Дело № 3а-255/2021
42OS0000-01-2021-000360-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,
при секретаре Горн Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«30» ноября 2021 года
дело по административному исковому заявлению Сотникова Олега Владимировича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Сотников О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что Сотников О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 944 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты торгово-коммунального назначения, расположенного по адресу: <адрес>, стекольный завод.
Кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером № площадью 945 кв.м., действовавшая в период с 01 января 2016 года до 17 августа 2021 года, определена по состоянию на 1 августа 2014 года и составляла 2 136 855, 69 руб.
17 августа 2021 года актом ФГБУ «ФКП Росреестра по Кемеровской области» - Кузбассу кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 2 135 724,48 рублей в связи с изменением площади земельного участка.
При этом исходя из отчета ООО «Сибирское юридическое бюро» от 23 июля 2021 года № 42/111-2021 рыночная стоимость земельного участка на дату оценки 1 августа 2014 года составляет 452 000 руб.
С учетом изложенного, ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости.
Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Кокин М.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил восстановить срок для обращения с настоящим иском в суд, пояснил, что просит установить архивную кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, равной 452 000 рублей, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года.
Административные ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, ФГБУ «ФКП Росреестра по Кемеровской области» - Кузбассу, Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса, заинтересованное лицо администрация Анжеро-Судженского городского округа, своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Управление Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу, ФГБУ «ФКП Росреестра по Кемеровской области» - Кузбассу представили письменные возражения, указывая на то, что не являются административными ответчиками по делу, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей (л.д. 58, 74).
Администрация Анжеро-Судженского городского округа представила возражения на административное исковое заявление (л.д. 83-84).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Частью 1 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установлено, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ или Федеральным законом № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).
Положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года (часть 6 статьи 24, часть 1 статьи 25 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»)
Таким образом, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, Сотников О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1038 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты торгово-коммунального назначения, расположенного по адресу: <адрес>, стекольный завод, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости от 1 июля 2021 года (л.д. 86 - 93).
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет 10 октября 2006 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 1 июля 2021 года, кадастровая стоимость земельного участка, площадью 945 кв.м., определенная по состоянию на 1 августа 2014 года, сведения о которой внесены ЕГРН 31 декабря 2015 года, составляет 2 136 855,69 руб. (л.д. 7, 8 - 14).
17 августа 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером № в связи с исправлением реестровой ошибки (площадь уточнена и составила 944 кв.м.). Данные обстоятельства повлекли измерение кадастровой стоимости земельного участка, которая была определена актом ФГБУ «ФКП Росреестра по Кемеровской области» - Кузбассу от 17 августа 2021 года в размере 2 135 724,48 рублей по состоянию на дату учета изменений характеристик земельного участка (74 – 75).
Далее, 27 октября 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером № в связи с исправлением реестровой ошибки (площадь уточнена и составила 1038 кв.м.), что повлекло измерение кадастровой стоимости земельного участка, которая была определена актом ФГБУ «ФКП Росреестра по Кемеровской области» - Кузбассу от 27 октября 2021 года в размере 2 348 391,96 рублей по состоянию на дату учета изменений характеристик земельного участка (л.д. 74 – 75, 86).
Соответственно, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 01 августа 2014 года в размере 2 136 855,69 руб., является архивной.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка используется для целей налогообложения (налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом), суд усматривает наличие у Сотникова О.В. заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащего ему земельного участка.
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника земельного участка, являющегося плательщиком земельного налога в том числе за 2021 год, размер которого определяется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В суд с настоящим административным исковым заявлением Сотников О.В. обратился 18 октября 2021 года, то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.
Оценивая наличие уважительных причин пропуска установленного законом срока и оснований к его восстановлению, суд исходит из следующего.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска.
С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание также то, что очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Кемеровской области не проведена, суд считает возможным восстановить Сотникову О.В. срок для подачи административного искового заявления.
Из представленного административным истцом отчета № 42/111-2021 от 23 июля 2021 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленного оценщиком ООО «Сибирское юридическое бюро» (л.д. 16-51), следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки - 1 августа 2014 года составляет 452 000 руб.
Проверяя относимость и допустимость отчета оценщика к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.
Дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости – 1 августа 2014 года, соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Оценивая указанный отчет оценщика о рыночной стоимости земельного участка, суд исходит из того, что он содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельного участка, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. В результате выбора подходов оценщиком для оценки земельного участка отобран сравнительный подход (описано применение метода сравнения продаж), отказ от использования затратного и доходного подходов и иных методов мотивирован. Оценщиком приведен анализ сегмента рынка объекта оценки, с учетом характеристик исследуемого земельного участка подобраны наиболее соответствующие ему объекты-аналоги, применены корректировки на дату сделки, площадь, местоположение, расположение относительно «красной линии», приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки. В отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком. Отчет содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Административными ответчиками и заинтересованным лицом по данному делу не приведено каких-либо убедительных доводов либо доказательств, опровергающих выводы оценщика относительно рыночной стоимости указанного земельного участка.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объектов оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости земельного участка, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость земельного участка, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости.
Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка в размере 452 000 рублей по состоянию на 1 августа 2014 года является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом оценщика, в связи с чем административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В силу положений пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при изменении кадастровых сведений, ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведения сохраняются (архивные сведения).
Согласно абз. 4 п. 1.1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Исходя из положений названных выше норм, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, устанавливаемые настоящим решением, подлежат применению с 01 января 2016 года и по 16 августа 2021 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований об административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, которые основаны на законе.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Сотникова Олега Владимировича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 945 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты торгово-коммунального назначения, расположенного по адресу: <адрес>, стекольный завод, в размере рыночной стоимости равной 452 000 рублей, определенной по состоянию на 1 августа 2014 года.
Дата обращения Сотникова Олега Владимировича в суд с настоящим административным исковым заявлением – 18 октября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Киклевич С.В.
Решение в окончательной форме принято «1» декабря 2021 года.