04RS0№-08

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

28 сентября 2021 г.                                    г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Ботогоевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи административное исковое заявление Шулаева Е. Г., Богданова А. В. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, УФСИН России по Хабаровскому Краю, ФСИН России о признании бездействия незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, Шулаев Е.Г. и Богданов А.В., отбывающие наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, просят признать незаконными действия Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6» Управления ФСИН по Хабаровскому краю, ФСИН Российской Федерации, выразившиеся в содержании истцов в ненадлежащих условиях при отсутствии горячего водоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 200 000 рублей.

Требования были уточнены. Истцы просили признать незаконным бездействие ответчиков, выразившиеся в содержании истцов в ненадлежащих условиях при отсутствии горячего водоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ (Богданова А.В.) и с ДД.ММ.ГГГГ (Шулаева Е.Г.) по настоящее время, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 200 000 рублей в пользу каждого.

Исковые требования мотивированы тем, что Шулаев Е.Г. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с ДД.ММ.ГГГГ, Богданов А.В. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ За весь период содержания в ИК-6 отсутствует горячее водоснабжение, что не соответствует предъявляемым к содержанию осужденных требованиям. Из-за отсутствия горячей воды административному истцу трудно мыть посуду после приема пищи, поддерживать гигиену тела, холодная вода сводит в судорогах мышцы тела, голову невозможно мыть холодной водой. Истцы испытывают боль и страдания.

Определением суда в качестве соответчика привлечено УФСИН России по Хабаровскому Краю.

В судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи административные истцы Шулаев Е.Г. и Богданов А.В. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме. Дали суду аналогичные пояснения. Полагают, что должна быть применена преюдиция сложившейся судебной практики.

Представитель Рунова Е.В., действующая в интересах ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Управления ФСИН по Хабаровскому краю, ФСИН России исковые требования не признала. Пояснила суду, что горячее водоснабжение в учреждении действительно отсутствует. Нормативными актами не предусмотрена обязанность учреждения обеспечения осужденных горячей водой в камере. В поселке Эльбан Амурского района Хабаровского края горячее водоснабжение отсутствует. В самом учреждении горячее водоснабжение обеспечивается путем нагрева воды в бойлерах накопительного типа, установленных в душевых. В камерах, где содержатся осужденные, разрешается использовать кипятильник. В учреждении построена газовая котельная, которая может обеспечивать горячей водой только в летний период, однако она не введена в эксплуатацию. Полагает, что оснований для применения преюдиции нет, поскольку должен учитываться период нахождения истцов в исправительной колонии. Просила в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав административных истцов, представителя административных ответчиков, исследовав материалы административного дела, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Статьей 10 УИК Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В соответствии со статьей 99 УИК РФ минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть 3 статьи 101 УИК РФ).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Под факторами среды обитания согласно ст. 1 вышеуказанного Закона понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130- ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).

В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно - техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Судом установлено, что административный истец Шулаев Е.Г. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 в виде пожизненного лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Богданов А.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 в виде пожизненного лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

В камерах, где отбывали и отбывают наказание осужденные Шулаев Е.Г. и Богданов А.В., горячее водоснабжение отсутствует, что представителем ответчиков не оспаривалось.

Согласно представленного отзыва ФКУ ИК-6, заключения по результатам служебной проверки для обеспечения осужденных горячей водой предусмотрена газовая котельная для обеспечения учреждения горячей водой в летний период времени. На данный момент горячее водоснабжение зданий и сооружений ФКУ ИК-6 обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа только в отдельных помещениях (в душевых), в пос. Эльбан централизованное горячее водоснабжение отсутствует.

Согласно ответа заместителя прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дрожжина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Богданова А.В. об отсутствии горячего водоснабжения в жилых камерах, прокуратурой при осуществлении надзора установлены нарушения закона в части отсутствия горячего водоснабжения в жилых камерах для проживания осужденных к пожизненному лишению свободы. Прокуратурой направлен иск об устранении данных нарушений закона, решением суда исковые требования удовлетворены.

Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания”, следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 554, введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Соблюдение требований санитарии и гигиены является обязанностью не только для осужденных, но и для работников системы исполнения наказаний России.

Требования соблюдения санитарно-гигиенических норм, определяющих критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания человека, призваны устранить угрозу жизни и здоровью людей, а также возникновения и распространения заболеваний.

Согласно части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу п. 15 "Минимальных стандартных Правил обращения с заключенными" (Приняты в г. Женеве 30.08.1955) от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.

В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в непосредственном месте содержания Богданова А.В. и Шулаева Е.Г. (камерах) ФКУ ИК-6 отсутствовало и отсутствует горячее водоснабжение, что является нарушением условий содержания в исправительном учреждении.

Отсутствие горячего водоснабжения в камере административных истцов связанно с нерабочим состоянием газовой котельной, которая должна обеспечивать горячее водоснабжение ФКУ ИК-6. При наличии технической возможности подачи горячей воды в камеры, административными ответчиками допустимые и разумно возможные способы обеспечения горячей водой заключенного (в том числе нагрев в целях гигиены воды для передачи в камеру, покидать которую не предусмотрено режимом содержания) за исключением двух раз в неделю в целях мытья, не применяются, что с позиции вышеприведенных норм международного и национального права в комплексном их анализе не может считаться основанием для вывода о надлежащем и достаточном обеспечении возможности личной гигиены заключенного.

В связи с данными обстоятельствами судом установлено незаконное бездействие административных ответчиков по обеспечению горячим водоснабжением административных истцов Шулаева Е.Г. и Богданова А.В. в объемах, достаточных для соблюдения последними личной гигиены ежедневно, из чего следует обязанность устранить выявленное нарушение, а также напрямую следует основание для взыскания в пользу административных истцов компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Верховным судом Российской Федерации в пункте 2 Постановления Пленума от 27.06.2013 N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 и Протоколов к ней" разъяснено, что с целью эффективной защиты прав и свобод человека судами учитываются правовые позиции Европейского суда, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении и других государств - участников Конвенции. При этом правовая позиция учитывается судом, если обстоятельства рассматриваемого дела являются аналогичными обстоятельствам, ставшим предметом анализа и выводов Европейского Суда.

    Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, выраженной в решении от 17 марта 2020 г. по делу «Шмелев Е.М. и другие против Российской Федерации» относительно размера присуждаемой финансовой компенсации, в соответствии с принципом субсидиарности власти государств – ответчиков следует наделять более широкими пределами усмотрения в отношении исполнения пилотного постановления и в оценке размера подлежащей выплате компенсации. Данная оценка должна проводиться в порядке, предусмотренном их правовой системой и традициями, и учитывать уровень жизни в соответствующей стране, даже если это приводит к выплате меньших сумм, чем те, что присуждает Европейский Суд в аналогичных ситуациях.

Из анализа действующего законодательства следует, что размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были нарушены условия содержания в исправительных учреждениях, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.

При определении размера компенсации суд исходит из принципов разумности и справедливости. Учитывая, что административным ответчиком принимались определенные меры к обеспечению горячего водоснабжения корпуса, в котором содержатся административные истцы, в учреждении обеспечено альтернативное горячее водоснабжение электрическими нагревателями в помещениях душевых, которым пользуются истцы два раза в неделю в целях соблюдения личной гигиены, принимая во внимание характер допущенного нарушения, период, в который административные истцы не были обеспечены горячим водоснабжением в непосредственном месте своего его содержания (в камере), с ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ г. соответственно по день вынесения настоящего решения 28.09.2021 г., суд считает справедливой и достаточной компенсацию в размере по 15 000 рублей в пользу каждого.

Указанная сумма компенсации, по мнению суда, является соразмерной допущенным нарушениям условий содержания осужденных Шулаева Е.Г. и Богданова А.В. в исправительном учреждении, соответствует принципу разумности и справедливости, обеспечивает соблюдение баланса между нарушенными правами истцов и мерой ответственности государства.

Компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации.

В данной части решение в силу ч. 9 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227.1, 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 6 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 000 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                   ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-5077/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шулаев Евгений Григорьевич
Богданов Алексей Викторович
Ответчики
ФСИН России
Управление федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Рабданова Г.Г.
Дело на сайте суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
08.09.2021Регистрация административного искового заявления
08.09.2021Передача материалов судье
13.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2021Подготовка дела (собеседование)
17.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее