Решение по делу № 33-909/2022 от 24.02.2022

Дело №2-10175/2021 Дело №33-909/2022

Судья Лиханов В.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 23 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., судей Матвеевой М.К., Осиповой А.А., при секретаре Колочевой К.А., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Харлампьева В.В. по доверенности, на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2021 года по иску Арсеньева Е.В. к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)», Окружной администрации города Якутска об обязании согласовать выплату по возмещению за изымаемое жилое помещение, исходя из рыночной стоимости жилого помещения,

постановлено:

Иск Арсеньева Е.В. к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)», Окружной администрации города Якутска об обязании согласовать выплату по возмещению за изымаемое жилое помещение, исходя из рыночной стоимости жилого помещения, - удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)», Окружную администрацию города Якутска согласовать Арсеньеву Е.В. выплату по возмещению за изымаемое жилое помещение по адресу: .........., исходя из рыночной стоимости в размере 3852 414 рублей.

Взыскать солидарно с Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)», Окружной администрации города Якутска в пользу Арсеньева Е.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Осиповой А.А., пояснения истца Арсеньева Е.В., представителя истца Ербулатова М.А., представителя Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» Харлампьева В.В., представителя Окружной администрации города Якутска Федорова Е.К., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Арсеньев Е.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия) (далее ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС(Я)»), Окружной администрации города Якутска, мотивируя тем, что он имеет в собственности жилое помещение расположенное по адресу: .........., указанный жилой дом в установленном законе порядке был признан аварийным и подлежащим сносу, в нем не возможно проживать, истец обращался с заявлением к ответчику с просьбой заключить соглашение о выплате возмещения, за изымаемое жилое помещение исходя из рыночной стоимости. Однако ему не была согласована сумма за изымаемое жилое помещение. Просил обязать ответчиков согласовать сумму 4984140 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС(Я)» Харлампьев В.В. по доверенности обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение указав, на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального. Указывает, что ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС (Я) не отказывала истцу согласовать сумму за изымаемое жилое помещение. Спор возник на стадии рассмотрения комиссией вопроса о согласовании стоимости жилого помещения. Также указывает, что ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС(Я)» является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС(Я)» Харлампьев В.В. в судебном заседании полностью поддержал доводы жалобы, просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в отношении Дирекции.

Истец Арсеньев Е.В., представитель истца Ербулатов М.А. в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения.

Представитель Окружной администрации города Якутска Федоров Е.К., в судебном заседании оставил вопрос на усмотрения суда.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, заслушав пояснения представителей, судебная коллегия приходит к следующему.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5- 9 данной статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 указанной нормы).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В силу части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Арсеньеву Е.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира с кадастровым № ..., общей площадью *** кв.м., расположенная по адресу: ........... Данная квартира находится в многоквартирном жилом доме, который распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 24 мая 2012 года № ... «О техническом состоянии жилых домов, обследованных Межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признан аварийным и подлежащим сносу со сроком сноса и расселения в 2018 году.

Указанный многоквартирный дом включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную Правительством Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 №50. В рамках реализации программы ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС(Я)» обеспечивает осуществление выплат по соглашениям о возмещении, заключенным между собственниками жилых помещений, ответчиком и органом местного самоуправления – участниками программы.

Распоряжением заместителя главы городского округа «город Якутск» от 01 марта 2021 года № ... принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, расположенного по адресу: ...........

Между истцом и ответчиками соглашение о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение не подписано.

В судебном заседании суда первой инстанции представителем Окружной администрации было заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы для определения рыночной стоимости спорного жилого помещения.

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 ноября 2021 года по делу назначена экспертиза, перед которой поставлен следующий вопрос: Определить рыночную стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: .........., в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли ответчика в праве общей собственности на такое имущество.

Из представленного суду заключения эксперта № ... от 3 декабря 2021 года следует, что рыночная стоимость жилой квартиры расположенной по адресу: .......... составляет 3330700 рублей, рыночная стоимость земельного участка на котором расположен жилой многоквартирный дом с учетом доли истца в праве общей собственности составляет 332830 рублей, стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли в праве составляет 188884 рубля.

Согласно статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1).

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 2).

Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» вступил в законную силу со дня его официального опубликования – 28 декабря 2019 года. При этом данный закон не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.

Из Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 апреля 2020 года N15026-МЕ/06 следует, что под действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28 декабря 2019 года, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, истцом был избран способ обеспечения его жилищных прав путем выплаты ему возмещения за изымаемое жилое помещение, сумму просил определить в размере рыночной стоимости.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», разъяснениями, данными судам в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», правильно исходил из того, что жилой дом, в котором расположена квартира, принадлежащая истцу Арсеньеву Е.В. на праве собственности, признан аварийным, принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный дом, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, собственники имеют право выбора любого из названных в законе способов обеспечения их жильных прав, в связи с чем обращение истцов, избравших способ защиты своих прав в виде получения выкупной стоимости жилого помещения по рыночной стоимости, является обоснованным.

Согласно приказу Минстроя Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2016 N 146 (ред. от 10 июня 2020) «О создании Региональной комиссии по вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Саха (Якутия)» (вместе с «Положением о Региональной комиссии по вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Саха (Якутия)», «Порядком рассмотрения обращений по вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Саха (Якутия)» ответственным исполнителем Минстроя по организации исполнения порядка рассмотрения обращений по вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Саха (Якутия)» является Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» (в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 21 февраля 2019 года N 53).

Согласно постановлению Окружной администрации г. Якутска от 30 октября 2019 года N 293п Программа реализуется в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 года N 50.

Механизмом реализации Программы является строительство и (или) приобретение жилых помещений в собственность Республики Саха (Якутия) с последующей передачей в муниципальную собственность городского округа «город Якутск» для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а также выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения в аварийных домах, возмещения за изымаемое жилое помещение.

Государственное казенное учреждение «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» в установленном порядке заключает государственный контракт на строительство или приобретение жилых помещений согласно условиям республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 года N 50.

Таким образом, вопрос о выплате стоимости изымаемого аварийного жилого помещения разрешается совместно с Государственным казенным учреждением «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» и Окружной администрацией города Якутска.

На основании вышеизложенного доводы апелляционной жалобы представителя ответчика ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС(Я)» являются несостоятельными.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от16 декабря 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33-909/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Арсеньев Евгений Васильевич
Ответчики
ГУ Дирекция жилищного строительства РС(Я)
ОА г.Якутска
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
24.02.2022Передача дела судье
14.03.2022Судебное заседание
23.03.2022Судебное заседание
23.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее