацию (владельца сайта), если такое лицо может быть идентифицировано.
Согласно информации, предоставленной ОУМВД России по Пожарскому району ПК № <номер> от <дата>, в ходе работы по поручению прокуратуры района установлено, что установить собственников испрашиваемых интернет-сайтов не представляется возможным (л.д.29).
Таким образом, установить конкретных лиц, осуществляющих свободное распространение информации, на страницах сайта URL с адресами: <адрес>, не представляется возможным.
Защита неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц путем признания распространенной РІ сети Рнтернет информации запрещенной РїСЂРё невозможности установить Рё привлечь РІ дело лицо, распространившее такую информацию, РІРѕР·РјРѕР¶РЅР° путем рассмотрения дела СЃ привлечением РІ качестве административного ответчика Управления Роскомнадзора РїРѕ РџРљ, итоговым результатом которого являются обязательные РІ силу закона действия компетентного органа РїРѕ включению сведений РІ реестр Рё запрещений Рє распространению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Пожарского района ПК являются законными и обоснованными, направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку информация, указанная на данных интернет сайтах, содержит сведения, побуждающие неопределенный круг лиц осуществлять насильственные действия по отношению к людям, призывает к антиобщественным действиям, оправдывающим противоправное поведение, тем самым, побуждающую неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Таким образом, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ необходимости РІ целях защиты РѕСЃРЅРѕРІ конституционного строя, нравственности, Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, прав Рё законных интересов РґСЂСѓРіРёС… лиц ограничить доступ Рє информации, размещенной РЅР° указанном сайте РІ сети Рнтернет, распространение которой запрещено законом, признать информацию, размещенную РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» РЅР° страницах сайта URL СЃ адресами: <адрес> информацией, запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Руководствуясь ст.ст.175-177,180, 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Пожарского района РџРљ РІ защиту прав неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Управлению Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю (Управление Роскомнадзора РїРѕ РџРљ) Рѕ признании информации, размещенной РІ сети В«Рнтернет», запрещенной РЅР° территории Р Р¤ – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» РЅР° страницах сайта URL СЃ адресами: <адрес> информацией, запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение месяца, со дня изготовления в мотивированном виде.
Мотивированное решение изготовлено 05.04.2019.
Судья Т.А. Борщенко