Решение по делу № 2-397/2016 от 06.05.2016

Дело № 2-397/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2016 года                                г. Пласт

Пластский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Бодровой Е.Б.

при секретаре Джаран Е.С.,

с участием прокурора Пименова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Пласта Челябинской области в интересах Гусевой З.А. к Управлению социальной защиты населения Пластовского муниципального района Челябинской области, областному государственному казенному учреждению Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс», Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

    

Прокурор г. Пласта Челябинской области (далее – прокурор) в интересах Гусевой З.А. обратился к Управлению социальной защиты населения Пластовского муниципального района Челябинской области (далее – УСЗН Пластовского района), областному государственному казенному учреждению Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» (далее – Центр «Импульс»), Министерству социальных отношений Челябинской области с иском о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации – креслом-коляской с ручным приводом базовой комнатной, креслом-коляской с ручным приводом базовой прогулочной, указанными в индивидуальной программе реабилитации к акту освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой города была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов.

В ходе проверки установлено, что Гусева З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы.

Гусева З.А. обращалась в Центр «Импульс» с заявлением о предоставлении ей технических средств реабилитации – кресла-коляски с ручным приводом базовой комнатной и кресла-коляски с ручным приводом базовой прогулочной.

Индивидуальной программой реабилитации инвалида к акту освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ , выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» (Бюро медико-социальной экспертизы (смешанного профиля)) установлена нуждаемость истца в вышеуказанных технических средствах реабилитации.

До настоящего времени Гусева З.А. техническими средствами реабилитации не обеспечена.

Истец Гусева З.А., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась.

В судебном заседании прокурор Пименов В.А. иск поддержал.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Пластовского муниципального района Челябинской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания (л.д. 45), не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 54).

Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области Орлов А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53), надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 48-51).

В письменном отзыве представитель ответчика Орлов А.В. иск не признал, ссылаясь на то, что Министерство не нарушало сроки предоставления истцу технических средств реабилитации, сроки их предоставления действующим законодательством не установлены. Приобретение технических средств реабилитации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд посредством заключения государственных контрактов. Ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации предусматриваются бюджетные ассигнования в объеме, не позволяющем удовлетворить полную потребность инвалидов в технических средствах реабилитации. В 2016 году в связи с уменьшением лимитов бюджетные ассигнования позволят обеспечить только 23,2% от нуждающихся в технических средствах реабилитации. Потребность в денежных средствах в 2016 году определена с учетом задолженности прошлых лет. В настоящее время Министерством осуществляется подготовка документации для проведения конкурсных процедур на право заключения государственных контрактов. После проведения открытых аукционов в электронной форме и заключения государственных контрактов Гусева З.А. будет обеспечена необходимыми техническими средствами реабилитации. Министерство и Центр «Импульс» осуществляют свою деятельность в рамках действующего законодательства и истцу в предоставлении технических средств реабилитации не отказывают (л.д. 48-51).

Представитель ответчика Центра «Импульс», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания (л.д. 47), не явился.

Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Гусевой З.А., представителей ответчиков УСЗН Пластовского района, Центра «Импульс», Министерства социальных отношений Челябинской области.

Суд, заслушав прокурора Пименова В.А., исследовав материалы дела, оснований для удовлетворения иска не усматривает.

В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации инвалиды обеспечиваются государственной поддержкой в Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов – система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

В силу ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1, 2, 5, 6 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Федеральным перечнем предусмотрены технические средства реабилитации, в том числе, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.

Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240, предусматривают, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Заявление о предоставлении технических средств реабилитации подается в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением, полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам.

В соответствии с утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Челябинской области с 01 января 2011 года.

Пунктом 27 раздела III Положения о Министерстве социальных отношений Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 09 августа 2004 года № 406, предусмотрено, что Министерство социальных отношений Челябинской области организует обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (в случае передачи отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации).

В рамках заключенного между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Челябинской области соглашения постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года № 94-П Центр «Импульс» определен в качестве уполномоченной организации по обеспечению деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области по реализации части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов и утверждено Положение о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями. Центр «Импульс» формирует областной реестр в той хронологической последовательности, в которой инвалиды и ветераны были поставлены на учет в качестве нуждающихся в обеспечении техническими средствами реабилитации, услугами и протезами.

В судебном заседании установлено:

Гусева З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты> бессрочно (л.д. 38).

Индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ , выданной Бюро № 20-филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области», установлена нуждаемость Гусевой З.А. в технических средствах реабилитации (л.д. 10-11).

Согласно индивидуальной программе от ДД.ММ.ГГГГ (карта к акту освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ ), выданной Бюро медико-социальной экспертизы (смешанного профиля) ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» Гусева З.А. нуждается в технических средствах реабилитации: кресле-коляске с ручным приводом базовой комнатной и кресле-коляске с ручным приводом базовой прогулочной с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указано МСО ЧО (л.д. 12-13).

ДД.ММ.ГГГГ Гусева З.А. обратилась в ГУ ЧОРФЦИ «Импульс» с заявлением о предоставлении ей технических средств реабилитации, в том числе, кресел-колясок с ручным приводом базовых комнатной и прогулочной (л.д. 35).

В соответствии со статьями 1, 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» осуществление медико-социальной экспертизы, установление инвалидности и разработка индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалидов возложены на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Предусмотренными индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ техническими средствами Гусеву З.А. обязано обеспечить Министерство социальных отношений Челябинской области, указанное в программе в качестве исполнителя, поскольку индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами (л.д. 13).

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Гусева З.А. техническими средствами реабилитации – креслом-коляской с ручным приводом базовой комнатной, креслом-коляской с ручным приводом базовой прогулочной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ (карта к акту освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ не обеспечена.

В соответствии с п. 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

В случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов субъектам Российской Федерации финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий.

Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам мер социальной защиты в виде обеспечения техническими средствами реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации права на такое обеспечение, определяют источник и объемы финансирования, а также порядок реализации права на получение технических средств реабилитации.

Обращение истца, имеющего право на меры социальной защиты, ДД.ММ.ГГГГ с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, к которому были приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в таких средствах, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой технические средства реабилитации должны предоставляться гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.

Из представленных документов следует, что заявление Гусевой З.А. об обеспечении техническими средствами реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено в установленном законом порядке, она была принята на учет. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец стоит под номером в областном реестре граждан, имеющих право на обеспечение техническими средствами реабилитации, а именно креслом-коляской с ручным приводом базовой комнатной, и под номером на обеспечение креслом-коляской с ручным приводом базовой прогулочной (л.д. 49).

Установление очередности обеспечения граждан техническими средствами реабилитации не исключается, поскольку право на получение мер социальной защиты при наличии медицинских показаний имеют в равной степени все инвалиды, подлежащие обеспечению в соответствии с решениями учреждений медико-социальной экспертизы на основании индивидуальных программ реабилитации техническими средствами реабилитации. При этом внеочередное или первоочередное обеспечение кого-либо техническими средствами реабилитации законом не установлено.

Суд также считает, что доводы Министерства социальных отношений Челябинской области о недостаточности финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации заслуживают внимания.

Исследованные доказательства в их совокупности свидетельствуют о то, что Министерство социальных отношений Челябинской области приняло соответствующие меры в пределах своих полномочий и выделенных из федерального бюджета ассигнований по обеспечению Гусевой З.А. техническими средствами реабилитации. Прокурором доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком норм действующего законодательства не представлено, доводы об отсутствии финансирования в требуемом объеме не опровергнуты.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения иска в части возложения на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанности по обеспечению Гусевой З.А. техническими средствами реабилитации.

Основания для возложения на Центр «Импульс» обязанности выдать Гусевой З.А. технические средства реабилитации отсутствуют, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами именно на Министерство социальных отношений Челябинской области возложена функция уполномоченного органа по реализации части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, оно организует обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

Согласно пункту 4 Положения Центр «Импульс» в целях организации работы с инвалидами по месту жительства по обеспечению техническими средствами реабилитации осуществляет: прием документов и определение права инвалидов (ветеранов) на получение технических средств реабилитации, подготовку заявок в Министерство социальных отношений Челябинской области о потребности в предоставлении и выдаче инвалидам технических средств реабилитации, прием технических средств реабилитации, предоставляемых поставщиками в рамках выполнения государственного контракта, с последующей выдачей инвалидам; формирование областного реестра в той же хронологической последовательности, в которой инвалиды и ветераны, претендующие на обеспечение технических средств реабилитации, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в обеспечении.

В силу пункта 33 Положения Центр «Импульс» в течение 15 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления принимает соответствующее решение и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, услугами и протезами, либо об отказе с изложением причин отказа. Одновременно с уведомлением о постановке на учет высылает (выдает) инвалиду направление в соответствующее учреждение (организацию) на обеспечение техническими средствами реабилитации.

Таким образом, на Центр «Импульс» возложены полномочия по решению технических вопросов.

Исследованные доказательства свидетельствуют о том, что Центр «Импульс» поставил Гусеву З.А. на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, т.е. ответчик предпринял необходимые и зависящие от него действия.

Соглашением о взаимном сотрудничестве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством социальных отношений Челябинской области, Центром «Импульс», Управлением социальной защиты населения Пластовского муниципального района и МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Пластовского муниципального района» в целях организации работы по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации и т.д. в обязанности УСЗН Пластовского района входит организация взаимодействия с Центром «Импульс» по обмену информацией об имеющихся потребностях и обеспечению инвалидов, проживающих на территории муниципального образования, техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение; оказание содействия в организации хранения технических средств реабилитации, в получении, погрузке и доставке технических средств реабилитации до граждан; осуществление информационной работы с гражданами по вопросам, связанным с обеспечением техническими средствами реабилитации, в том числе доведение информации о необходимости их получения различными способами; осуществление технического содействия.

Исходя из полномочий УСЗН Пластовского района, предусмотренных вышеуказанным соглашением, основания для возложения на данного ответчика обязанности по обеспечению Гусевой З.А. техническими средствами реабилитации также отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Прокурору г. Пласта Челябинской области, действующему в интересах Гусевой З.А., в иске к Министерству социальных отношений Челябинской области, областному государственному казенному учреждению Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс», Управлению социальной защиты населения Пластовского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации – креслом-коляской с ручным приводом базовой комнатной, креслом-коляской с ручным приводом базовой прогулочной отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинской областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.

Председательствующий

2-397/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Гусева З.А.
Ответчики
Министерство социальных отношений ЧО
Управление социальной защиты населения
Областной Реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс"
Суд
Пластский городской суд Челябинской области
Дело на сайте суда
plast.chel.sudrf.ru
06.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2016Передача материалов судье
11.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2016Судебное заседание
15.06.2016Судебное заседание
04.07.2016Судебное заседание
04.07.2016Судебное заседание
06.07.2016Судебное заседание
12.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее