РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень                                                29 сентября 2022 года

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Берсеневой Н.В.,

при секретаре Мордвинцевой В.С.,

с участием представителя истца ФИО8, представителя ответчика ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2919/2022 по иску ФИО3 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области об установлении границ земельного участка, возложении обязанности по внесению сведений о границах земельного участка в государственный реестр недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО3 первоначально обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений <адрес> об установлении границ земельного участка. Требования мотивированы тем, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью 2374кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия договора аренды определен до ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства. ФИО3 было получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома и хозяйственных строений № от ДД.ММ.ГГГГ. НА земельном участке был выстроен жилой дом. В 2018 году истцом было подано заявление о заключении нового договора аренды земельного участка, по результатам рассмотрения которого в заключении договора было отказано по причине того, что земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах земельного участка, относящегося к землям лесного фонда РФ. В то же время, согласно градостроительному плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером расположен в границах земель населенного пункта <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями ЕГРН. В ходе геодезической съемки земельного участка было установлено наличие реестровой ошибки в сведениях ЕРГН в части координат границ земельного участка (фактические границы земельного участка не соответствуют границам земельного участка, внесенным в сведения ЕГРН). По результатам геодезической съемки на местности был подготовлен межевой план земельного участка по исправлению реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером Истцом было подано заявление в орган кадастрового учета о проведении кадастрового учета, изменении местоположения границ земельного участка. По результатам рассмотрения заявления было получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета по причине того, что заявителем не представлен документ, подтверждающий право собственности на земельный участок с кадастровым номером . Истцом в адрес Департамента имущественных отношений Тюменской области был направлен межевой план для согласования и обращения в орган кадастрового учета с заявлением об исправлении реестровой ошибки в границах земельного участка. По результатам рассмотрения заявления было отказано по причинам: межевой план не подлежит согласованию в связи с тем, что договор аренды земельного участка заключен на срок более 5 лет и согласно ст.621 ГК РФ считается продленным на неопределенный срок; земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах земельного участка, относящегося к землям лесного фонда РФ. Считает, что действия Управления Росреестра по Тюменской области по отказу в государственном кадастровом учете и Департамента имущественных отношений Тюменской области по отказу в согласовании границ земельного участка нарушают его права на использование земельного участка и дальнейшее приобретение его в собственность под жилой дом. Согласно сведениям ЕГРН пересечение границ земельного участка с кадастровым номером с границами смежных земельных участков отсутствует. Земельный участок используется истцом с 2010 года. Земельный участок был предоставлен в соответствии с земельным законодательством, согласно правоустанавливающим документам относится к категории земель населенных пунктов, входит в границы населенного пункта <адрес>. Земельный участок никогда не располагался на землях лесного фонда. Содержащиеся в Едином государственном реестре надвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии. Согласно проекту границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному ФИО7, земельный участок с кадастровым номером расположен на землях населенного пункта д. Янтык, смежными являются земли общего пользования. Истцом в полном объеме были приняты все меры по исправлению реестровой ошибки в части координат границ земельного участка, подготовлен межевой план земельного участка, подано соответствующее заявление в уполномоченный орган по исправлению реестровой ошибки. На основании изложенного просил установить границы земельного участка с кадастровым номером , площадью 2374кв.м., расположенного по адресу: <адрес> координатах, приведенных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на Управление Росреестра по Тюменской области обязанность внести сведения в государственный реестр недвижимости о границах земельного участка,

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Департамент лесного комплекса Тюменской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель истца – ФИО8, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше. Суду пояснил, что пересечение с иными земельными участками отсутствует. С границами лесного фонда также пересечение отсутствует

Представитель ответчика – Департамента имущественных отношений Тюменской области – ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений.

Представитель ответчика – Управления Росреестра по Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представители третьих лиц: Межрегиональное территориальное Управление Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО, Департамент лесного комплекса Тюменской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованным и подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.

Судом установлено, что распоряжением Администрации Каскаринского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 1600кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов. Данный распоряжением на ФИО3 также возложена обязанность после регистрации распоряжения обратиться в Тюменский межрайонный отдел Управления Роснедвижимости по Тюменской области для постановки земельного участка на кадастровый учет по результатам межевания.

Распоряжением Администрации Каскаринского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения: пункт 1 распоряжения постановлено читать в следующей редакции: «Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2719кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>, <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект границ земельного участка, подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Тюменского муниципального района (арендодатель) и ФИО3 (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка (землеустроительное дело ), в соответствии с п.1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 2374кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый .

Участок предоставляется для ведения личного подсобного хозяйства (п.1.4 договора).

В соответствии с п.7.2 договора настоящий договор действует в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.

Распоряжением Администрации Каскаринского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Каскаринского МО ФИО3 выдано разрешение на строительства № индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений на земельном участке по адресу: <адрес> Срок действия разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных отношений Тюменской области в адрес ФИО3 направлено уведомление об отказе в заключении нового договора аренды, мотивированное тем, что по материалам лесоустройства испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах земельного участка, относящегося к землям лесного фонда Российской Федерации, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией на основании материалов лесоустройства. В силу ст.ст.5, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» Департамент не вправе распоряжаться земельными участками, принадлежащими на праве собственности третьим лицам.

ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО10 в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , подготовлен межевой план, из которого следует, что кадастровым инженером определены координаты характерных точек границ земельного участка. Из заключения кадастрового инженера, входящего в состав межевого плана, усматривается, что межевой план подготовлен с целью исправления реестровой ошибки, которая заключается в несоответствии фактических границ земельного участка и сведений Единого государственного реестра недвижимости. Согласно проекта границ земельного участка, утвержденного распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный на участке, полностью включен в границы земельного участка, тогда как в соответствии со сведениями, внесенными в ЕГРН, контур дома пересекает одну из границ земельного участка. Для исправления реестровой ошибки границы земельного участка были сформированы с учетом существующих на местности объектов искусственного происхождения: от т. н1 до т.7 – по существующим заборам и стенам построек; от т.7 до т. н1 – ограждение отсутствует. Площадь земельного участка в результате межевания не изменилась. На границе со смежным земельным участком с кадастровым номером 72:17:0904002:56 определена реестровая ошибка, которая заключается в несоответствии границ по уточненным координатам и фактическим использованием. Собственник участка о реестровой ошибке уведомлен, а смежная граница была повторно согласована. Уточняемый земельный участок расположен в территориальных зонах: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) и зеленый фонд (Р1).

Истец в лице своего представителя ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Тюменской области направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета по тем основаниям, что согласно сведениям ЕГРН зарегистрированные права на земельный участок с кадастровым номером отсутствуют. Документы, подтверждающие право собственности на земельный участок не представлены.

Указанный выше межевой план был направлен истцом в адрес Департамента имущественных отношений Тюменской области для согласования границ земельного участка.

В ответ на обращение ФИО3 Департаментом ДД.ММ.ГГГГ сообщено о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ . Срок действия указанного договора аренды был определен по ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление об одностороннем отказе в адрес арендатора не направлялось. В соответствии со ст.621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, то есть срок действия договора более пяти лет. Дополнительно сообщено, что по материалам лесоустройства земельный участок см кадастровым номером частично расположен в границах земельного участка, относящегося к землям лесного фонда РФ. У Департамента отсутствуют основания в согласовании межевого плана.

Как видно из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, площадью 2374+/-34кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».

В соответствии с информацией Департамента лесного комплекса Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ при сопоставлении границ земельного участка с кадастровым номером , сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, с данными, содержащимися в государственном лесном реестре установлено, что границы рассматриваемого участка имеют наложение на земли лесного фонда Тюменского лесничества, Туринского участкового лесничества, ФИО2 СП, квартал 46 выдел 3, площадь наложения составляет 560кв.м. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре надвижимости внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый . В соответствии с Федеральным законом №280-ФЗ земельный участок с кадастровым номером будет рассмотрен на заседании Рабочей группы пор вопросам, связанным с приведением в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР о лесных участках на территории Тюменской области, созданной при Департаменте лесного комплекса Тюменской области.

Для установления юридически значимых обстоятельств по делу определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы, проведение которой поручено экспертам ООО «Куртал-Гео».

Как следует из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенной экспертизы в последовательности поставленных вопросов экспертом установлено: фактические границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на местности определены по существующим ограждениям (заборам) и строениям: от точки н1 до точки н3 по существующему забору; от точки н3 до н4 по стене жилого дома; от точки н4 до н5 по забору; от точки н5 до точки 6 по стене нежилого строения; от точки 6 до точки 7 по столбам; от точки 7 до точки н8 по столбам; от точки н8 до точки н1 по столбам.

Площадь земельного участка по фактическим границам земельного участка составляет 2374кв.м. Фактические границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, соответствуют границам, установленным правоустанавливающими документами, распоряжением Каскаринского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>, д. <адрес> проекту границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате исследования установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, границы иных земельных участков не пересекают (не накладываются).

Фактические границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> границы земельного участка с кадастровым номером , внесенные в сведения единого государственного реестра недвижимости не пересекают.

По результатам геодезических работ, проведения анализа материалов гражданского дела, а именно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером и сопоставления со сведениями единого государственного реестра недвижимости, выявлено наличие реестровой ошибки в сведениях Государственного реестра недвижимости в части координат границ земельного участка.

Возникновение реестровой ошибки в сведениях единого государственного реестра недвижимости в части координат границ земельного участка с кадастровым номером возникло в результате пересчета системы координат и перехода ведения государственного земельного кадастра в системе координат МСК ТО 1 в 2011 году.

Фактические границы земельного участка с кадастровым номером соответствуют правоустанавливающим документам: распоряжению Каскаринского муниципального образования -од от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личого подсобного хозяйства в <адрес> проекту границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжению администрации Тюменского муниципального района ро от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО3 для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес> определены на местности в координатах.

Межевой план, подготовленный кадастровым инженером ФИО12, соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и требованиям к его подготовке, установленным Приказом Минэконом развития России от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу ч.3 ст.86 ГПК РФ суд оценивает заключение экспертизы по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. В силу ч.1 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

    Суд принимает вышеуказанное экспертное заключение, считает его соответствующим требованиями относимости, допустимости и достоверности, установленным ст. 67 ГПК РФ, поскольку оно проведено и составлено в соответствии с нормами действующего законодательства, научно обосновано, эксперт, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, кроме того оно подтверждается и согласуется с иными, добытыми по делу доказательствами.

    В ходе рассмотрения дела по существу эксперт ФИО13 заключение судебной экспертизы подтвердил в полном объеме. Также дополнительно представил письменные пояснения, согласно которым земельный участок с кадастровым номером с адресным описанием: <адрес>, расположены в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером площадью 2374кв.м. по адресу: <адрес>. В исследованиях и выводах ошибка или опечатка в кадастровом номере земельного участка с кадастровым номером с адресным описанием: <адрес>, отсутствует.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту Земельный кодекс РФ либо ЗК РФ) принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

На основании ч.2 ст.22 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земельные участки, за исключением земельных участков, изъятых из оборота, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Как следует из ч.3 ст.61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с ч.3 ст.6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Одна из таких характеристик - описание местоположения границ земельного участка. При этом указанная характеристика одного земельного участка одновременно характеризует другие земельные участки, смежные с ним. С учетом этого законодательство устанавливает соответствующие процедуры определения границ на местности и их согласования. В целом такие процедуры сводятся к предоставлению возможности смежным землевладельцам высказать свое мнение о расположении общей границы земельного участка и проводятся с целью соблюдения их интересов.

В силу ст.70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч.3 ст.1 названного Закона).

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ст.8 Федерального закона №218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).

В рамках ч.8 ст.22 Федерального закона №218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (ч.9 ст.22).

В соответствии с п.10 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

При разрешении требований о местоположении границы, истец должен представить доказательства того, что граница, которую он просит установить соответствует фактическому землепользованию.

Как предусмотрено частью первой ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 указанного Кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу абзацев первого и второго статьи 42 данного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес> осуществлен ДД.ММ.ГГГГ и границы земельного участка установлены межеванием до заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о пересечении границ земельного участка с землями иных категорий в ЕГРН не имеется, земельный участок не выбывал из владения арендатора, используется им по назначению. Спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и не относится к землям лесного фонда, земельный участок используется истцом в соответствии с его назначением, на нем произведено строительство жилого дома.

В силу ч. 15 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости", если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества, лесопарка органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств, лесопарков допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ таких лесничества, лесопарка, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.

Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества, лесопарка таким образом, чтобы границы лесничества, лесопарка не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда.

Согласно ст. 4.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для уточнения границ земельного участка.

Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).

Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, лесопарков, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, границы земельных участков лесного фонда должны соответствовать границам земельных участков, учтенным в ЕГРН в силу прямого указания закона.

В соответствии с указанными нормами права, а также представленными доказательствами суд приходит к выводу, что спорный земельный участок используется истцом по назначению, на нем истцом возведен жилой дом, обстоятельств, исключающих возможность его предоставления в аренду, судом не установлено.

Довод ответчика о том, что спорный земельный участок расположен в границах земель лесного фонда, суд признает несостоятельным, поскольку данный довод надлежащими доказательствами не подтвержден достоверными и допустимыми доказательствами.

Кроме того, судом, при рассмотрении настоящего административного дела, учитываются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

    Согласно ч. 7 ст. 62.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.

Так, в ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 72:17:0904002:57, поставленного на государственный кадастровый учет, определено как ведение личного подсобного хозяйства, данный земельный участок, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, относится к категории земель – земли населенных пунктов. Участок включен в границы муниципального образования.

Для указанных целей земельный участок и был предоставлен арендатору Департаментом имущественных отношений Тюменской области, который на момент предоставления земельного участка и заключения договора аренды обладал полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

    Учитывая изложенные выше обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание нормативные положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что исковые требования об установлении границ подлежат удовлетворению.

В то же время суд не находит оснований для удовлетворения требований к ответчику - Управление Росреестра по Тюменской области о возложении обязанности внести сведения в государственный реестр недвижимости, соглашаясь с доводами ответчика о том, что Управление не является надлежащим ответчиком, изложенными в письменных возражениях, поскольку Управление не нарушало права истца, оснований для осуществления государственного кадастрового учета изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав внесения при наличии межевого плана, не соответствующего требованиям действующего законодательства у Управления не имелось.

Руководствуясь ст.ст.3, 10, 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ 2374░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:

        

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17.10.2022.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                (░░░░░░░)                 ░.░. ░░░░░░░░░

2-2919/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Хучахметов Раиль Тимерсалимович
Ответчики
Департамент имущественных отношений Тюменской области
Управление Росреестра по Тюменской области
Другие
Департамент лесного комплекса Тюменской области
Межрегиональное Территориальное управление Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО
Федеральное агентство лесного хозяйства
Суд
Тюменский районный суд Тюменской области
Судья
Берсенева Наталья Вячеславовна
Дело на сайте суда
tumensky.tum.sudrf.ru
05.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.07.2022Передача материалов судье
05.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2022Судебное заседание
05.09.2022Судебное заседание
20.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
29.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее