Решение по делу № 33-954/2017 от 05.04.2017

Судья Гуманец О.В.                 № 33-954/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«26» апреля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Ильиной И.Н.,

судей Ивановой О.А., Зиновьевой Г.Н.,

при секретаре Добряковой Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы городского округа город Шарья Костромской области Царицына И.Ю. на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 30 января 2017 года, которым исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Сапегиной А.Н. к администрации городского округа город Шарья о предоставлении жилого помещения удовлетворены. На администрацию городского округа город Шарья Костромской области возложена обязанность предоставить Сапегиной А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья.

Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., выслушав прокурора Рылову Т.В., полагавшую апелляционную жалобу оставить без удовлетворения,судебная коллегия

установила:

Нерехтский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Сапегиной А.Н. к администрации городского округа город Шарья Костромской области о предоставлении Сапегиной А.Н. на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям, изолированного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья.

Требования мотивированы тем, Сапегина А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жильем. Мать Сапегиной А.Н. - ФИО7 на основании решения Нерехтского районного суда от 21 мая 2010 года лишена родительских прав в отношении дочери, отец - ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ. Приказом территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области № 228-О от 28 июля 2010 года опекуном над несовершеннолетней Сапегиной А.Н. назначена ФИО9, которая приходится ей тетей. С момента установления опеки Сапегина А.Н. постоянно проживала вместе с опекуном по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение на праве общей совместной собственности принадлежит ФИО10 и ФИО9 С 2006 года Сапегина А.Н. постоянно проживала по адресу: <адрес>, зарегистрирована по указанному адресу с 10 мая 2010 года. С 22 октября 2009 года находилась на полном государственном обеспечении в ОГКУ «<данные изъяты>», то есть регистрация по вышеуказанному адресу была произведена директором Центра, носила административный характер и не подтверждала фактическое проживание по данному адресу. Согласно информации Ёмсненского сельского поселения муниципального района г. Нерехта и Нерехтского района Костромской области от 15 июня 2016 года №42 помещение по вышеуказанному адресу в реестре объектов муниципального имущества не числиться. Данное жилое помещение принадлежало ГП «<данные изъяты>» и находится в его собственности. Кроме того, данное жилое помещение не отвечает санитарным и техническим требованиям, так как в нём отсутствует отопление, водопровод, оконные рамы разрушены. Приказом территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области № 160-О от 04 июня 2010 года Сапегина А.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Жилых помещений в собственности Сапегиной А.Н. не имеется, нанимателем по договору социального найма, а также членом семьи нанимателя по договору социального найма она не является, нуждается в предоставлении жилого помещения.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены администрация Костромской области, департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе глава городского округа город Шарья Костромской области Царицын И.Ю. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что судом не приняты во внимание доводы о том, что администрация городского округа город Шарья может приобрести жилые помещения в рамках исполнения государственных полномочий только в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели городскому округу город Шарья Законом Костромской области от 20.12.2016 г. №176-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2017 года» в размере 6873,7 тыс. рублей, т.е. в отношении ограниченного числа граждан. Обращает внимание, что переданных бюджету городского округа в 2017 году субвенций достаточно для приобретения лишь семи квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом на момент рассмотрения дела оставались неисполненными 37 судебных решений о предоставлении лицам указанной категории жилья, принятых в 2015-2016 годах. Таким образом, выделенных областным бюджетом на 2017 год денежных средств не хватит даже на исполнение судебных актов, вынесенных ещё в 2015-2016 годах. А поскольку дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий является правом, а не обязанность органа местного самоуправления, и эти средства отсутствуют, то оснований для возложения ответственности на администрацию и удовлетворения иска у суда не имелось.

В возражениях относительно апелляционной жалобы администрация <адрес>, департамент финансов <адрес>, Нерехтский межрайонный прокурор полагают решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

        Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», пришёл к выводу о том, что Сапегина А.Н. должна быть обеспечена жильем по месту жительства на территории г. Шарьи, а обязанность по предоставлению ей жилого помещения лежит на муниципальном образовании городской округ город Шарья в лице администрации городского округа город Шарья.

        Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.

        В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

        Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. №15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013 г.) и статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

        По настоящему делу такие юридические факты установлены, в связи с чем суд пришёл к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о предоставлении Сапегиной А.Н. жилого помещения.

        Так, судом установлено и материалами дела подтверждается, что Сапегина А.Н.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Согласно справке ОГУ «<данные изъяты>» от 22 ноября 2016 года Сапегина А.Н. находилась в данном учреждении на полном государственном обеспечении в периоды с 02 июня 2009 года по 01 июля 2009 года и с 22 октября 2009 года по 28 июля 2010 года.

Приказом территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области № 228-О от 28 июля 2010 года опекуном над несовершеннолетней Сапегиной А.Н. назначена ФИО9 С этого времени истица проживала по месту жительства опекуна по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве общей совместной собственности ФИО9 и ФИО10

        Приказом территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области № 160-О от 04 июня 2010 года Сапегина А.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Сапегина А.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение принадлежало на праве собственности ГП «Племзавод «Лужки». Впоследствии было списано с баланса в связи с аварийным и непригодным для нормальной эксплуатации состоянием.

Согласно показаниям допрошенной в качестве свидетеля ФИО12, являющейся ведущим специалистом-экспертом ТОСЗН ОиП по муниципальному району г. Нерехта и Нерехтский район, Сапегина А.Н. не проживала в жилом помещении по адресу: <адрес>, поскольку оно было непригодно, фактически её семья жила по адресу: <адрес>, снимали квартиру.

Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним собственниками жилого помещения по <адрес> являются ФИО13 и ФИО14

В настоящее время Сапегина обучается в промышленно-экономическом колледже в г. Ярославле, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>-общежитие.

Сведений о том, что Сапегина А.Н. является собственником жилого помещения или нанимателем муниципального жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, или членом семьи нанимателя жилого помещения, материалы дела не содержат.

        Таким образом, объективная нуждаемость истицы в жилье ввиду отсутствия у неё в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма подтверждается материалами дела.

        Установив приведённые выше обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований и предоставления Сапегиной А.Н. жилого помещения специализированного жилищного фонда.

        Правильными являются и выводы суда о возложении обязанности по предоставлению жилья на муниципальное образование городской округ город Шарья.

        Пунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

        Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жилыми помещениями, регулируются Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

        Согласно п. 8 ст. 8 вышеназванного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

        В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

        Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

        Законом Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (ч. 1 ст. 3 Закона).

        В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:

        1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

        2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет;

        3) принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;

        4) выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.

        Согласно Приложению 18 к Закону Костромской области от 20.12.2016 г. №176-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», содержащему таблицу 20 «Распределение субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных районов и городских округов в 2017 году на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», городскому округу г. Шарья переданы субвенции в размере 6 876,7 тыс. руб.

        Таким образом, вывод суда первой инстанции о возложении на администрацию городского округ г. Шарья обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда согласуется с действующим федеральным и региональным законодательством.

        Ссылка в апелляционной жалобе на то, что бюджетные средства выделены на приобретение жилых помещений только в отношении ограниченного числа граждан, а, кроме того, указанных денежных средств недостаточно для исполнения решений суда, принятых в 2015-2016 годах и неисполненных, основанием для отмены настоящего решения суда не является, поскольку возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.

        Кроме того, вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.

Учитывая изложенное решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба главы городского округа город Шарья Костромской области Царицына И.Ю. - отклонению.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шарьинского районного суда Костромской области от 30 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы городского округа город Шарья Костромской области Царицына И.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-954/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Нерехтский межрайонный прокурор
Сапегина А.Н.
Ответчики
Администрация г.о.г Шарья
Другие
Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области
Департамент финансов Костромской области
Администрация Костромской области
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
Суд
Костромской областной суд
Судья
Иванова Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
26.04.2017Судебное заседание
03.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее