Решение от 22.01.2019 по делу № 2-89/2019 от 20.12.2018

дело № 2 – 11 – 89/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Окуловка 22 января 2019 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Гусевой А.С., при секретаре Вальковой В.В., с участием помощника прокурора Окуловского района Новгородской области Аверьяновой А.В., истца Исаковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Окуловского района Новгородской области в интересах Исаковой ФИО7 к администрации Окуловского муниципального района об обязании предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Прокурор Окуловского района Новгородской области обратился в Окуловский районный суд Новгородской области в интересах Исаковой М.А. с исковым заявлением к администрации Окуловского муниципального района об обязании предоставить жилое помещение. В обоснование исковых требований прокурор Окуловского района Новгородской области указал, что Исакова М.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, какого-либо жилья на праве собственности или ином праве не имеет. Исакова М.А. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако, несмотря на достижение ею возраста 18 лет и окончание образовательного учреждения, а также включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено. Поскольку Исакова М.А. является социально не защищенной и юридически не грамотной, она не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд или оплатить услуги представителя, в связи с чем в защиту ее прав и законных интересов вправе выступить прокурор.

Помощник прокурора Окуловского района Новгородской области Аверьянова А.В. и истец Исакова М.А. доводы искового заявления поддержали по мотивам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Окуловского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие последнего.

Представитель администрации Окуловского муниципального района в письменном отзыве подтвердил, что Исакова М.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ее право должно быть реализовано путем предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, в связи с чем ходатайствовал об установлении разумного срока для исполнения судебного постановления – не меньше трех месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу.

Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд находит представленные доказательства достаточными и требования прокурора Окуловского района Новгородской области, обратившегося в суд в интересах Исаковой М.А., подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены ранее чем по достижении перечисленными лицами возраста 18 лет (п. 1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным выше лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Областного закона от 05 сентября 2014 года № 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей» право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области за исключением случаев, указанных в части 5 настоящей статьи, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном Правительством Новгородской области, имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным при наличии обстоятельств, указанных в части 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

3) лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (ч. 2 ст. 11 Областного закона от 05 сентября 2014 года № 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей»).

Исакова М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот, поскольку мать ФИО4 и отец ФИО5 первой лишены родительских прав в отношении Исаковой М.А. на основании решения Окуловского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Исакова М.А. не является ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником пригодных для проживания жилых помещений.

ДД.ММ.ГГГГ Исакова М.А. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Наличие у Исаковой М.А. права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда и необходимость выполнения государственных обязательств по предоставлению ей такого жилого помещения никем из лиц, участвующих в гражданском деле, не оспаривалось.

В соответствии со ст. 12 Областного закона от 05 сентября 2014 года № 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», список лиц, указанных в ч. 1 ст. 11 данного областного закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируется Правительством Новгородской области или уполномоченным им органом исполнительной власти Новгородской области на основании информации органов местного самоуправления муниципальных районов (городского округа), представляемой в Правительство Новгородской области или в уполномоченный им орган исполнительной власти области в порядке, установленном Правительством Новгородской области. Список формируется Правительством Новгородской области или уполномоченным им органом исполнительной власти области исходя из даты подачи заявления о включении в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с учетом наступления основания получения ими жилого помещения. Если даты подачи указанных заявлений совпадают, то список формируется по старшинству, исходя из даты рождения лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (часть 1). На основании данных, содержащихся в списке по состоянию на 1 августа текущего года, Правительством Новгородской области или уполномоченным им органом исполнительной власти области ежегодно формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в очередном финансовом году и плановом периоде. Список на очередной финансовый год группируется по муниципальным районам (городскому округу) в зависимости от места предоставления жилого помещения. Список на очередной финансовый год утверждается Правительством Новгородской области или уполномоченным им органом исполнительной власти области до принятия областного закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении (часть 2).

B силу Положения об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением администрации Новгородской области от 09 апреля 2013 года № 167, на основании данных, содержащихся в списке, министерство ежегодно до 1 августа текущего года формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в очередном финансовом году и плановом периоде (далее - список на очередной финансовый год) (п. 5.1). Министерство не позднее 15 августа представляет в министерство финансов Новгородской области информацию о количестве детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, включенных в список на очередной финансовый год, для определения объема средств, необходимого для обеспечения их жилыми помещениями (п. 5.3). Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется путем строительства, в том числе путем участия в долевом строительстве, и (или) приобретения жилых помещений на территории Новгородской области за счет средств областного бюджета, в том числе субсидий, поступающих на эти цели из федерального бюджета, использования в 2015 году невостребованных жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет субвенций из федерального бюджета, предоставленных областному бюджету в 2011, 2012 годах на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, в соответствии с Федеральным законом от 01 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот организуют органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области в соответствии с действующим законодательством. Использование невостребованных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления городского округа области. Благоустроенные жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета и федерального бюджета, оформляются в муниципальную собственность. Жилые помещения должны отвечать требованиям статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПиН 2.1.2.2645-10), а также иным требованиям, предусмотренным ст. 15 ЖК РФ (п. 5.5).

Жилые помещения для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот включаются органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в специализированный жилищный фонд в соответствии со ст. 92 ЖК РФ и в порядке, предусмотренном Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 (п. 5.7). Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, включенным в утвержденный приказом министерства список на очередной финансовый год (п. 5.8). Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в пункте 1.1 Положения, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 28 квадратных метров (п. 5.9). Решение о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в форме соответствующего муниципального правового акта. О принятом решении о предоставлении жилого помещения органы местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в течение 3 рабочих дней со дня его принятия уведомляют лиц, указанных в пункте 1.1 Положения, которым предоставляется жилое помещение (п. 5.10). Договор найма специализированного жилого помещения заключается с лицом, включенным в список на очередной финансовый год, сроком на 5 лет не позднее 15 рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении жилого помещения (п. 5.11).

Несмотря на достижение к настоящему времени возраста 18 лет и окончание образовательного учреждения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Исаковой М.А. не обеспечена, что, несомненно, является нарушением ее прав и законных интересов.

Обязанность по предоставлению Исаковой М.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы представления жилого помещения, которая составляет 28 квадратных метров, лежит на администрации Окуловского муниципального района, поскольку построенные либо приобретенные жилые помещения для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот подлежат оформлению в муниципальную собственность, после чего именно по решению администрации Окуловского муниципального района должны были включаться в специализированный жилищный фонд, и только администрация Окуловского муниципального района вправе принимать решения о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 1, ст. 8 Областного закона от 24 декабря 2013 года № 431-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отдельными государственными полномочиями по приобретению и (или) строительству, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, по предоставлению лицам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей» благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения и заключение таких договоров на срок не более пяти лет, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов.

При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора Окуловского района Новгородской области в интересах Исаковой М.А. к администрации Окуловского муниципального района подлежат удовлетворению.

Поскольку Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений определен датой достижения указанными лицами возраста 18 лет, а также приобретением ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, суд полагает, что жилые помещения указанной категории граждан должны быть предоставлены при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, в связи чем не может принять во внимание доводы представителя администрации Окуловского муниципального района как не основанные на законе.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░8 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░9 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                          ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 22 ░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░                          ░.░. ░░░░░░

    

2-89/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Окуловского района Новгроодской области
Исакова М.А.
Исакова Мария Александровна
Ответчики
Администрация Окуловского муниципального района
Суд
Окуловский районный суд Новгородской области
Дело на сайте суда
okulovsky.nvg.sudrf.ru
20.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2018Передача материалов судье
24.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2019Подготовка дела (собеседование)
09.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2019Судебное заседание
22.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2019Дело передано в архив
23.05.2019Дело оформлено
04.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2020Передача материалов судье
04.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2020Подготовка дела (собеседование)
04.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2020Дело оформлено
04.04.2020Дело передано в архив
22.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее