Дело № 2-662/2021
УИД 33RS0008-01-2021-001056-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Гусь-Хрустальный 20 апреля 2021 г.
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Андреевой А.П., с участием помощника Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Булгаковой Е.А., при секретаре Заботиной М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район, Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Гусь-Хрустального района» (МБУК «МПЦБ района») об оснащении здания библиотеки информационной мнемосхемой,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Гусь-Хрустальный район, МБУК «МПЦБ района» об оснащении здания библиотеки информационной мнемосхемой, указывая, что была проведена проверка соблюдения администрацией МО Гусь-Хрустальный район требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов. При этом было установлено, что у входа в здание Неклюдовской библиотеки, расположенном по адресу – <адрес>, отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению. Учредителем МБУК «МПЦБ района» является администрация МО Гусь-Хрустальный район, которой не предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий инвалидов по зрению, а именно, к обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Просит возложить на администрацию МО Гусь-Хрустальный район обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства, необходимые для оснащения здания Неклюдовской библиотеки, расположенном по адресу – <адрес> информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению; возложить на МБУК «МПЦБ района» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание Неклюдовской библиотеки, расположенном по адресу – <адрес>, информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению.
В судебном заседании помощник, Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Булгакова Е.А. исковые требования прокурора поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчиков Администрации МО Гусь-Хрустальный район и МБУК «МПЦБ района» в судебное заседание не явились, о дате слушания дела извещались надлежащим образом. Направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей. При этом указали, что исковые требования признают.
Представитель 3-го лица филиала МБУК «МПЦБ района» Неклюдовская библиотека в судебное заседание не явился, о дате слушания дела были извещены. Направили в суд заявление, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав также о согласии с исковыми требованиями.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему:
Ст.2 Конституции Российской Федерации предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции РФ).
В силу п.2 ст.150 ГК РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
На основании ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п.п.1 п.7 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений.
В п.8.1.6 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России 14.11.2016 № 798/пр, при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
В судебном заседании установлено, что муниципальное образование Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области является учредителем МБУК «МПЦБ района», о чем свидетельствует Устав данного учреждения (л.д.7-28, 42-46, 54-70).
Согласно Уставу МБУК «МПЦБ района», учреждение имеет филиал, не являющийся юридическим лицом – Неклюдовская библиотека, действующий на основании Положения о библиотеке-филиале (л.д.47-51).
В ходе проведенной проверки Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой было установлено, что при входе в здание Неклюдовской библиотеки, расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, отображающая информацию о помещениях в здании, что нашло свое отражение в письме МБУК «МПЦБ района» от 09.03.2021 (л.д.29).
Неклюдовская библиотека относится к объектам социальной инфраструктуры.
Таким образом, ответчиками не обеспечена досягаемость инвалидам по зрению здания библиотеки и беспрепятственного перемещения внутри здания.
Отсутствие на входе в здание Неклюдовской библиотеки информационной мнемосхемы, нарушает права инвалидов по зрению, которым не обеспечиваются условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В этой связи администрация МО Гусь-Хрустальный район должна выделить необходимые денежные средства, а МБУК «МПЦБ района», в свою очередь обязаны установить при входе в здание Неклюдовской библиотеки информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению.
Срок устранения выявленных нарушений в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, о котором просит прокурор, суд находит разумным и реальным для исполнения.
При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Гусь-Хрустальный район, МБУК «МПЦБ района» об оснащении библиотеки информационной мнемосхемой, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства, необходимые для оснащения здания библиотеки, расположенного по адресу: <адрес> информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Гусь-Хрустального района» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание Неклюдовской библиотеки, расположенном по адресу: <адрес>, информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд.
Судья А.П.Андреева