Решение по делу № 33-34/2020 от 16.09.2019

Судья Гаязов Р.Г. УИД16RS0016-01-2019-000213-06

Дело № 2-181/2019

в„– 33-34/2020

Учет № 135г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 января 2020 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Тютчева С.М.,

судей Миннегалиевой Р.М., Рашитова И.З.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Джураевым Д.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Миннегалиевой Р.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Мутыкова И.С. на решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 23 июля 2019 года, которым постановлено:

исковое заявление Акционерного общества «Транснефть-Прикамье» к Мутыкова И.С. об изъятии земельных участков для государственных нужд, прекращении права собственности И.С.Мутыкова на земельные участки, признании права собственности на земельные участки за АО «Транснефть-Прикамье» удовлетворить.

Изъять у Мутыкова И.С. для государственных нужд Республики Татарстан:

земельный участок с кадастровым номером ...., площадью 299 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ....;

земельный участок с кадастровым ...., площадью 2611 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ....,

земельный участок с кадастровым ...., площадью 485 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ....,

расположенные по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский муниципальный район, Кирельское сельское поселение путем выкупа с оплатой АО «Транснефть - Прикамье» возмещения за изымаемые земельные участки в размере 33 373 (тридцать три тысячи триста семьдесят три) рубля 00 копеек.

Прекратить право собственности И.С. Мутыкова на земельные участки:

с кадастровым номером ...., площадью 299 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ....;

с кадастровым номером ...., площадью 2611 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ....

с кадастровым номером ...., площадью 485 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ....,

расположенные по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский муниципальный район, Кирельское сельское поселение.

Признать право собственности АО «Транснефть - Прикамье» на земельные участки: с кадастровым номером .... общей площадью 299 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;

с кадастровым номером .... общей площадью 2611 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;

с кадастровым номером ...., площадью 485 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства,

расположенные по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский муниципальный район, Кирельское сельское поселение.

Взыскать с Мутыкова И.С. государственную пошлину в размере 300 рублей в доход Камско-Устьинского муниципального района РТ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав пояснения представителей АО «Траснефть – Прикамье» - Валеева Д.М., Вахидовой А.Ш., представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – Авдеева Д.А., представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Хабибуллина Р.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

АО «Транснефть - Прикамье» обратилось в суд с иском к Мутыкову И.С. об изъятии земельных участков для государственных нужд, прекращении права собственности Мутыкова И.С. на земельные участки, признании права собственности на земельные участки за АО «Транснефть-Прикамье».

В обоснование требований указано, что Кабинетом Министров Республики Татарстан <дата> принято Постановление .... «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан» в целях строительства объекта регионального значения «База флота №1» в районе н.п. Камское Устье, за счет средств АО «Транснефть-Прикамье»: площадью 0,0299 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 2,7954 гектара кадастровый ...., расположенного по адресу: <адрес>, образуемого из земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 1,2690 гектара кадастровый ...., расположенного по адресу: <адрес>, образуемого из земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 0,1545 гектара кадастровый ...., расположенного по адресу: <адрес>, Кирельское сельское поселение, находящиеся в собственности Мутыкова И.С. Во исполнение указанного постановления АО «Транснефть-Прикамье» провело работы по формированию перечисленных земельных участков, об определении рыночной стоимости земельных участков. <дата> Мутыкову И.С. направлено соглашение о выкупе принадлежащих ему земельных участков, подписанное АО «Транснефть-Прикамье» и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, с выплатой соответствующего возмещения. Ответчик по истечении 90 дней не предоставил подписанное соглашение, предложенное истцом. Согласно статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд. С учетом изложенного, истец просил изъять у Мутыкова И.С. для государственных нужд Республики Татарстан: земельный участок с кадастровым номером .... площадью 299 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ....; земельный участок с кадастровым номером ...., площадью 2611 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером .... земельный участок с кадастровым номером ...., площадью 485 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ...., расположенные по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский муниципальный район, Кирельское сельское поселение путем выкупа с оплатой АО «Транснефть - Прикамье» возмещения за изымаемые земельные участки в размере 33 373 (тридцать три тысячи триста семьдесят три) рубля; прекратить право собственности Мутыкова И.С. и признать право собственности АО «Транснефть - Прикамье» на данные земельные участки.

Представители истца АО «Транснефть Прикамье» - Валеев Д.М., Вахидова А.Ш. в судебном заседании поддержали исковые требования и просили удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Мутыков И.С. в судебное заседание не явился, его представитель Габдрахманов Ф.Т. в судебном заседании исковые требования не признал.

Представители третьих лиц Кабинета Министров Республики Татарстан - Авдеев Д.А. и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Хабибуллин Р.А. в судебном заседании просили требования удовлетворить.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований в вышеприведенной формулировке.

Определением Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от <дата> постановлено: внести исправление в установочную и резолютивную часть решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от <дата> по делу ...., а именно в части взыскания госпошлины: взыскать с Мутыкова И.С. в пользу АО «Транснефть -Прикамье» государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от <дата> определение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от <дата> отменено.

В апелляционной жалобе Мутыков И.С. просит отменить решение суда. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что истцом были допущены нарушения процедуры изъятия земельных участков для государственных нужд. Также не соглашается со стоимостью земельных участков, указанной в отчете .... от <дата>, подготовленном ООО «Юридическое агентство ЮНЭКС», ввиду наличия в нем противоречий и неточностей в изложенной в нем информации. Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчиком было заявлено ходатайство о проведении судебной оценочной экспертизы, предметом которой являлась бы не только рыночная оценка земельных участков, но и определение всей стоимости размера возмещения за изымаемые земельные участки с учетом убытков собственника, связанных с их изъятием, однако суд первой инстанции игнорируя противоречия в представленной истцом оценке, необоснованно отказал в проведении экспертизы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истца АО «Траснефть – Прикамье» - Валеев Д.М., Вахидова А.Ш. возражали против доводов апелляционной жалобы.

Представители третьих лиц Кабинета Министров Республики Татарстан – Авдеев Д.А., Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Хабибуллин Р.А. также возражали против доводов апелляционной жалобы.

Ответчик Мутыков И.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного заседания и не сообщившего о причинах неявки.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения приходит к выводу о том, что оно подлежит изменению.

В соответствии со статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Согласно пунктов 1 и 4 части 1 статьи 330Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно части 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно части 3 статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов транспорта регионального значения.

Согласно статье 56.2 Земельного Кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: 1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения); 2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; 3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Согласно части 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 7 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций.

Согласно части 1 статьи 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно части 2 статьи 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 56.11 Земельного Кодекса Российской Федерации заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: 1) перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; 2) прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком; 3) досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком; 4) прекращения права оперативного управления или права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на изымаемом земельном участке, либо досрочного расторжения договора аренды или договора безвозмездного пользования такими объектами недвижимого имущества; 5) возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков; 6) государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества; 7) сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.

Согласно части 2 статьи 56.11 Земельного Кодекса Российской Федерации в случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.

Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.

Согласно части 3 статьи 56.11 Земельного Кодекса Российской Федерации права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

Согласно части 4 статьи 56.11 Земельного Кодекса Российской Федерации с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности: 1) Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд Российской Федерации; 2) субъекта Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд субъекта Российской Федерации; 3) муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд; 4) организации, которая подала ходатайство об изъятии, на основании которого принято решение об изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, и которая предоставила за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в полном объеме возмещение, предусмотренное соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда, либо предоставила другое недвижимое имущество взамен изымаемого недвижимого имущества, за исключением случаев, если приобретение такого земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона.

В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятие.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2003 года № 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.

Согласно пункту 1 данных Правил убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством.

Пунктом 7 указанных Правил предусмотрено, что при определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

Судом установлено, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости Мутыкову И.С. на праве собственности принадлежат: земельный участок с кадастровым номером ...., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 27 954 кв. м, адрес объекта: РТ, <адрес>; земельный участок с кадастровым номером ...., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 12690 кв. м, адрес объекта: РТ, <адрес>; земельный участок с кадастровым номером .... категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 1545 кв. м, адрес объекта: РТ, <адрес>, <адрес>

Кабинетом Министров Республики Татарстан <дата> принято Постановление .... «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан» в целях строительства объекта регионального значения «База флота №1» в районе н.п. Камское Устье, за счет средств АО «Трансефть-Прикамье»: площадью 0,0299 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 2,7954 гектара кадастровый ...., расположенного по адресу: РТ, Камско-Устьинский район, Кирельское сельское поселение, находящегося в собственности Мутыкова И.С.; площадью 0,2611 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 1,2690 гектара кадастровый ...., расположенного по адресу: РТ, Камско-Устьинский район, Кирельское сельское поселение, находящегося в собственности Мутыкова И.С.; площадью 0,0485 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 0,1545 гектара кадастровый ...., расположенного по адресу: РТ, Камско-Устьинский район, Кирельское сельское поселение, находящегося в собственности Мутыкова И.С.

АО «Транснефть-Прикамье» в рамках исполнения вышеуказанного Постановления были проведены кадастровые работы, в результате которых были сформированы следующие земельные участки: из земельного участка с кадастровым номером .... – земельный участок с кадастровым номером ....; из земельного участка с кадастровым номером .... – земельный участок с кадастровым номером ...., из земельного участка с кадастровым номером .... – земельный участок с кадастровым номером .....

В целях определения размера возмещения за изымаемые земельные участки и размера убытков, причиняемых таким изъятием, ООО «Юридическое агентство ЮНЭКС» был подготовлен отчет от <дата> .... по определению рыночной стоимости земельных участков, изымаемых для государственных нужд.

Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... общей площадью 299 кв. м, составила 2 939 рублей, стоимость земельного участка с кадастровым номером .... общей площадью 2 611 кв. м, составила 25 666 рублей, стоимость земельного участка с кадастровым номером .... общей площадью 485 кв. м, составила 4 768 рублей.

<дата> ответчику направлено соглашение о выкупе принадлежащих ему земельных участков, подписанное АО «Транснефть-Прикамье» и Министерством земельных и имущественных отношений РТ, с выплатой соответствующего возмещения. Соглашение было получено Мутыковым И.С. <дата>.

Ответчик по истечении 90 дней не предоставил подписанное соглашение, предложенное истцом.

Разрешая спор суд исходил из того, что правовые основания для изъятия земельных участков, принадлежащих ответчику, для государственных нужд имеются, определив стоимость выкупной цены за изымаемые участки в соответствии с представленным истцом отчетом ООО «Юридическое агентство ЮНЭКС» в размере 33373 рубля.

Судебная коллегия соглашается с решением суда в части обоснованности требований истца об изъятии земельных участков для государственных нужд с прекращением права собственности на них за ответчиком и признанием права собственности за истцом.

Доводы жалобы о существенном нарушении процедуры изъятия земельных участков для государственных нужд не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 10 апреля 2019 года в удовлетворении административного иска Мутыкова И.С. к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании незаконным постановления «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан» .... от <дата> отказано.

Между тем из материалов данного дела следует, что в ходе судебного разбирательства представителем ответчика было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы на предмет определения стоимости спорных земельных участков, в удовлетворении которого судом первой инстанции было необоснованно отказано.

В связи с изложенным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 07 октября 2019 года по настоящему делу была назначена судебная экспертиза в АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» на предмет определения действительной (рыночной) стоимости спорных земельных участков.

Согласно заключению эксперта АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» .... от <дата> действительная (рыночная) стоимость земельного участка с кадастровым номером .... площадью 299 кв. м составляет 3462 рубля; земельного участка с кадастровым номером .... площадью 2 611 кв. м – 30235 рублей; земельного участка с кадастровым номером .... площадью 485 кв. м – 5616 рублей.

Оснований не доверять представленному заключению судебной экспертизы у судебной коллегии не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется специальное высшее образование, стаж экспертной работы. Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования даны исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, что допустимых доказательств, опровергающих заключение судебной экспертизы, сторонами в суд не представлено, судебная коллегия считает необходимым определить размер выкупа спорных участков согласно результатам судебной экспертизы, проведенной АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан».

Таким образом, оспариваемое решение подлежит изменению в части размера взыскиваемой стоимости выкупа земельных участков, со взысканием с АО «Транснефть-Прикамье» в пользу Мутыкова И.С. стоимости земельного участка земельного участка с кадастровым номером .... в размере 3462 рубля, земельного участка с кадастровым номером .... в размере 30235 рублей, земельного участка с кадастровым номером .... в размере 5616 рублей, всего 39313 рублей.

Кроме того, в силу положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей, а также с учетом того, что определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 07 октября 2019 года расходы по оплате судебной экспертизы возложены на Мутыкова И.С., однако сведений об оплате данных расходов ответчиком в материалы дела не представлено, с него в пользу АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» подлежат взысканию расходы по проведению судебной экспертизы в размере 45 030 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Рѕ Рї СЂ Рµ Рґ Рµ Р» Рё Р» Р°:

решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от <дата> по данном делу изменить в части размера взыскиваемой стоимости выкупа земельных участков и государственной пошлины.

Взыскать в пользу Мутыкова И.С. с АО «Транснефть-Прикамье» стоимость выкупа земельного участка с кадастровым номером ...., земельного участка с кадастровым номером ...., земельного участка с кадастровым номером .... в размере 39313 рублей.

Взыскать с Мутыкова И.С. в пользу АО «Транснефть-Прикамье» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.

Взыскать с Мутыкова И.С. в пользу АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» расходы по проведению судебной экспертизы в размере 45 030 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в срок не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33-34/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Другие
АО Транснефть-Прикамье
Министерство земельных и имущественных отношений РТ
Мутыков И.С.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Миннегалиева Р. М.
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
09.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее