К делу №2-223/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сочи 17 января 2023 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующий судья Ефанов В.А.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Сопельниковой В. А. к ГринжИ.ому И. В. о признании договора дарения недействительной сделкой,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просит суд признать недействительным договор отчуждения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136009:1159, указать что решение суда является основанием для погашения записи о регистрации права на земельный участок.
В иске указано, что истец состояла в браке с умершим Сопельниковым Г.Р. В период брака Сопельников Г.Р. приобрел право на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136009:1159. После его смерти истец обратилась к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство на указанный земельный участок, однако проставлением нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в выдаче свидетельства, так как указанный земельный участок не принадлежал ее мужу на день его смерти. Как стало известно позже земельный участок был отчужден ее мужем без получения нотариального согласия на отчуждение ответчику. В связи с чем истец полагает сделку по отчуждению земельного участка недействительной.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении требований, так как она не знала об отчуждении ее мужем земельного участка, узнала после получения постановления нотариуса об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство на спорный земельный участок. Спорный земельный участок находился в их совместном пользовании с супругом, они на нем выращивали овощи, строили дом.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований, дал пояснения идентичные правовой позиции, изложенной в иске, пояснив, что ее доверитель узнала о сделке только ДД.ММ.ГГГГ, тое сеть после получения постановления нотариуса, поэтому срок исковой давности не пропущен.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, просили суд применить срок исковой давности, пояснив, что о сделки истцу было известно в момент ее заключения, она фактически была согласна на отчуждение земельного участка, более того именно она была инициатором сделки.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании исследовав материалы дела суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Сопельникова В.А. и Сопельников Г.Р. находятся в браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении.
ДД.ММ.ГГГГ Сопельников Г.Р. умер, что суд установил из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец обратилась к нотариусу Нецветаевой И.В. за выдачей свидетельства о праве на наследство имущества ее умершего супруга, так как знала, что ему до смерти принадлежал земельный участок. Однако постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в выдаче свидетельства, так как земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136009:1159, по адресу: г. Сочи товарищество «Ветеран ВС СССР» участок 110 не принадлежал Сопельникову Г.Р.
Из регистрационного дела на указанный земельный участок следует, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка является ГринжИ.ий И.В. Сопельников Г.Р. подарил указанный земельный участок ответчику, который принадлежал Сопельникову Г.Р. на основании постановления Главы администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Таким образом право на спорный земельный участок у умершего Сопельникова Г.Р. возникло в период брака с истцом, то есть земельный участок является совместно нажитым имуществом супругов.
В материалах регистрационного дела отсутствует нотариальное согласие Сопельниковой В.А. на отчуждение указанного земельного участка принадлежащего ее супругу.
При этом истец указывает, что она не давала согласие на заключение указанного договора дарения.
Пунктом 3 ст. 35 СК РФ предусмотрено нотариальное удостоверение согласия другого супруга на отчуждение совместного недвижимого имущества.
Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
По общему правилу совершать сделки с общим имуществом вправе любой из супругов. При этом для совершения сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга (п. 1 ст. 253 ГК РФ; п. 3 ст. 35 СК РФ).
Совершенная одним из супругов сделка по распоряжению общим имуществом супругов может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по требованию другого супруга и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки. Но если сделка была совершена одним из супругов в отсутствие необходимого нотариально заверенного согласия другого супруга, то обязанность супруга, обратившегося в суд, доказывать тот факт, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии такого согласия, законом не предусмотрена. Устанавливая специальные правила в отношении данных сделок, закон предусматривает возможность супруга, не дававшего разрешение на отчуждение такого имущества, на безусловное восстановление своих нарушенных прав независимо от добросовестности приобретателя (п. 2 ст. 35 СК РФ; ст. ст. 166, 173.1 ГК РФ).
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно ст. 173.1 ГК РФ сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе.
Таким образом, истец не дала согласие в соответствии со ст. 35 СК РФ на заключение сделки дарения, а значит требования о признании сделки недействительной подлежат удовлетворению.
Представителем ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ст. 35 СК РФ супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки, по правилам статьи 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согалсно ст. 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Истец и ее представитель указывают, что об спариваемой сделки стало известно после получения постановления нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ, после чего ДД.ММ.ГГГГ подан в суд настоящий иск.
Таким образом, срок исковой давности истцом не пропущен, убедительных доказательств, что истец знала о сделки до указанного события суду не представлено.
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
На основании ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в частности – вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, для применения последствий недействительности сделки суд полагает возможным указать, что решение суда является основанием для аннулирования записи в ЕГРН в отношении спорного объекта недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░.░░░ ░. ░. (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:49<░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:49:0136009:1159.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.01.2023.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░