Решение по делу № 33-2782/2020 от 08.06.2020

Судья Думова Е.Н. Дело № 2-67/2020

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 июня 2020 года № 33-2782/2020

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Образцова О.В.,

судей Вахониной А.М., Медведчикова Е.Г.,

при секретаре Артамоновой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шаровой Р. В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 25 февраля 2020 года, которым Шаровой Р. В. в удовлетворении исковых требований к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области» Минтруда России о признании решений незаконными отказано в полном объёме.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения истца Шаровой Р.В., представителя ответчика по доверенности Лисовой Е.А., судебная коллегия

установила:

на основании направления на медико-социальную экспертизу (далее – МСЭ) от 05 августа 2019 года, выданного бюджетным учреждением здравоохранения Вологодской области «Вологодская городская поликлиника № 1» (далее – БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника № 1»), Шарова Р.В. для установления инвалидности по профессиональному заболеванию, разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида, установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, разработки программы реабилитации пострадавшего обратилась в федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по ВО», Главное бюро МСЭ по ВО).

После личного осмотра и анализа представленных документов, 30 августа 2019 года специалисты бюро № 11 – филиал федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области» Минтруда России (далее – бюро № 11) пришли к выводу об отсутствии оснований для установления Шаровой Р.В. инвалидности и определили степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 10 %, о чем составили протокол проведения МСЭ и акт МСЭ гражданина № 889.11.35/2019.

Не согласившись с принятыми решениями, 20 сентября 2019 года Шарова Р.В. обратилась в суд с иском к ФКУ «ГБ МСЭ по ВО», в котором с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконными и отменить решения медико-социальной экспертизы об отказе в установлении инвалидности и установлении утраты трудоспособности 10 % бессрочно, оформленные протоколами и актами от 30 августа 2019 года.

В обоснование требований указала на необоснованность выводов экспертов о состоянии её здоровья, а также на противоречия между заключением судебной экспертизы и выводами специалиста, изложенными в заключении № 861/2017, повторение судебными экспертами необоснованных выводов оспариваемых решений, наличие у неё инвалидности третьей группы, установленной заключением эксперта от 31 октября 2010 года, при исследовании которого врачи по медико-социальной экспертизе должны были сделать выводы о незаконности отказа в установлении инвалидности и утрате трудоспособности на 10 %.

В судебном заседании истец Шарова Р.В. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по ВО» по доверенности Лисова Е.А. иск не признала. Указала на обоснованность решений, принятых специалистами бюро № 11.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к нем Шарова Р.В., ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, ставит вопрос об его отмене. Указывает, что согласно протоколу врачебной комиссии по экспертизе, связи заболевания с профессией от 28 февраля 2019 года № 71, установленный в 2014 году диагноз «...» был подтвержден и в 2019 году.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оснований для его отмены не находит.

Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд, исходил из того, что оснований для установления Шаровой Р.В. инвалидности и признания незаконными решений медико-социальной экспертизы об отказе в установлении инвалидности и установлении утраты трудоспособности 10 % бессрочно, оформленные протоколами и актами от 30 августа 2019 года, не имеется.

С таким выводом суда соглашается и судебная коллегия, поскольку он подтверждается исследованными доказательствами и соответствует нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала (пункт 3 Правил).

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Пунктом 25 Правил определено, что медико - социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

Согласно статье 8 Закона № 181-ФЗ, а также статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации.

Федеральные учреждения МСЭ при определении степени утраты профессиональной трудоспособности руководствуются Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 789 (далее - Правила № 789) в соответствии с Временными критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 года № 56 (далее – Временные критерии № 56).

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Временных критериев № 56 при определении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывается выраженность нарушений функций организма пострадавшего, приводящих к ограничению способности к трудовой деятельности и других категорий жизнедеятельности.

В результате очной медико-социальной экспертизы, проведенной 30 августа 2019 года экспертным составом бюро № 11, инвалидность Шаровой Р.В. установлена не была, однако, определена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 10% (л.д. 39-58).

Данная экспертиза проводилась в соответствии с требованиями действующего законодательства в ходе очного освидетельствования специалистами, обладающими необходимой компетенцией, на основании медицинских и медико-экспертных документов, отражающих комплексную оценку состояния здоровья Шаровой Р.В. при её личном участии и с осмотром её специалистами.

Обоснованность данных выводов подтверждена также заключением судебной медико-социальной экспертизы от 30 января 2020 года, назначенной судом по ходатайству истца и проведенной в очном порядке в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу» Минтруда России, согласно которому оснований для установления Шаровой Р.В. группы инвалидности по состоянию на 30 августа 2019 года не имелось (л.д. 89-97).

Представленное суду экспертное заключение ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу» Минтруда России по форме и содержанию соответствует статье 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы научно и фактически обоснованы и надлежащими средствами доказывания не опровергнуты.

Вопреки доводам истца выводы о наличии или отсутствии оснований для признания гражданина инвалидом основываются не на субъективной оценке состояния своего здоровья, а на объективных данных о нём, посредством комиссионного исследования уполномоченными лицами всех факторов, влияющих на ограничение жизнедеятельности гражданина.

Основанием для установления инвалидности является не факт наличия заболевания, а его стойкие последствия, которые значительно ограничивают способность самостоятельно передвигаться, обслуживать себя, контролировать свое поведение, общаться, ориентироваться, выполнять трудовую деятельность, обучаться.

В ходе медико-социальной экспертизы 30 августа 2019 года, а также при производстве судебной экспертизы было установлено, что имеющиеся у Шаровой Р.В. заболевания как профессионального, так и непрофессионального характера приводили к 1 степени выраженности стойких нарушений функций организма (10%), которые не обуславливали ограничений жизнедеятельности ни в одной из основных категорий и не приводили к необходимости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию (л.д. 97).

Изложенные выводы экспертов не могут быть опровергнуты заключением специалиста № 861/2017 (л.д. 115-131), поскольку данное заключение составлено лицом, не имеющим квалификации врача по МСЭ, в то время как Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» обязательным условием для проведения экспертизы является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе. Кроме того, данное заключение составлено 19 июля 2017 года, то есть до проведения медико-социальной экспертизы специалистами бюро № 11.

Таким образом, поскольку необходимая для установления инвалидности степень ограничения жизнедеятельности у Шаровой Р.В. не установлена в предусмотренном законом порядке специально уполномоченным органом (федеральным учреждением МСЭ), оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.

Довод подателя жалобы о том, что установленный в 2014 году диагноз «...» подтвержден и в 2019 году, не влияет на правильность выводов суда по изложенным выше основаниям.

Поскольку правовых доводов, влекущих отмену решения, а также ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, апелляционная жалоба не содержит, оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шаровой Р. В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2782/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шарова Раиса Витальевна
Ответчики
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области"
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
09.06.2020Передача дела судье
25.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2020Передано в экспедицию
25.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее