Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2023 года <адрес>
Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики
В составе: председательствующего – Тлеужевой Л.М., при секретаре – ФИО2, с участием: представителя истца ФИО6, действующего по доверенности от 22.05.2020г., представителей Госкомитета КБР по тарифам и жилищному надзору ФИО3, действующего по доверенности № от 09.01.2023г., и ФИО4, действующего по доверенности № от 28.07.2023г., представителя ТСЖ «Горный бриз» ФИО5, действующего по доверенности от 04.05.2023г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору и Товариществу собственников жилья «Горный бриз» о признании незаконными протоколов общего собрания и возложении обязанности по ликвидации ТСЖ «Горный бриз»
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконными и отменить протоколы общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Госкомитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору (далее Госкомитет) ликвидировать ТСЖ «Горный бриз» в соответствии с законодательством.
В обоснование иска указала, что многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес> является объектом незавершенного строительства, акт ввода в эксплуатацию данного объекта отсутствует, что свидетельствует о том, что нет зарегистрированного общего имущества. В связи с чем, протокол собрания от ДД.ММ.ГГГГ о создании ТСЖ является незаконным. В данном протоколе нет его подписи и подписи многих собственников. Более того, в отсутствие у ТСЖ какого-либо документа на имущество по <адрес>, все действия ТЖС ничтожны. Незаконно созданное ТСЖ «Горный бриз» не имеет никакого отношения к данному объекту.
Также полагает незаконным протокол общего собрания от 25.10.2021г. об избрании председателем ТСЖ ФИО7, поскольку последняя не является собственником жилья в указанном многоквартирном доме.
В связи с нарушением законодательства ею было направлено обращение в Госкомитет с просьбой о ликвидации данного ТСЖ, однако Госкомитет не исполнил свою обязанность по ликвидации ТСЖ, предусмотренную Положением о Госкомитете.
Истица, извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась по неизвестной причине.
Представитель истицы ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители Госкомитета иск не признали, просили отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что Положением о Госкомитете предусмотрено право на обращение в суд с заявлением о ликвидации товарищества в случаях, установленных законодательством. Оснований для обращения в суд с иском о ликвидации ТСЖ у Госкомитета не имеется.
Представитель ТСЖ «Горный бриз» иск не признала, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в том числе, в связи с пропуском истцом срока обращения в суд. При этом пояснила, что многоквартирный дом не является имуществом ТСЖ, а товарищество осуществляет его обслуживание. Также пояснила, что <адрес> и №а по <адрес> в <адрес> расположены на одном земельном участке, имеют общую дворовую территорию, ТСЖ «Горный бриз» Председатель ТСЖ «Горный бриз» проживает в <адрес> в <адрес>.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 135 ЖК Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии со ст.44. ЖК Российской Федерации (в редакции, действовавшей на 27.07.2009г) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Материалами дела установлено, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> от 27.07.2009г. было создано ТСЖ «Горный бриз».
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> от 25.09.2021г. председателем ТСЖ «Горный бриз» избрана ФИО7 При этом истец указывает дату проведения общего собрания – 25.10.2021г. Протокол с указанной датой суду не представлен.
Истец оспаривает протокол общего собрания от 27.07.2009г. и протокол общего собрания от 25.09.2021г. по тем основаниям, что он не подписывал его, а также ввиду того, что отсутствует имущество в виде указанного многоквартирного дома.
Вместе с тем, материалами дела установлено, что ФИО1 является собственником <адрес> в <адрес>. Право собственности ФИО1 зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанное помещение является жилым помещением. Объект недвижимости прошел кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №.
Согласно Реестру объектов жилищного фонда ГИС ЖКХ, многоквартирный <адрес> в <адрес> введен в эксплуатацию в 2005 году.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что указанный многоквартирный дом введен в эксплуатацию, за собственниками квартир в названном доме зарегистрировано право собственности, в том числе за истицей. Данные обстоятельства опровергают доводы истицы о том, что многоквартирный <адрес> в <адрес> является объектом незавершенного строительства, и как следствие этого, свидетельствует о ничтожности протокола общего собрания от 27.07.2009г.
Также истица не ссылается на нарушение ее прав и законных интересов принятием решения о создании ТСЖ «Горный бриз», и доказательств наличия подобных нарушений ею суду не представлено.
Как в исковом заявлении, так и в ходе судебного разбирательства, незаконность протокола общего собрания обосновывается только отсутствием имущества – многоквартирного дома.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания оспариваемого протокола общего собрания незаконным, у суда не имеется.
Представитель ТСЖ «Горный бриз» заявил о применении срока исковой давности к заявленным требованиям, указывая на то, что истица является собственником <адрес> в <адрес> с 2013 года. 31.01.2017г. ТСЖ «Горный бриз» обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании платы
В силу части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований данного Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
Согласно части 5 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Из приведенной нормы права следует, что течение срока исковой давности начинается не только в момент, когда лицо достоверно узнало о нарушении своих прав, но и в момент, когда такое лицо должно было узнать о таких обстоятельствах, что в данном случае должно быть оценено в совокупности с принципами разумности и добросовестности действий участников спорных правоотношений.
Общедоступность сведений предполагается, пока лицом, права которого нарушены принятием решения, не доказано иное.
Доказательств неосведомленности истца об оспариваемом собрании, доказательств наличия каких-либо препятствий к ознакомлению с протоколом и принятыми решениями и его своевременному оспариванию, материалы дела не содержат.
Судом установлено, что о решении, на основании которого создано ТСЖ «Горный бриз», истице стало известно в 2017 году, что подтверждается тем, что с указанного времени ФИО1 неоднократно обращалась в суд с исковыми требованиями к ТСЖ «Горный бриз». Также ТСЖ «Горный бриз» обращалось в суд с исками о взыскании с ФИО1 задолженности за управление многоквартирным домом.
Данные обстоятельства подтверждаются решениями Нальчикского городского суда от 23.07.2020г., от 16.11.2022г., а также перечнем рассмотренных Нальчикским городским судом гражданских дел по спору между сторонами.
Кроме того, представитель истицы не оспаривал данного факта. При этом не заявлял ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд.
Указанные обстоятельства безусловно свидетельствует о том, что с 2017 года ФИО1 достоверно о том, что ТСЖ «Горный бриз» является управляющей многоквартирным домом организацией, в связи с чем она не была лишена возможности для ознакомления с протоколом общего собрания собственников помещений в МКД от 27.07.2009г. и его оспаривания в установленный законом срок.
Учитывая, что доказательств уважительности причин пропуска срока истицей не представлено, суд считает, что истицей пропущен срок для обращения в суд с иском об оспаривании протокола общего собрания от 27.07.2009г.
Кроме того, суд считает, что оспариваемые протоколы общего собрания не могут быть признаны незаконными по основаниям, изложенным истицей, поскольку достоверно установлено, что многоквартирный <адрес> в <адрес> введен в эксплуатацию, жилые помещения в нем зарегистрированы на праве собственности за жильцами данного дома, в том числе и за истицей.
Доводы истицы о незаконности избрания председателем ТСЖ «Горный бриз» ФИО7 со ссылкой на нормы ст. ст. 143, 149 ЖК Российской Федерации не нашли своего подтверждения.
В силу ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества (ст. 145 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится, в том числе избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий;
В силу ст. 146 ЖК РФ, правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья, устанавливаются в соответствии со ст. 45 ЖК РФ и уставом товарищества.
Согласно ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.
Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.
В соответствии с ч. 2 ст. 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества.
Согласно ч.2 ст. 136 ЖК Российской Федерации товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, определяется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
Материалами дела и пояснениями сторон установлено, что ТСЖ «Горный бриз» осуществляет управление общим имуществом в многоквартирных домах №а и №а по <адрес> в <адрес>, данные многоквартирные дома расположены на смежных земельных участках, имеют общий двор.
Председатель ТСЖ «Горный бриз» проживает в многоквартирном <адрес> в <адрес>.
Кроме того, истицей не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении ее прав и законных интересов оспариваемыми протоколами общего собрания.
Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований о признании незаконными протоколов общего собрания собственников помещений и отказе в их удовлетворении, в том числе, по причине пропуска срока обращения в суд.
Также не подлежат удовлетворению требования истицы в части возложения на Госкомитет обязанности по ликвидации ТСЖ «Горный бриз».
В соответствии с ч.12 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
В силу ст. 141 ЖК Российской Федерации ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 133-ФЗ)
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
6) в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, Госкомитет наделен правом, а не обязанностью обращения в суд с заявлением о ликвидации ТСЖ.
В данном случае, как следует из пояснений представителей Госкомитета, у них отсутствуют основания для обращения в суд с подобным заявлением. Соответствующие разъяснения ими были даны на обращение ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление ФИО1 к Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору и Товариществу собственников жилья «Горный бриз» о признании незаконными протоколов общего собрания и возложении обязанности по ликвидации ТСЖ «Горный бриз» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нальчикский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий - Л.М. Тлеужева
Копия верна: Судья - Л.М. Тлеужева