УИД25RS0002-01-2023-008513-34
мотивированное решение
составлено 26.01.2024
Решение
Именем Российской Федерации
19 января 2024 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи А.Л. Шамловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.И. Давлятовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловой Анны Владимировне к Законодательному собранию Приморского края о взыскании премии в пользу работника, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов,
установил:
в суд обратилась Фролова А.Н. с названным иском. В обоснование заявленных требований указав, что до дата работала сотрудником Законодательного собрания Приморского края, дата уволена с должности главного консультанта Управления информационно – технологического обеспечения аппарата Законодательного собрания Приморского края в связи с сокращением штатов. При получении расчета по увольнению ей не была выплачена премия по итогам первого полугодия 2023 г., которая была выплачена всем остальным работникам аппарата ЗСПК. На момент увольнения у нее отсутствовали дисциплинарные взыскания, с приказом о лишении премии, если таковой существует, истец ознакомлена не была, в связи с чем, считает невыплату ей премии нарушением трудового законодательства со стороны работодателя.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные исковые требования, истец просит суд взыскать с ответчика- Законодательное собрание Приморского края в свою пользу премию по итогам работы за 1-ое полугодие 2023 г. в размере ? должностного оклада истца по состоянию на июль 2023 г., что составляет 35 655 рублей 00 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей, судебные расходы в размере 82 700 рублей
В судебном заседании представитель истца заявленные требования подержал в полном объёме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, по доводам и основаниям, указанным в письменных возражениях.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со ст. 73 ФЗ от 27.07.2004 № 79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Положением статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) - часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
К дополнительным выплатам относятся, в том числе премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) - пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
Премии государственным гражданским служащим аппарата Законодательного Собрания Приморского края выплачивается в соответствии с Федеральным законом и принятым на его основе Положением о премировании государственных гражданских служащих Приморского края, замещающих должности в аппарате ЗСПК, за выполнение особо важных и сложных заданий, утвержденным распоряжением Председателя ЗСПК от дата №-л.
В соответствии с п. 2 Положения премирование гражданских служащих осуществляется по итогам выполнения особо важных и сложных заданий, предварительные результаты которых отражаются в соответствующей служебной записке руководителя аппарата законодательного Собрания Приморского края, представляемой Председателю Законодательного Собрания.
Исходя из пункта 3 Положения премии выплачиваются за выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе: за оперативное выполнение заданий, имеющих особое значение для Законодательного Собрания, за выполнение срочных и непредвиденных работ, за активное участие в подготовке и проведении мероприятий по обеспечению деятельности Законодательного Собрания, за творческий подход гражданского служащего к подготовке инициативных предложений по совершенствованию деятельности Законодательного Собрания.
В силу определения Конституционного суда РФ от 27 июня 2023 года № 1703-О «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Аношиной Инны Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 135 и 191 ТК РФ, а также пунктом 4 части 5 статьи 50 ФЗ « О государственной гражданской службе РФ» к дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания государственного гражданского служащего относятся премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается), не соответствует Конституции РФ, в том числе ее статьям 37 (часть 3), 55 (часть 3), 75 (часть 5) и 75.1, поскольку по смыслу придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют представителю нанимателя произвольно принимать решение о выплате входящих в состав денежного содержания государственного гражданского служащего премий ( в частности, премии за выполнение особо важных и сложных заданий) и тем самым нарушать право государственного гражданского служащего на справедливую оплату его труда без какой-либо дискриминации. Отказывая в принятии жалобы КС РФ было указано, что при определении права государственного гражданского служащего на получение премии представитель нанимателя не действует произвольно, а оценивает усилия государственного гражданского служащего и его вклад в обеспечение эффективного функционирования госоргана. Тем самым, оспариваемая норма направлена на обеспечение баланса публичных интересов и частных интересов государственных гражданских служащих и не может расцениваться как нарушающая их права
Как установлено судом и следует из материалов дела истец проходила государственную гражданскую службу в аппарате Законодательного Собрания Приморского края в различных должностях с 2022 года, с 1 января 2022 года замещала должность «главный консультант управления информационно – технологического обеспечения аппарата Законодательного Собрания Приморского края».
Фролова А.В. в связи с распоряжением Председателя ЗСПК от дата № была освобождена от замещаемой должности и уволена с гражданской службы Приморского края дата в связи с сокращении должности в силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ от 27 июля 2004 № 79 «О государственной гражданской службе РФ».
При увольнении Фроловой А.В. было выплачено 442 577, 20 рублей, путем перевода на ее банковскую карт дата, что подтверждается расчетными ведомостями № и № от дата и реестрами № и № от дата.
Решение о выплате премии за период с дата по дата Фроловой А.В. Председателем Законодательного Собрания Приморского края не принималось.
Как следует из Положения о премировании государственных гражданских служащих, выплата премии гражданским служащим в _Законодательном Собрании производится по итогам выполнения особо важных и сложных заданий, в том числе: за оперативное выполнение заданий, имеющих особое значение для Законодательного Собрания, за выполнение срочных и непредвиденных работ, за активное участие в подготовке и проведении мероприятий по обеспечению деятельности Законодательного Собрания, за творческий подход гражданского служащего к подготовке инициативных предложений по совершенствованию деятельности Законодательного Собрания.
При этом оценивается выполнение работы гражданским служащим за определенный период, результаты этой работы, ее сложность и напряженность, количество и качество выполненных особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций Законодательного Собрания.
Объем и характер работы определяется должностным регламентом государственного гражданского служащего, содержащим его должностные обязанности, права, требования к должности и иные положения.
Должностные обязанности Фроловой А.В. определены разделом 3 должностного регламента главного консультанта управления информационно – технического обеспечения аппарата Законодательного Собрания Приморского края, утвержденным распоряжением председателя Законодательного Собрания Приморского края от 10.01.2022 №9-к.
Пунктом 9 данного раздела содержит порядка 40 должностных обязанностей, которые должна осуществлять истец, основными из которых являлись: осуществлять планирование закупок в соответствии с ФЗ- 44; оказывать помощь структурным подразделениям аппарата Законодательного Собрания Приморского края в части определения и обоснования начальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) выбирать способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), уточнять в рамках обоснования цены цену контракта и ее обоснование в извещениях об осуществлении закупок, уточнять в рамках обоснования цены цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); осуществлять подготовку извещений об осуществлении закупок, проектов контрактов, изменений в извещениях об осуществлении закупок; осуществлять подготовку протоколов заседаний Единой комиссии по осуществлению закупок на основании решений, принятых членами Единой комиссии; оказывать помощь структурным подразделениям аппарата Законодательного Собрания Приморского края в части подготовки описания объекта закупки; размещать в единой информационной системе извещения об осуществлении закупок, проекты контрактов, протоколы, предусмотренные ФЗ №4; обосновывать невозможность и нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика при заключении контракта;
Исходя из пункта 19 должностного регламента истца, эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности главного консультанта оценивается по следующим показателям: выполняемому объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины; качеству выполненной работы; способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты; инициативность, творческому подходу к решению поставленных задач.
Учитывая, что выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий не относится к постоянной части денежного довольствия, а являются премиями стимулирующего характера, выплачиваемыми государственным служащим в качестве поощрения за добросовестное исполнение обязанностей и их выплата не является безусловной обязанностью представителя нанимателя, оценка возможности выплаты служащему премии за выполнение особо важных и сложных заданий относится к исключительной компетенции работодателя, а не самого служащего, который в качестве работника беспристрастным при оценке своих профессионально-квалификационных качеств являться изначально не может, основанием для выплаты премии за особо важные и сложные задания является достижение гражданским служащим определенного результата, при этом законодатель именно работодателя наделил правом устанавливать факт наличия оснований, для производства стимулирующих выплат работникам и их размер, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о какой-либо дискриминации истца в части выплаты нанимателем премии.
Поскольку в части основных требований истцу отказано, суд не находит правовых оснований для удовлетворения производных требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 2540038468 ░░░░ 1022502273276) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░